Конспект итогового занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Осень»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные цели.  Активизация и актуализация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обобщения знаний об этом времени года.  Совершенствование навыка пересказа. Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых со словами потому что). Совершенствование навыка анализа предложений.

Коррекционно-развивающие цели.  Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной, тонкой и общей мото­рики, координации речи с движением.

Воспитательные цели.  Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Осень»

Подготовила

учитель-логопед

Безякина Н.Ф.

Коррекционно-образовательные цели.  Активизация и актуализация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обобщения знаний об этом времени года.  Совершенствование навыка пересказа. Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых со словами потому что). Совершенствование навыка анализа предложений.

Коррекционно-развивающие цели.  Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные цели.  Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия:

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

 (К.Бальмонт)

Дети: Это осень!
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Учитель-логопед: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.

Беседа по слайдам (13 шт.).

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

— Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
— Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
— Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
— А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
— Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
— Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?

Учитель-логопед: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Учитель-логопед: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
Вдруг закрыли небо тучи (Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий (Прыгают на носочках, держат руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. (Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. (Идут по кругу, высоко поднимая колени)

Учитель-логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)
— А после зимы… (Весна)
— После весны идёт… (Лето)
— А за летом наступает…(Осень)
— Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Учитель-логопед: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Учитель-логопед: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1. Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

2. В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

3.Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)

4.Без рук, без ног,
А окна открывает? (Ветер)

Учитель-логопед: Молодцы! Все загадки отгадали.Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Осень»:
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

А теперь обратите внимание на ваши столы.На них лежат листики с разных деревьев. Давайте с вами выложим красивый осенний букет из этих листьев. Учитель-логопед: Молодцы, ребята, так славно потрудились. Очень красивая картина получилась.

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Учитель-логопед: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы.

Цель: Поощрять интерес к учебной деятельности. Задачи:1.     Упражнять в умении различать и использовать в речи понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст».2....

Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].

Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...

Конспект итогового занятия по квиллингу "Весеннее пробуждение" в подготовительной группе.

Конспект включает в себя технологическую карту, в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе в соответствии с ФГОС "Будьте осторожны на дороге"

Подвели итог о том насколько дети знакомы с правилами дорожного движения к крнцу пребывания в детском саду....

Конспект итогового занятия «Путешествие на планету математики» в подготовительной группе

Программное содержание:Обучающие задачи:• Закрепить умение составлять простые арифметические задачи и выкладывать их решение с помощью карточек.• Закрепить умение находить следующее, предыду...

Конспект итогового занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по теме: "Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?"...