Обучение грамоте детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
обучение грамоте - это овладение умением читать и писать, понимать смысл текста. В данной презентации рассматриваю подготовку к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_v_detskom_sadu_.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамота (от греческого grammata ) – умение читать и писать.
Основной целью обучения грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко -буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», « слог», «буква», «предложение» формирует у ребенка осознание речи.
Задачи. Активизировать знания детей о звуковом строении слова. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности. Учить детей строить схему слова.
5. Развивать связную речь, расширять словарный запас. 6. Учить детей читать. 7 . Способствовать развитию любознательности , познавательной активности, логического мышления. 8 . Формирование умения понимать учебную задачу и самостоятельно её выполнять. 9 . Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Работу начинаем с изучения понятия «слово». Назовите данные предметы. Называя предмет мы произносим слово Это слова – предметы и обозначать мы их будем
Предметы бывают живые и неживые. Про живые предметы мы спрашиваем «Кто это?»; о неживых предметах мы спрашиваем «Что это?». Назови картинки. Поставь вопрос к каждому слову обозначающему предмет. Объясни почему ты поставил этот вопрос.
Назови картинки. Поставь вопрос к каждому слову обозначающему предмет. Объясни почему ты поставил этот вопрос.
Рассмотри картинку. Назови изображенные на ней предметы. Поставь к любому слову, обозначающему предмет, вопрос кто это ? Или что это ?
Рассмотри пары картинок. Назови их. Какая между ними разница? Поставь вопрос к каждому слову. Объясни, почему ты поставил этот вопрос?
Подумай, на какие вопросы отвечают названия картинок? Кто? Что?
Предметы могут выполнять действия. Это будут слова – действия. Что делает предмет? Мы их будем обозначать Рассмотри картинки. Скажи, какие действия выполняет Буратино? Поставь вопрос к каждому слову обозначающему действие.
Рассмотри картинки. Назови профессии этих людей. Скажи, какие действия могут выполнять люди этих профессий? Поставь вопрос к каждому слову обозначающему действие.
Про каждый предмет можно сказать какой он. Мяч красный, резиновый, упругий, футбольный, теннисный. Это слово признак. Обозначать мы будем его
Назови овощи и фрукты. Какие они по вкусу и цвету? Назови предметы. Какие они по форме и материалу из которого они изготовлены?
Проводим упражнение «Подружи слова». Когда мы произносим несколько слов и они имеют смысл, получается предложение. Рассмотри пары картинок. Какую из них можно назвать словом, обозначающим предмет, а какую – словом , обозначающим действие этого предмета? Поставь вопрос к каждому слову. Изобрази графически слова по образцу:
Рассмотри картинки. Назови детей по именам. Составь предложение из двух слов по картинке и схеме. Поставь вопрос к каждому слову в предложении.
Потом даем предложения из 3 слов с дополнением. Рассмотри картинки. Составь предложения из трех слов.
Рассмотри картинку. Ответь на вопрос: Кого вылепили дети из пластилина? Предложением из трех слов. Например: Дети вылепили бегемота.
Предложения бывают разные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. В конце предложения ставиться точка, вопросительный или восклицательный знак. Произнеси по разному одно и то же предложение. Мама купила торт. Мама купила торт? Мама купила торт!
Какие знаки нужно поставить в конце этих предложений? Когда мы пойдем в кино Как ярко светит солнце Осенью часто идет дождь Малыши играют в саду Как красив зимний лес Сколько тебе лет
Работа над слоговым составом слова предшествует работе над звуко - буквенным составом слова. Деля слова на слоги, дети учатся распознавать и выделять гласные звуки, которые являются звуковой основой слова. Пропуск гласных букв в словах является одной из самых распространенных дисграфических ошибок, встречающихся в письменной речи детей. На данном этапе работы из слов выделяют 6 гласных: а, у, о, и, э, ы.
Назови картинки. Сколько слогов в каждом слове? Соедини с подходящими схемами.
Один слог в слове звучит как бы сильнее, мы произносим его под ударением. На какой слог падает ударение в каждом слове? Расставь ударения.
Если не правильно поставить ударение, то получится новое слово.
Начинаем работу над звуко – буквенным составом слова. Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком, А для тебя они - ключи Ко всем хорошим книжкам . С. Маршак. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу ». Не надо звать, н е надо ждать , А можно взять и почитать ! В. Берестов.
Даем представление о том, что слова состоят из звуков. Звуки мы слышим, буквы пишем. Сколько букв в словах? Нарисуй точки и напиши цифры.
Знакомились с гласными и согласными звуками. Находили слова с заданным звуком. Определяли позицию звука в слове
Дети определяют позицию звука в слове.
Работа над усвоением детьми звуко – буквенного состава слова ведется в основном на материале односложных слов различной звуко – буквенной структуры. Если ребенок научится делать звуко – буквенный анализ односложных слов, он без труда сможет проанализировать и написать слова любой слоговой структуры. Сначала знакомим с согласными звуками (буквами). Гласный звук слогообразующий, обозначаем его квадратиком (кружком) красного цвета; Согласные твердые звуки обозначаем квадратиком (кружком) синего цвета; Вводим понятие мягкий согласный звук. Обозначаем квадратом (кружком) зеленого цвета. Согласные звуки могут быть звонкие и глухие.
Соединяли звуки в слоги и учились читать.
Учим детей соединять согласные звуки с гласными.
Учим детей читать короткие односложные слова. Сок Рот Лук Мак Сом
Назови картинки. Подумай, какую букву нужно убрать из первого слова, чтобы получилось второе слово.
Прочитай имена девочек. Подумай какие звуки (буквы) нужно вставить, чтобы получились имена мальчиков.
Прочитай имена мальчиков. Подумай какие звуки (буквы) нужно убрать, чтобы получились имена девочек.
Назови картинки. Вставь недостающие буквы. Раздели слова на слоги.
Составь из данных букв названия картинок.
Составь новое слово из первых звуков слов.
Отгадай ребусы. Назови получившиеся слова. К Б Э Т Д А
Учим детей составлять схему слова. МАК ИВА ЛИСА
Проводили игры на интерактивном столе.
Рабочая программа « АБВГДейка » по обучению грамоте детей с ОНР.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:- развитие их фонематического слу...
Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...