Занятие "Времена года"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пачкова Лариса Александровна

Игры , упражнения на развие словаря и грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие Тема: «Времена года»

Задачи:

  • Отработать навыки правильного дыхания.
  • Активизировать работу речевых мышц.
  • Упражнять в координации  слова с движением.
  • Развивать чувства ритма.
  • Обучать приемам  мышечной релаксации.
  • Закреплять навыки плавной речи при ответах на вопросы.
  • Провести лексико-грамматическую работу  по теме «Времена года».

 

Ход занятия.

1.Организационный  момент.

- Посмотри, у нас сегодня много гостей. Они хотят с тобой познакомиться. Будешь отвечать на вопросы короткими фразами.

(Вопросы гостей):

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- В каком классе учишься?

- Как зовут твою учительницу?

 

2.Сообщение темы занятия.

- Что делали гости? ( Задавали вопросы)

- Что делал ты? ( Отвечал на вопросы)

- Сформулируй тему нашего занятия, чем мы будем на нем заниматься? ( Учиться задавать вопросы и отвечать на них).

- А чему будут посвящены наши вопросы и ответы на них, ты узнаешь, если  послушаешь  сказку-загадку.

 

3. ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ.

СКАЗКА

СТАРИК - ГОДОВИК

Вышел Старик-годовик, стал махать  рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул Старик-годовик  первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.

Махнул Старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы.

Махнул Старик- годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно.

Махнул Старик- годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.

 

- Сколько раз махнул рукавом Старик-годовик?

- Сколько птиц вылетало из рукава Старика-годовика каждый раз?

- Что это за птицы?

- Какой теме будут посвящены наши вопросы? (временам года)

 

ЗАГАДКА. 

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.      

                                                                                          (Дерево)

 

Жизнь деревьев тоже меняется с наступлением разных времен года.

Итак, начинаем путешествие.

На маршрутном листе будешь отмечать месяцы разными  цветами.

Послушай стихотворение:

… Мы  картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Белый ковер, мороз, снегопад,

Санки, лыжи, коньки, снегокат,

Горка, каток, сугробы, снежки,

Елка, Снегурочка, снеговики,

Валенки, шуба, штаны, рукавицы,

Дятел, сова, ворона, синица.

Быстро темнеет, снежинки порхают,

Ну и когда же все это бывает.

                              (Зимой)

( ученик отмечает зимние месяцы синим карандашом)

 

- Давай подойдем к нашему  волшебному дереву. Посмотри, сколько много слов  убежало из нашего стихотворения и поселилось на дереве.

Найди для каждого убежавшего слова графическую схему.

(Снеговик, валенки, горка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снег)

 

- Зимой все вокруг  покрыто белым снегом. Давай поиграем с этим словом . ( игра с мячом).

 

Игра «Доскажи словечко».

Ученик добавляет слова, связанные со словом снег.

… Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю  (снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые (снежинки).

На поселки,  на лужок

Все снижается (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все  сильнее   (снегопад)

Все  бегут вперегонки,

Все хотят играть  (в снежки).

 

Игра  в снежки

- А ты хочешь поиграть со мной в снежки? Тогда давай поиграем.

 Я буду задавать  вопросы по признакам разных времен года, а ты выбирай только те, которые бывают зимой, говори «Да». Если этого зимой не бывает, говори «Нет», если ошибешься, отдаешь мне снежок.

 

- Деревья стоят голые?

- Часто идет дождь?

- Листья желтеют?

- Реки и лужи покрыты льдом?

- Зеленеет трава?

- Солнце светит редко?

- Люди собирают урожай?

- Земля покрыта снегом?

- Летают бабочки и жуки?

- Дети катаются на санках?

 

- Поиграли в снежки, замерзли. А можно заболеть от зимних забав? Что делают люди, когда болеют? ( Кашляют)

 

УПРАЖНЕНИЕ.  «Выкашливание гласных  - Э  -А   -О   -У»

Чтобы  не заболеть,  мы должны с тобой погреться.

 

ИГРА  «Погреемся»

… Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Ножками потопаем,

И себя похлопаем.

 

УПРАЖНЕНИЕ «Логическое ударение». Выделение главного по смыслу  слова во фразе.

- Повышай голос на выделенных словах. Будешь переносить логическое  ударение с одного слова на другое. В каждой фразе делай ударение только на одном слове и каждый раз на новом. В каждой фразе будет меняться интонация.

 

            ЗИМОЙ   идет пушистый снег?

            Зимой ИДЕТ пушистый снег?

            Зимой идет ПУШИСТЫЙ снег?

            Зимой идет пушистый СНЕГ?

 

УПРАЖНЕНИЕ  «Буря».

- В конце зимы снег начинает таять. На крышах домов появляются сосульки. Представим, что сосулька висит. Поднять руки вверх, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело.

 

УПРАЖНЕНИЕ  «Сосулька»

            У нас под крышей белый гвоздь висит,

            Солнце взойдет и гвоздь упадет.

            ( опустить руки, расслабляя их)

 

            Мы картиночки покажем

            И про каждую расскажем:

            Солнышко, сосульки, почки,

            Одуванчики, листочки,

            Капли, лужи, ручейки,

            Мухи, бабочки, жуки.

            Птицы с юга прилетают,

            Ну, когда это бывает?

                            ( весной)

 

Отметить весенние месяцы зеленым карандашом.

- Давай походим с тобой по весенним лужам. На каждую строчку – 4 шага ( 16 луж)

… Я по лужицам шагаю,

В лужу ножкой попадаю,

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,

Принесла вода потоп.

 

Игра с мячом. Возьмем на другой стороне мяч. Говорим считалку и ударяем  мячом об пол. (на каждую строчку – 4 удара)

… Вот идет, идет весна,

Быстроногая она.

По лужайкам: топ-топ,

А по лужам: шлеп-шлеп.

 

ИГРА   «Без чего не бывает весны»

- Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без птиц и т.д.

( отвечая на вопросы, ученик кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги.)

 

Мы картиночки  покажем

И про каждую расскажем

Солнце, сарафан, клубничка,

Мухомор, листва, пшеничка.

Дождик, радуга, гроза,

Крот, лягушка, стрекоза,

Розы, васильки, ромашки,

Птицы, комары, букашки…

И когда бывает это?

Ну конечно, дети летом.  

УПРАЖНЕНИЕ   «Загораем»

… Мы прекрасно загораем,

Выше ноги поднимаем,

Держим, держим, напрягаем,

Загорели!

Опускаем!

Образование относительных прилагательных.

- Летом очень много цветов, они растут на лугу, в поле, в саду, в лесу.

 Как называются цветы, которые  растут на:

- лугу …                          - в поле …

- в поле…                       - в саду …

 

Подбор прилагательных.

- Мы прощаемся с летом  и  говорим о нем ласковые слова.

Лето -  теплое, ласковое, любимое, солнечное, жаркое, долгожданное…

Солнце летом – летнее, яркое, теплое, ласковое, лучистое…

Трава летом – зеленая, сочная, густая, шелковистая, высокая…

Дни летом – длинные, долгие, теплые, жаркие, радостные…

                                 

Развитие связной речи.

Составление  связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении .

… Прошло лето и наступила………(осень).

Дни стали ……(короче)

Подул  …….(ветер).

Стало …..(холодно).

Люди одеваются …..(в теплую одежду)

На деревьях ….(желтые листья)

Моросит …(дождь)

Люди собирают…(урожай).

Скоро наступит… (зима). 

 

4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Почему Старик-годовик  махал  рукавом 4 раза?

- Почему вылетало именно 3 птицы?

- Что это за птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....