Сенсорное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии

У детей с ОНР зрение и слух физиологически сохранны, а процесс  восприятия, которыйявляется компонентом сенсорного развития, несколько затруднён- снижен его темп, сужен объём, недостаточна точность восприятия. В консультации описывается как страдает сенсорное развитие у детей при каждом уровне ОНР. и какую роль играет коррекционная работа с детьми с ОНР в сенсорном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Сенсорное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи»

Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Для общего развития ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Эти ощущения развиваются и формируются естественным путем, но, чем больше разнообразной информации поступает к ребенку, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта.

В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Ребенок знакомится со всеми разновидностями свойств - цветами спектра, с геометрическими формами; у детей развиваются познавательные умения, то есть умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; развиваются речевые умения, то есть ребенок учится понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм.

В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.           В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей с общим недоразвитием речи зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

Дети с первым уровнем речевого развития не ориентируются в пространстве и времени; не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами.

Дети со вторым уровнем речевого развития ограничиваются перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их свойства - величину, форму, цвет; также не ориентируются в пространстве и во времени; одним и тем же словом могут называть многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам.    

  Дети с третьим уровнем речевого развития обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта, но не используют трудные для них слова и выражения; также возникают трудности в определении пространства, времени.

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка, занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная развивающая предметно-пространственная образовательная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

Огромную  роль в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи играет сенсорное развитие.

Для развития зрительного восприятия в развивающей предметно-пространственной образовательной среде необходимы пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации; игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом; создаются коллекции типа «Гора самоцветов»; н/п игры типа «Наведи порядок», «Что спрятал художник», «Запомни и повтори» и т.п., блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.

Игры на развитие зрительного восприятия (восприятие  формы, цвета, величины, пространства).

«Геометрический планшет».

Это пособие было изобретено М. Монтессори. Оно прекрасно развивает мелкую моторику, абстрактное мышление, знакомит с геометрическими понятиями.  

С помощью цветных резиночек ребенок "рисует" на планшете разнообразные фигуры, геометрические формы, цифры, животных, птиц и т.п. Нужно только зацепить один конец резиночки за один гвоздик, натянуть и закрепить ее другой конец на другом гвоздике. Из нескольких натянутых резиночек складывается рисунок.

«Помоги другу», «Нарисуй глазами».

Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе могут использоваться схемы зрительно-двигательных траекторий. По "дорожкам" бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами, "помочь" сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается "рисовать" глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

«Собери бусы».

Для игры используют крышки от пластиковых бутылок с отверстием в центре и шнурок. Ребенок должен  собрать бусы по образцу, различая  цвета. Так же ребенок может упражняться в счете, если сделать карточку с цифрами (если цифра красного цвета - одеть на шнурок крышки соответствующего цвета и т.д.)

2-ой вариант игры: использовать как мозаику, раскладывая крышки без шнурка (задание для ребенка - "укрась коврик, полянку цветами" и т.д.) 

«Волчок Кюкельхауза».

Шесть квадратных пластин-волчков с рисунком на лицевой (верхней) стороне. При вращении волчка ребенок видит нечто необычное - не то, что ожидал увидеть. Неподвижное начинает двигаться. Движущееся становится неподвижным. Возникают интересные узоры и неожиданные цвета.

Получение иллюзий требует определенных физических действий. На нижней стороне каждой пластины, строго в центре, находится «пятка» - пластмассовая сплюснутая полусфера, служащая опорой. Если поставить волчок пяткой на стол или на пол и крутануть руками за края, он будет свободно вращаться - иногда очень быстро, иногда совсем медленно.  

Игра способствует развитию зрительного и тактильного анализаторов, умения описывать результаты опыта, формирует наблюдательность, побуждает детей к исследованиям и рукоделию, создает мотивацию к продуктивному общению.

Для развития слухового восприятия - пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, звучащие игрушки, аудиозаписи с детскими,  женскими, мужскими голосами, «звучащие коробочки» с разными наполнителями, предметы из материалов, издающих различные шумы.

Игры для развития слуха.

«Звучащие коробочки».

В двух ящиках красного и синего цвета  - шесть коробочек с красной крышкой, и шесть коробочек с синей крышкой.  Для каждой коробочки из одного ящика имеются парные в другом ящичке, издающие  при встряхивании такой же шум. Для контроля на дне каждой коробочки наклеены метки – кружочки разного цвета. Метки всех пар отличаются друг от друга по цвету. Дети на слух определяют коробочки с одинаковым шумом, составляют пары одинаковых шумов.  После завершения  работы  осуществляют самоконтроль ошибок.

В результате этого упражнения у детей развивается слуховое восприятие, пробуждается акустическое внимание, идет подготовка к развитию музыкального слуха.

Для развития вкусового анализатора – пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов; игры «Сладкое - соленое» (с использованием «вкусовых баночек»), «Какой на вкус?», «Хлебные загадки».

Для развития вкусового восприятия у детей используют дидактический материал «Вкусовые банки». Это – 8 баночек, 8 пипеток, маленькие ложки. Для приготовления растворов используют раствор сахара, соли, лимона и горький раствор. Одинаковым раствором заполняют каждые 2 банки. Дети берут  баночки и при помощи пипетки капают  по несколько капель в ложку, пробуют  на  вкус, узнают жидкости разного вкуса. Банки, содержимое которых одинаково по вкусу, ставят рядом друг с другом. Контроль над ошибками проходит  путем повторного сравнения. В результате таких упражнений у детей развивается вкус, они учатся находить пары одинаковых на вкус жидкостей, осторожно обращаться с солью, сахаром, специями для приготовления еды.

Для развития обонятельного восприятия – пособия для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов: «Коллекция природных запахов», «Коллекция кулинарных запахов», «Сухие духи» (высушенные лепестки любимых цветов, листьев, семян в маленьких мешочках), игра «Что за фрукт?».

Для развития обоняния у детей используют « Коллекцию кулинарных запахов ».   В двух ящичках находятся коробочки, наполненные различными пряностями: гвоздика, ваниль, перец, чеснок и т.д. Для каждой коробочки одного ящичка имеется парная коробочка в другом. На дне коробочек имеются контрольные метки. Дети, стараясь найти коробочки с одинаковым запахом, сравнивают их. Если запахи одинаковые, ставят рядом, составляя пару. После завершения работы,  они проверяют себя по контрольным меткам.

Для развития осязательного восприятия - пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики: массажные мячики, бусинки, конструкторы и мозаики различных видов и размеров, пазлы, игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застежками, волчки,  игрушки - трансформеры, матрешки, мешочки с различными наполнителями для перебирания, сухие бассейны с крупами, разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности, «тепловые таблички»; тактильные коврики с различными поверхностями, тактильные панели с различными поверхностями, коллекции «Мир бумаги», «Мир ткани» и т.п.

Игры на развитие осязания.

«Что внутри?».

         Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Что это?».

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пальцами дотронуться до предмета, но не двигать им. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку».

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Золушка».

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри».

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

«Найди пару».

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Всё вышеизложенное говорит о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию сенсорики у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе. Описаны основные формы и приемы работы по развитию связной речи чере...

Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития дошкольников с общим недоразвитием речи

Характеристика симптомов у детей с общим недоразвитием речи. Методы и приемы обучения для полноценного развития детей....

Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"

Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.

В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...

Специфика художественно-эстетического развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающем...

Статья "Дыхательная гимнастика в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья о речевом дыхании, рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с дошкольниками...