Тема: «Использование технологии «палочки Кюизенера» в развитии речи детей»
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края
Использование технологии «Палочки Кюизенера» в развитии речи дошкольников
Составитель:
Учитель-логопед
Тюрина О.В
Кулунда, 2023
Только та игра целесообразна,
в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит,
комбинирует, преодолевает трудности
Макаренко А.С.
Важным показателем интеллектуального развития является речевое развитие, познавательная, умственная активность дошкольника. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из средств формирования мыслительной деятельности, развития речи, расширения кругозора, накопления запаса знаний об окружающей действительности являются занимательные развивающие игры. По мнению В.А. Сухомлинского, «…без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В связи с современными условиями и ФГОС ДО особое значение приобретают развивающие технологии. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, речи, математических, конструкторских способностей и в целом направлены на развитие познавательной активности ребенка. Игра дает ребёнку возможность обучаться, развиваться. Поэтому использование в педагогическом процессе игровых технологий позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом.
Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием, которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.
В ознакомлении с окружающим миром использую палочки «Кюизенера» как мозаику или конструктор. Дети создают конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
В развитии речи использую при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизируется их использование в речи. Например, простые игры «Цепочка», «Дорожки», «Забор». Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы, употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам: одна синяя палочка, много синих палочек. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем числительным, одна красная палочка, две красных палочки. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед, пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги) и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Эти игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. В процессе развития речи детей использую палочки в предметно - схематических моделях, при формировании представлений о слове и предложении, не зная букв можно составить предложение. Графические схемы помогают детям ощутить границы слов в предложении. При подготовке к обучению грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые помогают детям при пересказе и составление рассказа. Таким образом, реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.
В познавательно - исследовательской и конструктивной деятельностях у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Также происходит сенсорное развитие детей. В процессе работы с цветными палочками у них развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Применяя в своей педагогической деятельности дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера», сделала вывод о том, что оно универсально. Соответствуя современным требованиям в соответствии с ФГОС ДО, позволяет успешно решать программные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».
В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...
Использование технологии "палочки Кюизенера" в развитии речи дошкольников
Использование технологии "палочки Кюизенера" в развитии речи...
План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"
В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...
Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».
Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста. Цель использования технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...
Мастер — Класс «Применение и использование технологии семантических полей в развитии речи детей»
Интересные сведения о семантических полях для развития речи детей с использолванием занимательного материала в слайдах...
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей
Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, МО, 2022 Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, ...