«Развитие сенсорных способностей детей»
консультация по логопедии (младшая группа)
Консультация для родителей, в которой рассказывается, что такое сенсорное развитие ребенка, что существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир:зрение, слух, осязание,обоняние, вкус. А также описывается в какой период из этих систем развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_sensornym_sposobnostyam.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие сенсорных способностей детей»
Общее недоразвитие речи является наиболее сложным речевым нарушением на сегодняшний момент. С каждым годом речевые отклонения усложняются тяжелейшими нарушениями в неврологическом, психическом и психологическом направлениях. Не редкостью стали такие диагнозы, как расстройства аутистического спектра, задержка психоречевого развития, серьёзные нарушения поведения, дизартрии, ринолалии.
Просматривая медицинские карты детей, или беседуя с родителями (законными представителями), мы узнаём, что ребенок родился очень стремительно или наоборот роды были долгие, протяженные ( в норме это должно составлять около 8 часов); ребенок закричал не сразу или например, ребенок начал ходить, не пройдя стадию ползания и т.д. Зная всё это, мы должны скомпенсировать недостающий, наиважнейший элемент развития, а именно сенсорную сферу ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т.п.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Первый период сенсомоторного развития –это младенчество, когда высшие анализаторы – зрение, слух- опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.
Ко второму периоду сенсомоторного развития относят ранее детство и отмечают, что восприятие и зрительно-двигательные действия в этот период остаются очень несовершенными.
Третьим периодом считается дошкольный возраст, когда сенсорное развитие опирается на особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту, обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним задачей, меняется характер ориентировочно- исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 5-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.
Для развития зрительного восприятия необходимы пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации; игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом; создаются коллекции типа «Гора самоцветов»; настольно- печатные игры типа «Наведи порядок», « Что спрятал художник?», « Запомни и повтори» и т.п., блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.
Для развития слухового восприятия – пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, звучащие игрушки, аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, «звучащие коробочки» с разными наполнителями, предметы из материалов, издающих различные шумы.
Для развития вкусового анализатора- пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов:
игры « Сладкое- солёное» ( с использованием «вкусовых баночек»), « Какой на вкус?», «Хлебные загадки».
Для развития обонятельного восприятия – пособия для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов: «Коллекция природных запахов», « Коллекция кулинарных запахов», « Сухие духи» (высушенные лепестки любимых цветов, листьев, семян в маленьких мешочках), игра « Что за фрукт?».
Для развития осязательного восприятия- пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики: массажные мячики, бусинки, конструкторы и мозаики различных видов и размеров, пазлы, игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застёжками, олчки, игрушки- трансформеры, матрёшки, мешочки с разными наполнителями для перебирания, сухие бассейны с крупами, разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхностями, тактильные панели с различными поверхностями, коллекции « Мир бумаги», «Мир ткани» и т.п.
Таким образом, сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов. Восприятие целостных предметов- главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...
Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, ...
Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...
Конспект занятия. По развитию сенсорных способностей детей Первой младшей группы.
Программное содержание: Закреплять знание основных цветов: красный и синий. Развивать координацию движений рук при действии клубочками. Развивать у детей сенсорные способности. Расширять ак...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Проект по развитию сенсорных способностей детей от 1.6м до 2 лет «Сенсорная коробочка»
В последние годы в системе образования происходят кардинальные перемены, на первый план выдвигается идея личностного развития дошкольника, готовности его к самостоятельной деятельности. Изобразительна...