Как речевые недостатки влияют на личность ребенка?
статья по логопедии (подготовительная группа)

Петрова Надежда Васильевна

В статье описывается влияние речевых недостатков у дошкольников  на их личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_nedostatki.docx12.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как речевые недостатки влияют на личность ребенка?

Влияние речевых недостатков на развитие личности ребенка. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания речи взрослого; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

 Ошибочно надеяться на самостоятельное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияя на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Плохо говорящие дети, начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

 Нередки случаи, когда нарушения речевого развития приводили к подрыву психического здоровья детей. Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Различные нарушения или недостатки устной речи неизбежно влекут за собой всевозможные нарушения письменной речи. Устная речь детей посещающих логопункт  характеризуется системным недоразвитием, т.е. нарушением некоторых  сторон речи (фонематической, лексической, грамматической,).

По характеру влияния на дальнейшее речевое развитие ребенка нарушения произношения обычно делят на две группы.

К первой относятся такие нарушения звукопроизношения, которые сводятся только к незначительным заменам или смешениям отдельных звуков. Такие дефекты, как правило, отражаются только в устной речи и не влияют на обучение письму.

К другой группе относятся нарушения, вызванные более сложными причинами. Таким детям свойственны фонетико-фонематические нарушения, которые проявляются в неточных слуховых дифференцировках близких по звучанию фонем, из-за трудности произвести звуковой анализ слова. Такие дефекты ведут к ошибкам на письме.

Нарушения лексической стороны речи появляются, прежде всего, в очень ограниченном словарном запасе, что ведет к трудностям в обучении письму. Нарушения грамматического строя речи проявляются на уровне связного текста, на уровне отдельного предложения, на уровне отдельного словосочетания слов.

Особые трудности возникают при самостоятельном и частично самостоятельном рассказе. Дети искажают ситуацию, нарушают последовательность смысловых звеньев, пропускают их. Пропускают элементы предложений, нарушают порядок слов в предложении, причинно-следственные связи.

 Речь детей, имеющих нарушение речевого развития, обычно состоит из простых нераспространенных предложений или простых распространенных с нарушением структуры.

 Довольно часто могут отсутствовать один или оба главных члена предложения. Речь взрослого является образцом для ребенка.

 Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. Недостатки произношения необходимо исправлять в пятилетнем возрасте.

Данные психологов свидетельствуют об особом «чутье» ребенка  дошкольного  возраста к языку. В более старшем возрасте это «чутье» к языку несколько ослабевает и ребенок как бы теряет свои «лингвистические способности». Исправление нарушенного произношения необходимо осуществлять как раз в момент наиболее острого «языкового чутья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых недостатков в условиях логопункта ДОУ

Коррекция речевых недостатков на логопункте ДОУ....

Специальные гимнастики для развития детей с речевыми недостатками и их место в коррекционной работе

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется предварительным этапом. Этот этап является и должен быть более качественным, а при сложных речевых дефектах и более длительным. Учитывая о...

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...