Специальные гимнастики для развития детей с речевыми недостатками и их место в коррекционной работе
статья (логопедия) по теме
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется предварительным этапом. Этот этап является и должен быть более качественным, а при сложных речевых дефектах и более длительным. Учитывая особенности дошкольников с речевыми нарушениями, на этом этапе проводится работа над речевым дыханием, над формированием его плавного выдоха, артикуляционной гимнастики, развитие мимики и эмоций, необходимость совершенствования мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palch_artikul.gimnastiki_kmo.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется предварительным этапом. Этот этап является и должен быть более качественным, а при сложных речевых дефектах и более длительным.
Учитывая особенности дошкольников с речевыми нарушениями, на этом этапе проводится работа над речевым дыханием, над формированием его плавного выдоха, артикуляционной гимнастики, развитие мимики и эмоций, необходимость совершенствования мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика.
Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга «отвечающие» за движение органов речи и управляющий движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Поэтому я в своей практике с детьми применяю разнообразные и многочисленные задания и упражнения для развития мелкой моторики рук:
- И работа с мячами;
- И пальчиковый бассейн;
- И цветные резинки;
- И тактильные дощечки;
- И веревочки;
- И другие различные вспомогательные средства.
Согласно международной квалификации пальчиковый игротренинг можно разделить на 2 типа:
- fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие
- action rhyme – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления – следуя медицинской терминологии – сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров – мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев (массаж кисти руки, разминание, поглаживание каждого пальца в течение 2-3 минут). С 10-месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, привлекая и движения с большой амплитудой. С этого же периода предлагаются задания на катание пальчиками деревянных шариков разного размера, на конструирование из кубиков, построение пирамидок и т.п. В полуторогодовалом возрасте детям предлагаются более сложные задания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Хорошую тренировку движений пальцев дают народные пальчиковые игры: ”Сорока-белобока”,"Идет коза рогатая" и др.
В период обучения по программам детских образовательных учреждений детям предлагаются следующие типы упражнений:
-статические упражнения для пальцев руки;
-динамические упражнения для пальцев руки;
-работа со счетными палочками (спичками);
-задания на тренировку и совершенствование точных движений пальцев руки (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, завязывание и развязывание узелков и т.п.).
Я пальчиковые упражнения провожу регулярно на каждом занятии по развитию речи. Не рекомендуется проводить данные задания в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды.
Продолжительность пальчикового игротренинга зависит от возраста детей (во 2-ой младшей группе рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в средней и старшей группе до 10-минут, в подготовительной группе серийно по 10 минут).
Артикуляционная гимнастика.
Это один из необходимых условий для правильной красивой речи. При артикуляционной гимнастики использую различные игровые приемы. Особенно уделяю внимание качеству выполняемых артикуляционных движений:
- слежу за чистотой выполнения движений
- за плавностью движений и темпом
- нормальным тонусом мышц
- за скоростью движений
- умение удерживать позу определенное время
- возможность перехода от одного движения к другому
- за точностью координации движения языка и губ.
Дыхательная гимнастика.
Следующий вид коррекционной работы развития дыхания.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием, особенно у детей с заиканием и дизартрией.
Для коррекции этого дефекта я беру такие игры: «Погреть руки», « Надуть шарик», «Подуй на игрушку», «Задуй свечку», «Загони мяч в ворота» и другие.
Перед началом коррекционной работы с ребенком ставим диафрагмальное дыхание (если оно у него отсутствует). Затем идет очень длительный процесс выработки речевого выдоха.
Для развития речевого дыхания и голоса я играю с детьми в такие игры: «Эхо», «Вьюга»,
«Дует ветер», «Дровосеки» и другие.
Мимическая гимнастика.
На предварительном этапе коррекции звукового произношения определяющее место отводится развитию мимических движений лица.
Потому что у детей с дизартрическим компонентом, с заиканием, с ринолалией отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица не выразительна, бедна, слабость и недифференцированность эмоций.
Упражнения, которые я применяю в своей практике: « Зажмуривание глаз», «Надувание щек»,
разыгрывание ситуаций: Предлагаю сюжетные картинки- дети имитируют её мимически (дети загорают, подарок подарили и т. д.)
Здесь мне очень помогает книга Чистяковой: «Психогимнастика». Из нее я беру разные психоэтюды
Специальные гимнастики для развития детей с речевыми недостатками и их место в коррекционной работе. КМО учителей-логопедов Приволжского РОО г. Казани провела учитель-логопед д/с № 385 Рузаева И. В. октябрь 2002 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации родителям детей с речевыми недостатками.
Методические рекомендации помогут родителям в воспитании своих детей....
«Правильное и своевременное формирование речи у детей с речевыми недостатками»
Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и...
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками...
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками...
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками
Материал указывает родителям, на что обратить внимание - у детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточ...
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками
Материал помогает раскрыть перед родителями тот факт, что у детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достато...