Презентация на МО учителей - логопедов по теме: "Модель взаимодействия специалистов ДОУ по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ТНР"
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Лебедева

Модель взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, родителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

 

«МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

                                                                                  Учитель-логопед

                                                                                 МБДОУ д/с № 6

                                                                               Лебедева И.Ю.

     В нашем детском образовательном учреждении (далее ДОУ) четыре логопедические группы. На каждой группе работает учитель-логопед. Детский сад посещают дети с речевым заключением: Общее недоразвитие речи (далее ОНР) 1, 2, 3 уровня, стертая форма дизартрии.

      В основе нашей коррекционной деятельности лежит работа по формированию фонематического восприятия (далее ФВ), как одной из сторон ОНР. ФВ является одним из базовых звеньев речевой деятельности, поэтому считаем, что эта тема достойна особого внимания.

 Актуальность:

       1.Сформированное ФВ является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, легкости овладения грамматическим строем языка, обогащения словаря, успешного овладения навыками письма и чтения.

          Дети с тяжелым нарушением речи (далее ТНР) испытывают сложность формирования динамического стереотипа, которая приводит к затруднениям в правильном грамматическом оформлении речи.

        Дети-логопаты не слышат ошибки при согласовании слов в предложении, при использовании в речи аграмматизмов, при нарушении структуры предложения, поэтому развитие ФВ способствует усвоению грамматических категорий.

        Дети с ОНР имеют крайне бедный пассивный и активный словарь, из-за «размытого» ФВ.

       Слово- это звукокомплекс, обозначающий для ребенка определенный объект действительности. У ребенка-логопата не происходит полного сочетания звучания слова  и его предметно-смыслового значения, закрепленного в данном языке. Часто ребенок-логопат, имея в своем словарном запасе похожее слово по звучанию, называет им знакомый предмет. Происходит смещение значения слова. Например, трех летний ребенок, при недостаточно сформированном ФВ, называет сугроб укропом, т.к. у ребенка не произошло полного сочетания звучания слова с предметно-смысловым значением. У ребенка с ТНР с трудом устанавливаются данные сочетания.

       2.ФВ позитивно влияет на сенсорную систему детей, создает благоприятные условия для развития слухового внимания и слуховой памяти.

      В модели взаимодействия специалистов участвуют все специалисты  ДОУ: учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. ОНР является медико-психолого-педагогической проблемой, поэтому во взаимодействии специалистов принимают участие медработники и обязательно родители, как самое заинтересованное лицо в результатах коррекции ТНР.

      Коррекционную и координирующую работу по формированию правильной речи в ДОУ осуществляют учителя-логопеды, но считаем, что только при взаимодействии с другими специалистами ДОУ возможно решить поставленные задачи и добиться положительных результатов в коррекции речи детей-логопатов.  

      Рассмотрим функционал специалистов по формированию ФВ.

     Вся коррекционная работа начинается с обследования всех сторон речи, состояния психических процессов детей, мелкой и общей моторики, музыкального слуха. В обследовании принимают участие все специалисты ДОУ.

    Учителя-логопеды в общем речевом обследовании проводят диагностику состояния фонематического восприятия с последующим выявлением особенностей симптоматики нарушения. После обследования учителя-логопеды анализируют результаты диагностики и планируют коррекционную работу по развитию ФВ. В нашем ДОУ осуществляется единое планирование, в котором представлена работа по коррекции всех сторон речи, в том числе  по развитию психических процессов, мелкой и общей моторике. Особое место в планировании отводится работе по формированию ФВ, которая находит отражение в занятиях учителей-логопедов по слоговой структуре слова, обучению грамоте, формированию грамматических категорий. Учителя-логопеды занимаются  формированием ФВ через индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.  

      Коррекционная работа по преодолению нарушений ССС складывается из развития рече-слухового восприятия и речедвигательных навыков.    

       На занятиях по ОГ работа по формированию ФВ проходит поэтапно:

- развитие слухового внимания на основе упражнений в узнавании и различении неречевых звуков;

-развитие просодической стороны речи;

-различение длинных и коротких слов по звучанию;

-различение слов, близких по звуковому составу;

-узнавание звука в звуковом ряду, слове;

-дифференциация звуков;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза.

     Учителя-логопеды ДОУ способствуют пропидевтике нарушений дисграфии и дислексии.    

     Воспитатель включает приемы работы по закреплению умений и навыков по развитию ФВ во время РМ, на КЧ и в непосредственно образовательную деятельность по заданию учителя-логопеда.

       Например, на занятиях по формированию математических представлений в подготовительной группе воспитатель предлагает детям отгадать название героя задачи по первому звуку.

       При рассматривании картины на занятии по развитию связной речи воспитатель просит ребят найти на картине все предметы, в названии которых есть звук «с», а потом постараться эти слова включить в свой рассказ.

       На занятии по лепке из пластилина дети отгадывают овощ, в названии которого появился «слог-сорняк» - « паагупарецпа» и уточняют его. Отгадка-огурец, а «слог-сорняк»: «па».

      С детьми более младшего возраста на физминутке можно использовать упражнения, направленные на слуховое внимание к речи, например, игра: «Кто тебя позвал?», либо передвижение на ковре по кругу под звучание разных инструментов по заданию воспитателя.

        Для успешного развития ФВ полезны игры на прогулке, где можно отработать 1-ый этап коррекции ФВ – это различение неречевых звуков. Например, послушать пение птиц, шум машин, шуршание травы, журчание ручья, близкие и далекие звуки и др.

       Одной из задач педагога-психолога является психологическое сопровождение коррекционного процесса, т.е. сохранение психического здоровья детей, снятие психического напряжения. Специалист создает условия для формирования ФВ через коррекцию психических процессов, и развитие произвольности.

      Инструктор по физической  культуре     

      1.работает по регуляции темпа движений и развитию координации;

      2.стимулирует речь через физические упражнения с речевым сопровождением;

      3.развивает быстроту реакции на словесные инструкции.

      Музыкальный руководитель 

      1.развивает музыкальный слух (тембровый, звуковысотный, динамический), развивает чувство ритма и темп речи на музыкальных занятиях;

      2.синтезирует работу речеслухового и речедвигательного анализаторов с развитием общей и мелкой моторики через музыкальное сопровождение на логоритмических и коррекционных занятиях.

       Большое значение для успешного преодоления ТНР имеет правильно организованная работа с родителями. Учитель-логопед использует разные формы работы с родителями. Наиболее эффективными считаем просмотры видео фрагментов занятий, в которых родители видят, как ребенок взаимодействует с учителем-логопедом. Учитель-логопед приглашает родителей на индивидуальные занятия, семинары-практикумы, где знакомит их с содержанием и приемами работы по коррекции ФВ, где родители обучаются вместе с детьми.

      Интересной формой работы является «Экран поощрений», который используется для повышения мотивации к обучению у детей и для получения информации родителями.  

Подведем итог: у каждого специалиста в работе свои задачи, средства и формы реализации, но цель у всех одна-это развитие ФВ, как одной из сторон ОНР. 

       Каждый специалист делает акцент на развитие ФВ, на развитие способности слышать. Каждый специалист развивает внимание детей к родной речи, без чего качественное формирование ФВ не возможно.

       Т.о. командное взаимодействие специалистов является залогом успешной работы по преодолению ОНР, в том числе и ФВ.  

 

Литература:

1.Е.Ф. Архипова

«Стертая дизартрия у детей»

ООО  «Издательство Астрель» 2008

2.Г.М. Власова А.Н. Пфафенродт

«Фонетическая ритмика»

Москва «Гумманитарный издательский центр Владос» 1996

3.Дедюхина, старший логопед детского психоневрологического санатория

 № 65, г. Москва

Статья в журнале « Развитие и коррекция» № 4: «Коррекционно - развивающие технологии в практической работе логопеда».

4.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях

дошкольного образовательного учреждения

Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001

5.«Коррекция нарушения речи»

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

Москва «Просвещение» 2010

6.Понятийно-терминологический словарь логопеда

под редакцией проф. В.И. Селиверстова

Москва «Гумманитарный центр Владос» 1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников».

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произно...

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР

Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям....