Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопроизношением.
Недостаточность развития фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают или пропускают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно. В дальнейшем дети школьники пропускают буквы при чтении и письме, если у них не сформировался фонематический слух.
Развитие фонематического слуха надо начинать с воспитания слухового внимания. Очень простые задания можно выполнять дома:
- подпрыгни столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
- постучи так, как я (стучать по столу в разном темпе и ритме 2-4 раза);
- Предложить ребёнку закрыть глаза и угадать, кто его позвал (шёпотом или в полголоса): мама, папа или брат.
- Определение ребенком направления звука музыкального инструмента с закрытыми глазами: вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.
В логопедической группе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, необходимо работать над развитием всех фонематических процессов (анализ, синтез, представления).
Указанные ниже приемы можно использовать и как фрагменты отдельных занятий, и как различные этапы работы над развитием фонематических процессов:
- «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» (взрослый называет звуки, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит определенный заданный звук).
- Игра «Прочитай слово по первым звукам картинок»:
- «Подбери слово к схеме»:
○○○○○
○○○○○
○○○○○
○○○○
○○○
- «Выложи гусеницу» (Перед ребенком выкладываются кружки зеленого, красного и синего цвета. Взрослый называет фонемы, а ребенок определяет, какой звук прозвучал: гласный, твердый или мягкий согласный, и выкладывает кружочки поочередно перед собой):
- «Какое слово спряталось?» - Ребенку предлагаются картинки, каждая из которых пронумерована определенной цифрой. Необходимо определить каким по счету является искомый звук, а затем составить слово из получившихся звуков, например:
3 2 1 (сок).
|
1 4 1 2 3
(школа).
|
1 3 3 5 2
(санки). |
- Придумывание слов на заданный звук.
- Игра «Твердый – мягкий» – ребенку показываются две куклы, одну называют Нина, а другую – Надя. Имя первой куклы начинается на мягкий согласный, а второй – на твердый. А рядом в хаотичном порядке лежат предметы (картинки), начинающиеся на мягкие или твердые согласные звуки. Ребенку необходимо “помочь” куклам выбрать те предметы, которые сходны с их именами по первым звукам; например:
Надя Нина
и т.д.
Таким образом, работа над развитием фонематических процессов способствует совершенствованию звукопроизношения, развитию связной речи и, как следствие, обучению чтением и правильному становлению письменной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопроизношением.
Недостаточность развития фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают или пропускают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно. В дальнейшем дети школьники пропускают буквы при чтении и письме, если у них не сформировался фонематический слух.
Развитие фонематического слуха надо начинать с воспитания слухового внимания. Очень простые задания можно выполнять дома:
- подпрыгни столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
- постучи так, как я (стучать по столу в разном темпе и ритме 2-4 раза);
- Предложить ребёнку закрыть глаза и угадать, кто его позвал (шёпотом или в полголоса): мама, папа или брат.
- Определение ребенком направления звука музыкального инструмента с закрытыми глазами: вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.
В логопедической группе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, необходимо работать над развитием всех фонематических процессов (анализ, синтез, представления).
Указанные ниже приемы можно использовать и как фрагменты отдельных занятий, и как различные этапы работы над развитием фонематических процессов:
- «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» (взрослый называет звуки, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит определенный заданный звук).
- Игра «Прочитай слово по первым звукам картинок»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...
Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....
Статья Содержание логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
В статье отражена актуальность развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представленный материал раскрывает возможности использования многоф...