Проект по развитию сенсорных способностей детей от 1.6м до 2 лет «Сенсорная коробочка»
проект (младшая группа)
В последние годы в системе образования происходят кардинальные перемены, на первый план выдвигается идея личностного развития дошкольника, готовности его к самостоятельной деятельности. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольника. Это – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Она способствует развитию не только его эстетического и нравственного воспитания, расширению кругозора, но и умственного развития. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensornaya_korobochka.docx | 464.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
РАССМОТРЕНО: Педагогическим советом Протокол № от | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «ДС «Сказка» __________________Т.С. Чегринец Приказ от _________2020 № _____ |
Проект по развитию сенсорных способностей детей от 1.6м до 2 лет
«Сенсорная коробочка»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: с сентября 2020 по май 2021
Автор-разработчик:
Сарычева Мария Васильевна, воспитатель высшей категории
Муравленко 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта | 3 | |
Введение | 4 | |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка (актуальность, новизна) | |
1.2. | Цели и задачи реализации проекта | |
1.3 | Ожидаемые результаты реализации проекта | |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Участники Проекта | |
2.2. | Сроки и этапы реализации проекты | |
2.3 | Виды деятельности, формы, способы реализации проекта | |
2.4. | План мероприятий по реализации проекта | |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Материально-технические условия реализации Проекта | |
3.2. | Программно-методическое обеспечение | |
4 | Список использованной литературы | |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Проект по развитию сенсорных способностей детей от 1.6м до 2 лет «Сенсорная коробочка» |
Вид проекта | познавательный, исследовательский, творческий |
Участники проекта | воспитатели, дети II группы раннего возраста «Теремок», родители. |
Сроки реализации проекта | с сентября 2020г по май 2021г |
Цели и задачи проекта | Цель: Формирование художественно-творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие. |
Этапы реализации проекта | Первый этап - подготовительный: (сентябрь – октябрь) – Организационно – информационный: Изучение научной и методической литературы; Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта; Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта. Второй этап - внедренческий: (Ноябрь – май) Реализация плана проекта «Сенсорная коробочка»; Различные формы работы с детьми; Взаимодействие с родителями по реализации проекта. Третий этап - обобщающий: (ноябрь – декабрь) – Мониторинг реализации задач внедрения программы на каждом этапе, оценка качества достигнутых результатов эффективности и результативности инновационной деятельности, выявление трудностей и проблем, систематизация и обобщение полученных результатов; презентации полученных результатов, определение перспектив работы; трансляция и распространения инновационного опыта на разных уровнях. |
Результаты проекта | Дети получат представления о форме, величине, цвете предметов; Могут освоить навыки действия с нетрадиционными предметами и инструментами для изобразительного творчества; Родители получат необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию и изобразительному творчеству. |
Представление результатов проекта | Трансляция педагогического проекта на официальном сайте дошкольного учреждения, презентация проекта на конкурсах различного уровня. |
Введение
В последние годы в системе образования происходят кардинальные перемены, на первый план выдвигается идея личностного развития дошкольника, готовности его к самостоятельной деятельности. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольника. Это – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Она способствует развитию не только его эстетического и нравственного воспитания, расширению кругозора, но и умственного развития. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей раннего возраста. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. Для ребенка раннего возраста сенсорное развитие является условием формирования у него элементов творческой деятельности.
Именно поэтому, в ходе своей работы для развития творческих способностей и сенсорных эталонов, мы используем сенсорные коробки.
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсомоторному и художественно – эстетическому воспитанию детей раннего возраста.
- Цели и задачи реализации проекта
В работе по данному направлению была поставлена
Цель: формирование художественно-творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие.
Выделили следующие задачи:
- Создание условий развития творческих способностей для детей раннего возраста;
- Предоставление возможности ребенку творить самостоятельно;
- Накопление впечатлений, эмоций, сенсорного опыта.
- Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
1.3 Ожидаемые результаты реализации проекта
- Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
- Дети получат представления о форме, величине, цвете предметов;
- Группировать предметы по заданному признаку;
- Могут освоить навыки действия с нетрадиционными предметами и инструментами для изобразительно творчества;
- Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию и изобразительному творчеству.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Участники проекта: дети, родители, педагоги.
2.2. Сроки и этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный: (сентябрь – октябрь) – Организационно – информационный:
Изучение научной и методической литературы;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Второй этап - внедренческий: (Ноябрь – май) Практический:
Реализация плана проекта «Сенсорная коробочка»;
Различные формы работы с детьми;
Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
Третий этап - обобщающий: (ноябрь – декабрь) – Мониторинг реализации задач внедрения программы на каждом этапе, оценка качества достигнутых результатов эффективности и результативности инновационной деятельности, выявление трудностей и проблем, систематизация и обобщение полученных результатов; презентации полученных результатов, определение перспектив работы; трансляция и распространения инновационного опыта на разных уровнях.
2.3. Виды деятельности, формы, способы реализации проекта
Формы взаимодействия работы с детьми: | Формы взаимодействия работы с воспитателями: | Формы взаимодействия работы с родителями |
Презентации разных видов деятельности. Словесные методы: метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию). Методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций | Педсоветы, консультации. Мастер – классы. Помощь в организации предметно-развивающей среды. Совместная деятельность. Работа с наглядными пособиями. | Анкетирование. Индивидуальные беседы. Выставки и фотовыставки. Совместная деятельность. День открытых дверей, дружеские встречи. Помощь в изготовлении игровых пособий «Сенсорная коробочка» |
2.4. План мероприятий по реализации проекта
с детьми
№ | Форма проведения мероприятия | Тема | Сроки проведения |
1 | Лицей для малышей | «Волшебная коробочка» | ноябрь |
3 | Совместная игра родителей и детей | «Угадай, что это?» | декабрь |
4 | День творчества | «Сажаем огород» | март |
5 | Фото выставка | «Занимательная коробочка» | апрель |
с родителями
№ | Форма проведения мероприятия | Тема | Сроки проведения |
2 | Круглый стол | «Что такое сенсорные коробки! Как играть? Что развиваем?» | Ноябрь |
4 | Оформление папки-передвижки | «Вместе интересно» | Январь |
5 | Мастерская радости | «Сенсорные коробки – делаем сами» | Февраль |
6 | Консультация | «Растим любознательных» | Март |
с педагогами
№ | Форма проведения мероприятия | Тема | Сроки проведения |
2 | Мастер-класс | «Создание и использование сенсорной коробки» | Октябрь |
3 | Семинар-практикум | «Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации» | Декабрь |
4 | Консультация | «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием сенсорных коробочек» | Март |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально – технические условия реализации проекта
Сенсорная коробка – это игрушка, сделанная своими руками. Для ее изготовления можно использовать пластмассовые контейнеры, тазики, миски, ящики, кастрюли и т.д.
В эти емкости насыпают (наливают) разные наполнители: крупы, песок, воду и т.д. и кладут предметы, с которыми можно играть: фигурки животных, шишки, кубики и прочее. Перебирание, ощупывание мелких предметов, сыпучих веществ развивают у малыша концентрацию внимания, тактильное ощущение, координацию движений, мелкую моторику, фантазию и речь.
Это очень увлекательная, развивающая недорогая игрушка!!!
Как сделать сенсорную коробку?
В сенсорную коробку входят: емкость, наполнитель, игрушки и «инструменты». Наполняйте сенсорную коробочку по своему выбору, проявляя при этом фантазию.
Емкость | Наполнители | Игрушки | Инструменты |
Картонная коробка | Разные крупы (фасоль, горох, рис, гречка, макароны, пшено) | Фигурки животных | Сито, воронки |
Тазик | Орехи, семечки | Кубики, шарики, кольца от пирамидки | Лопатка, савок, грабли |
Пластиковый контейнер | Шишки, желуди, каштаны | Машинки, посуда, игрушечная мебель | Ложки разных размеров, стаканчики, половник |
Деревянный ящик | Песок, кинетический (космический песок) | Игрушечная еда | Лейка, ведро |
Широкая и не глубокая кастрюля | Гидрогелиевые шарики или аквагрунт | Лоскуточки, бумажные салфетки, поролоновые кусочки | Пинцет, щипцы |
Надувной бассейн | Вода | Искусственные растения | Различные силиконовые формочки |
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
2. Деркунская В. А., Рындина А. Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогический центр образования, 2013.
3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение, 2009.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
5. Интернет – рессурсы.
1.http://www.bebinka.ru/article/sensornye-korobki-chto-zachem-i-kak
2.http://lovingmama.ru/article/878-sensornye-korobki-dlya-detey-svoimi-rukami
3.http://grow-clever.com/2013/05/sensornye-korobki/
4.https://www.baby.ru/blogs/post/430010344-187289210/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. ...
Конспект проекта по развитию познавательных способностей,здоровьесбережения и коммуникативных навыков
В области охраны здоровья подрастающего поколения наше общесто несёт наибольшие потери. Проблемы воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. В последние годы негативные...
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...
"Развитие умственных способностей детей раннего дошкольного возраста через сенсорное воспитание"
Опыт работы по самообразованию воспитателя с детьми младшего возраста....
Проект по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет по средствам нетрадиционной аппликации
Проект расчитан на три месяца, способствует у детей развитию воображения, фантазии, самостоятельности. Вызывает интерес к данному виду деятельности....
ПРОЕКТ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8732586","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"350"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8732589","at...