Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.
консультация по коррекционной педагогике
Содержание коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_korrektsioktsionno-vospitatelnoy_raboty.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.
Содержание коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям.
Основные задачи:
- Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.
- Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоенииосновных образовательных областей Программы: физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
- Оказание помощи детям в овладении навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь
- Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
- Развитие навыков связной речи.
- Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития. Проведение коррекции (исправление и ослабление) негативных тенденций развития.
- Максимально возможное развитие всех видовдетской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
- Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Дидактическая игра является одной из форм обучения детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда. Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением письмом).
В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их.
Задачи воспитателя:
-повысить у детей познавательную активность;
-обогатить содержательными пространственными отношениями;
-создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.
Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.
НЕКОТОРЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Игры на развитие памяти:
-«Нарисуй фигуру»
-«Узнай предмет»
-«Выкладывание по памяти»
-«Запомни картинки»
Игры на развитие внимания:
-«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
-«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
На развитие мышления:
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
На развитие воображения:
«Как это можно использовать»
Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования.
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.
Социально-бытовая ориентировка:
«Что слышат наши ушки?»
Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
Ход: предложить детям услышать в какой части группы звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции воспитателя: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец.
Развитие зрительного восприятия:
«Собери целое»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.
Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»
«Найди пару»
Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький»
Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.
«Самолет»
Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, произвольное внимание, связную речь.
Ход: предложить ребенку путешествие по зеленой лужайке, где живут интересные животные и насекомые. Решить проблему: найти недостающие детали картинок. Рассказать сказку о веселом путешествии.
Шнуровка «Ежик» и др.(Пирамидка, Собери кубик, Мозаики, Болтики,Резиночки)
Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания о жизни диких животных (ежа), его повадках, способах подготовки к зиме.
Ход: рассказать сказку о ежике, которому хочется покушать: «Шел ежик по дорожке и нашел… яблоко. Но как же ему донести? Помогут нам веселые шнурочки. Показать детям способы шнурования плоскостных изображений грибов, яблок, листочков.
«Золушка»
Цель игры: Развивать у детей моторику рук.
Ход игры: Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и
киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.
Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Игра с прищепками «Гусенок»
Цель игры: Развивать у детей моторику рук.
Ход игры: Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: «Рано утром встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок»
Смена рук «Скорее корма дайте мне. Мне и всей моей семье!»
«Рисуем на крупе»
Цель игры: Развивать моторику рук детей, развивать фантазию ребенка.
Ход игры: Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по
нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия.
Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование
способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша.
И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему
прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что? (Яблоко).
"Твои пальчики"(пальчиковая гимнастика)
Цель игры: Развивать у детей моторику рук.
Ход игры:Вы показываете ребёнку движения, он повторяет за вами.
Этот пальчик самый большой,
Самый весёлый, самый смешной! (Показываете ребёнку большой палец)
Этот пальчик - указательный.
Он солидный и внимательный. (Указываете на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик - средний,
Ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец)
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной. (Согните средний палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький мизинчик
Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать)
Ориентировка в пространстве:
быстрее.
«Разведчики»
Цель: развивать умение ориентировки в макропространстве (группе), учить находить предмет, опираясь на план группы.
Ход: предложить поиграть в разведчиков. Нас ждет важное задание: обнаружить донесение. У противника похищен план, где донесение спрятано. Предложить ознакомиться с планом и найти донесение помеченное крестиком.
Развитие компенсаторных функций:
«Шумящие коробочки»
Цель: развивать компенсаторные функции (слух); учить классифицировать звуки в коробочках парами по общему звучанию.
Ход: предложить рассмотреть коробочки в которых живет шум (горох, камушки, крупа и т.д.), позвучать ими и найти коробочки-подружки с одинаковым звучанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...
Коррекционно-воспитательная работа с детьми. Преемственность в работе воспитателя и логопеда.
Педагоги группы: логопед, воспитатели рабтают в тесном содружестве, стемятся к созданию единого подхода в коррекцинно-воспитательной работе....
Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.
1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Организация коррекционно- воспитательной работы со слабовидящим ребенком в условия ДОУ общеразвивающего вида"
РАБОТА СО СЛАБОВИДЯЩИМ РЕБЕНКОМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЫЧНОГО ТИПА, ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИИ...
«Организация и содержание коррекционно - воспитательной работы по нормализации речи заикающихся дошкольников»
Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характ...