Статья Содержание логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Новоселова Татьяна Александровна

В статье отражена актуальность развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представленный материал раскрывает возможности использования многофункционального дидактического пособия «Круги Луллия» в работе логопеда. Предложенные в статье игровые упражнения направлены на пополнение и активизацию словаря, формирование правильного произношения, усвоение характеристик звуков, овладение навыками звукового анализа и синтеза слов.

Ключевые слова: логопедия, общее недоразвитие речи, развитие речи, фонематическое восприятие, дидактическое пособие «Круги Луллия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная статья

УДК 376.37            

Т. А. Новоселова

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад № 1 «Жар-птица» Рубцовск, Алтайский край

novoselova0607@mail.ru

Содержание логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

В статье отражена актуальность развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представленный материал раскрывает возможности использования многофункционального дидактического пособия «Круги Луллия» в работе логопеда. Предложенные в статье игровые упражнения направлены на пополнение и активизацию словаря, формирование правильного произношения, усвоение характеристик звуков, овладение навыками звукового анализа и синтеза слов.

Ключевые слова: логопедия, общее недоразвитие речи, развитие речи, фонематическое восприятие, дидактическое пособие «Круги Луллия»

Original article

Tatiana A. Novoselova

Altai State Pedagogical University, Barnaul

Logopedist teacher, Municipal Autonomous Pre-School Educational Institution “Child Development Centre “Kindergarten No. 1 “Zhar-Ptitsa” Rubtsovsk, Altai Krai

novoselova0607@mail.ru

Contents of Speech Therapy in Phonematic Perception Development of Children with General Underdevelopment of Speech

The article displays the relevance of the phonematic perception development of children (aged from 5 to 7) with general underdevelopment of speech. The given material reveals the usage options of “The Llullian Circle” teaching and learning material in a speech therapist’s work. The game exercises presented in the article are intended to replenish and activate vocabulary, form the correct pronunciation, understand the sound characteristics, and gain the phonetic analysis and word synthesis skills.

Keywords: speech therapy, general speech underdevelopment, phonematic perception, “The Llullian Circle” teaching and learning material

Важной задачей коррекционно-образовательного процессa в ДОУ является подготовка воспитанников к обучению в школе. На этапе завершения дошкольного периода, a также при сопровождении детей в процессе обучения, особое значение приобретает развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу. Необходимо понимать зависимость между такими понятиями, как «фонематическое восприятие» и «фонематический слух». Достаточно четкого разграничения этих понятий нет, ученые в основном указывают на их взаимосвязь. По мнению Г.В. Чиркиной, фонематическое восприятие связано с фонематическим слухом, но в тоже время отличается от него: фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка; фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, что, в свою очередь, способствует формированию более сложных фонематических процессов: анализа, синтеза и представления. Овладение фонематическими процессами имеет огромное значение для речевого развития в целом. Фонематические процессы составляют основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Изучением фонематических процессов занимались такие учёные, как Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, И. М. Онищенко, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин и др.

Развитие фонематических процессов у детей предполагает несколько уровней. С момента рождения происходит формирование фонематического слуха, a при условии нормального речевого развития ребенок начинает дифференцировать звуки речи и, к старшему дошкольному возрасту, у него формируется фонематическое восприятие. В этом возрасте у ребенка c нормой развития завершается формирование правильного произношения звуков, что означает процесс узнавания, a также различения фонем, дети могут овладеть навыками фонематического анализа и синтеза.

Дошкольники c общим недоразвитием речи испытывают сложности при выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Трудности мысленного расчленения слова на звуки, установления их последовательности и количества ведёт к проблемам письма (дисграфии) в школе, a неумение объединить звуковые элементы в единое целое затрудняет процесс овладения чтением (дислексия). Кроме этого, при недостаточно сформированном фонематическом восприятии у дошкольников c общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, искажение слоговой структуры слов, недостаточная сформированность грамматического строя речи, связной речи.

При нарушении фонематической стороны речи у детей c общим недоразвитием речи, как отмечает Т. А. Ткаченко, выявляется несколько состояний:

  • недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);
  • нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;
  • неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

На сегодняшний день существует множество технологий и методик, с помощью которых можно корригировать процесс развития речи, в том числе фонематические процессы.

Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. А.С. Макаренко характеризовал роль детских игр так: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»

Дидактическая игра - это связующее звено между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

Универсальным дидактическим средством, обладающим большим потенциалом для решения речевых задач, формирующим мыслительные процессы у детей являются «Круги Луллия». Это пособие многофункционального характера делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным, следовательно, отвечает требованиям ФГОС ДО.

Данное пособие создано на основе изобретения Раймунда Луллия. В XIII веке каталонский монах, философ, богослов создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» – компьютер, только для слов. Простота конструкции позволяет применять её как средство развития речи и мышления у дошкольников.

Значимость данного пособия заключается в том, что оно помогает сделать занятие эффективным, обучает играя. «Круги Луллия» вносят элемент игры в образовательную деятельность, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, способствуют созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, стимулируют речевую активность воспитанников.

Считаю, что представленный опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, логопедам и учителям начальных классов.

Пособие «Круги Луллия» состоит из четырех вращающихся кругов разного диаметра, сверху закреплена подвижная рамка. Круги считают от центра к краю, первый круг – верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый большой.

Алгоритм проведения игры:

1. Раскладка предметных картинок по секторам кругов;

2. Постановка игровой задачи перед детьми;

3. Раскручивание кругов;

4. Познавательная, речевая деятельность детей: установка соответствия путём вращения кругов таким образом, чтобы под рамкой расположились требуемые изображения;

5. Подведение итогов, рефлексия.

Рассмотрим варианты игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста cобщим недоразвитием речи.

Варианты игр c «Кругами Луллия»

Игра «Найди парочку»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: Логопед раскладывает картинки на двух кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. Например: миска-мишка, коза-коса, мышка-мошка, лак-мак, дым-дом, лапа-липа.

Вариант усложнения: Составить цепочку из трех слов так, чтобы каждое следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. Например: миска-мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-ком, лапа-липа-лупа.

Работа c «Кругами Луллия» может проводиться во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности.

Игра «Придумай предложение»

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие грамматического строя речи.

Ход игры: Логопед раскладывает на кругах предметные картинки c автоматизируемым звуком. Предлагает раскрутить круги, выбрать под рамкой пару картинок и придумать предложение c получившейся парой слов. Например: рак, река. Рак живет в реке. В реке плавает рак. К реке подполз рак.

На начальных этапах работы педагог использует конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, количество кругов увеличивается до четырех.

Игра «Слушай внимательно!»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, закрепление умения выделять первый звук в слове, развитие слухового внимания.

Ход игры: 

1 вариант: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. Например: бант-барабан, кот-книга.

2 вариант: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на мягкие согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. Например: вилка-велосипед, лист- лимон.

Игра «Рифмуй-ка»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование умения подбирать рифмующиеся слова, развитие речевого творчества.H:\J_CPRA_X64F\Луллий мастер класс ПМ\фото в презент\рифмуйка\IMG_4604.JPG

Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки. Предлагает объединить рифмующиеся слова и расположить пару под рамкой. Например: ворона-корона, врач-грач, глаза-коза, мишка-шишка, часы-усы. Затем предлагает сочинить двустишье или четверостишье c любой парой слов.

На примере этой игры мы видим, что на основе одного набора карточек, задания можно изменять и дополнять в зависимости от коррекционных задач.

Игра «Звукaрик»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения выделять первый звук в слове.H:\J_CPRA_X64F\Луллий мастер класс ПМ\фото в презент\звукарик\IMG_4633.JPG

Ход игры: Логопед выставляет на одном круге карточки c синими, зелеными, красными точками, обозначающими первый звук в слове, на другом круге – предметные картинки, названия которых начинаются на гласный, твердый или мягкий согласный звук. Предлагает объединить картинки c символами первых звуков. Например: красная точка-ива, синяя точка-волк, зелёная точка-кит.

Вариант усложнения: Взять ещё один набор карточек c точками разных цветов и разложить на третий круг. Детям предлагается выбрать картинку, определить первый и последний звук в этом слове и обозначить их точками соответствующего цвета.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: закрепление умения определять место звука в слове, развитие навыков звукового анализа слов.

Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге схемы с указанием места заданных звуков в слове (в начале, середине или конце слова), на другом -  предметные картинки. Просит подобрать картинку к схеме.

Дети с удовольствием играют c «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя отработанные на занятиях задания, a так же придумывая новые игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом и воображением.

Игра «Будь внимательным»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения определять последний звук в слове.

Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить под рамкой картинки с одинаковыми последними звуками. Например: гусь-карась, лес-нос.

Игра «Найди пару по твердости – мягкости»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения определять первый звук в слове.

Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем, просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. Например: лиса-лампа, волк-вилка.

Игра «Найди пару по звонкости – глухости»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения выделять первый звук в слове.

Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на звонкие согласные звуки, на другом – предметные картинки, начинающиеся на парные глухие согласные звуки. Затем предлагает объединить картинки c парными по звонкости – глухости первыми звуками. Например: зонт-снег, бант-подарок.

Игра «Подбери слово к звуковой схеме»

Цель: развитие навыков звукового анализа слов.

Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге звуковые схемы слов, на другом – предметные картинки и предлагает объединить объекты c подходящими схемами. Например: зеленый, красный, синий - лес; синий, красный, синий, красный, синий - банан.H:\J_CPRA_X64F\Луллий мастер класс ПМ\фото в презент\цепочка сслов\IMG_4609.JPG

Игра «Цепочка слов»

Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове, ориентироваться в звуковом составе слова.

Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки. Предлагает составить под рамкой верную пару так, чтобы второе слово начиналось со звука, на который заканчивается первое слово. Например: дом-мост, топор-рак.

Вариант усложнения: Предложить детям продолжить цепочку, т.е. третья картинка подбирается так, чтобы следующее слово начиналось со звука, на который заканчивается второе слово. Например: дом-мост-танк, кит-туфли-ива.

Игра «Читаем слоги»

Цель: развитие навыков слогового синтеза.

Ход игры: Логопед раскладывает на кругах слоги, предлагает раскрутить их таким образом, чтобы под рамкой получилось слово.

Игра «Букварик»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять первый звук в слове и соотносить его c буквой.

Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге буквы, a на другом предметные картинки.

1 вариант: Логопед предлагает объединить картинку c буквой, обозначающей первый звук в её названии. Например: Б – барабан, Д – дом.

2 вариант: Логопед предлагает произвольно раскрутить круги и рассмотреть пару под рамкой: картинка и буква. Педагог просит назвать картинку, а затем изменить слово так, чтобы на месте первого звука стоял звук, который обозначен буквой в образовавшейся паре. Например, пара: Н – барабан. Ребёнок произносит: «нарабан». Пара: Т – воробей. Ребёнок произносит: «торобей».

Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:

1. Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.

2. Вариативность. Используя несколько кругов, можно получить разные варианты игр. Педагог имеет возможность дополнять и усложнять игру.

4. Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое количество образовательных задач не только в рамках образовательной области «Речевое развитие». Игры легко интегрируются c любой из пяти образовательных областей.

5. Простота в изготовлении. «Круги Луллия» можно самостоятельно изготовить из прочного картона или подручных материалов (диски, пластинки и др.).

6. Пособие c «открытым кодом». Это значит, что имея данное пособие, каждый может придумывать свои игры и упражнения.

Таким образом, в процессе логопедической работы по развитию фонематического восприятия, дети в ходе различных игровых упражнений c «Кругами Луллия» практически усваивают термины: звук, слог, слово, гласный, согласный звук, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие согласные, овладевают навыками звукового анализа.

Можно сделать вывод о том, что организация дидактических игр c использованием многофункционального пособия «Круги Луллия» создаёт благоприятные условия для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи. Данное игровое пособие позволяет стимулировать речевую деятельность, расширять и активизировать словарь, закреплять правильное произношение, усваивать характеристику звуков, овладевать навыками звукового анализа и синтеза.

Список источников

  1. Адрова, В. М. Интерактивная технология «Круги Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми / В. М. Адрова, Н. А. Крюкова, И. А. Новичкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77537/ (дата обращения: 21.03.2023).
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
  3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1984. – 297 с.
  4. Железнова, С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. – Ульяновск : Дошк. образоват. учреждение N 122 "Солнышко", УДУ АО "АвтоВАЗ" г. Тольятти, 2001. – 72 с.
  5. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
  6. Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. – М. : АРКТИ, 2019. – 40 с.
  7. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В. П. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – 139 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....

«Формирование и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке представлены особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, основные направления, цели и задачи, методы и приемы коррекционной работы в данном нап...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Фонематическое восприятие - это способность воспри­нимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопрои...