Занятие "Времена года"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Игры , упражнения на развие словаря и грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ines.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие Тема: «Времена года» |
Задачи:
Ход занятия. 1.Организационный момент. - Посмотри, у нас сегодня много гостей. Они хотят с тобой познакомиться. Будешь отвечать на вопросы короткими фразами. (Вопросы гостей): - Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? - В каком классе учишься? - Как зовут твою учительницу?
2.Сообщение темы занятия. - Что делали гости? ( Задавали вопросы) - Что делал ты? ( Отвечал на вопросы) - Сформулируй тему нашего занятия, чем мы будем на нем заниматься? ( Учиться задавать вопросы и отвечать на них). - А чему будут посвящены наши вопросы и ответы на них, ты узнаешь, если послушаешь сказку-загадку.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СКАЗКА СТАРИК - ГОДОВИК Вышел Старик-годовик, стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул Старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Махнул Старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул Старик- годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Махнул Старик- годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.
- Сколько раз махнул рукавом Старик-годовик? - Сколько птиц вылетало из рукава Старика-годовика каждый раз? - Что это за птицы? - Какой теме будут посвящены наши вопросы? (временам года)
ЗАГАДКА. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Жизнь деревьев тоже меняется с наступлением разных времен года. Итак, начинаем путешествие. На маршрутном листе будешь отмечать месяцы разными цветами. Послушай стихотворение: … Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Белый ковер, мороз, снегопад, Санки, лыжи, коньки, снегокат, Горка, каток, сугробы, снежки, Елка, Снегурочка, снеговики, Валенки, шуба, штаны, рукавицы, Дятел, сова, ворона, синица. Быстро темнеет, снежинки порхают, Ну и когда же все это бывает. (Зимой) ( ученик отмечает зимние месяцы синим карандашом)
- Давай подойдем к нашему волшебному дереву. Посмотри, сколько много слов убежало из нашего стихотворения и поселилось на дереве. Найди для каждого убежавшего слова графическую схему. (Снеговик, валенки, горка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снег)
- Зимой все вокруг покрыто белым снегом. Давай поиграем с этим словом . ( игра с мячом).
Игра «Доскажи словечко». Ученик добавляет слова, связанные со словом снег. … Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю (снег) С неба все скользят пушинки – Серебристые (снежинки). На поселки, на лужок Все снижается (снежок). Вот веселье для ребят – Все сильнее (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть (в снежки).
Игра в снежки - А ты хочешь поиграть со мной в снежки? Тогда давай поиграем. Я буду задавать вопросы по признакам разных времен года, а ты выбирай только те, которые бывают зимой, говори «Да». Если этого зимой не бывает, говори «Нет», если ошибешься, отдаешь мне снежок.
- Деревья стоят голые? - Часто идет дождь? - Листья желтеют? - Реки и лужи покрыты льдом? - Зеленеет трава? - Солнце светит редко? - Люди собирают урожай? - Земля покрыта снегом? - Летают бабочки и жуки? - Дети катаются на санках?
- Поиграли в снежки, замерзли. А можно заболеть от зимних забав? Что делают люди, когда болеют? ( Кашляют)
УПРАЖНЕНИЕ. «Выкашливание гласных - Э -А -О -У» Чтобы не заболеть, мы должны с тобой погреться.
ИГРА «Погреемся» … Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки. Ножками потопаем, И себя похлопаем.
УПРАЖНЕНИЕ «Логическое ударение». Выделение главного по смыслу слова во фразе. - Повышай голос на выделенных словах. Будешь переносить логическое ударение с одного слова на другое. В каждой фразе делай ударение только на одном слове и каждый раз на новом. В каждой фразе будет меняться интонация.
ЗИМОЙ идет пушистый снег? Зимой ИДЕТ пушистый снег? Зимой идет ПУШИСТЫЙ снег? Зимой идет пушистый СНЕГ?
УПРАЖНЕНИЕ «Буря». - В конце зимы снег начинает таять. На крышах домов появляются сосульки. Представим, что сосулька висит. Поднять руки вверх, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело.
УПРАЖНЕНИЕ «Сосулька» У нас под крышей белый гвоздь висит, Солнце взойдет и гвоздь упадет. ( опустить руки, расслабляя их)
Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Солнышко, сосульки, почки, Одуванчики, листочки, Капли, лужи, ручейки, Мухи, бабочки, жуки. Птицы с юга прилетают, Ну, когда это бывает? ( весной)
Отметить весенние месяцы зеленым карандашом. - Давай походим с тобой по весенним лужам. На каждую строчку – 4 шага ( 16 луж) … Я по лужицам шагаю, В лужу ножкой попадаю, Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, Принесла вода потоп.
Игра с мячом. Возьмем на другой стороне мяч. Говорим считалку и ударяем мячом об пол. (на каждую строчку – 4 удара) … Вот идет, идет весна, Быстроногая она. По лужайкам: топ-топ, А по лужам: шлеп-шлеп.
ИГРА «Без чего не бывает весны» - Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без птиц и т.д. ( отвечая на вопросы, ученик кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги.)
Мы картиночки покажем И про каждую расскажем Солнце, сарафан, клубничка, Мухомор, листва, пшеничка. Дождик, радуга, гроза, Крот, лягушка, стрекоза, Розы, васильки, ромашки, Птицы, комары, букашки… И когда бывает это? Ну конечно, дети летом. УПРАЖНЕНИЕ «Загораем» … Мы прекрасно загораем, Выше ноги поднимаем, Держим, держим, напрягаем, Загорели! Опускаем! Образование относительных прилагательных. - Летом очень много цветов, они растут на лугу, в поле, в саду, в лесу. Как называются цветы, которые растут на: - лугу … - в поле … - в поле… - в саду …
Подбор прилагательных. - Мы прощаемся с летом и говорим о нем ласковые слова. Лето - теплое, ласковое, любимое, солнечное, жаркое, долгожданное… Солнце летом – летнее, яркое, теплое, ласковое, лучистое… Трава летом – зеленая, сочная, густая, шелковистая, высокая… Дни летом – длинные, долгие, теплые, жаркие, радостные…
Развитие связной речи. Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении . … Прошло лето и наступила………(осень). Дни стали ……(короче) Подул …….(ветер). Стало …..(холодно). Люди одеваются …..(в теплую одежду) На деревьях ….(желтые листья) Моросит …(дождь) Люди собирают…(урожай). Скоро наступит… (зима).
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ: - Почему Старик-годовик махал рукавом 4 раза? - Почему вылетало именно 3 птицы? - Что это за птицы? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....