диагностика
статья по логопедии (средняя группа)
В настоящее время растёт количество детей с тяжёлыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностика | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Cтатья
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР.
В группу для детей с ОНР приходят дети с разным уровнем недоразвития речи и других психических процессов. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции предполагает внимание к этиологии и причине речевого нарушения.
Как указывает А.В.Цветков – “ в каждом возрасте наиболее страдают те звенья, которые проходят сензитивный период”.
3-4 года- становление личности, появление слова “Я”.
4-5 лет- увязка простых сенсорных признаков ( цвет, форма, размер, запах) между собой и с мышлением. Развитие наглядно-образного мышления.
А.Р.Лурия выделил три блока мозга.
1 блок мозга- глубинные структуры головного мозга .Они отвечают за тонус и работоспособность. При недостаточной зрелости этого блока мозга у детей наблюдаются нейродинамические нарушения- они утомляются очень быстро, зевают, быстро начинают отвлекаться, быстро возникает запредельное охранительное торможение. Это специфические нарушения, таким детям необходимо дозировать нагрузку, менять виды деятельности, обязательное обследование у невролога, общеукрепляющие процедуры.
2 блок мозга- приём и хранение информации . Это модально-специфический блок мозга, связанный с работой анализаторных систем ( зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический анализаторы ). Ощущение, представление, восприятие, внимание, память, речь, ориентировка в пространстве - вся работа логопеда в основном направлена на формирование этого блока мозга.
Нарушения звукопроизношения можно разделить на нарушения, связанные с несформированностью кинестического фактора, когда дети с трудом могут найти нужное положение языка для произнесения звука, заменяют звуки по месту образования, в заданиях на праксис позы пальцев допускают специфические ошибки. В графической деятельности кинестетический фактор отвечает за позу тела, позу удержания карандаша в руке, точность движений.
При несформированности кинететического ( динамического) фактора у детей наблюдаются различные трудности- серийная организация движений, которая проявляется в нарушении программы в зрительных, двигательных рядах и в нарушении слоговой структуры слов и предложений.
3 блок мозга – планирование , регуляция собственного поведения, контроль, мотивация. В старшем дошкольном возрасте – в 6-7 лет этот блок только начинает формироваться, окончательной зрелости достигает к 12 годам.
Для детей с ОНР – с 1 уровенем речевого развития - те для безречевых детей необходимо сформировать предпосылки к развитию речи- увеличивать объём оперативной памяти , развивать способность к имитации неречевых и речевых действий взрослого, а так же формировать когнитивные предпосылки развития речи.
1 этап когнитивного развития- идентификация. 2 этап- классификация. 3 этап- символизация. Одновременно работа с неговорящими детьми ведётся на основе умения подражать. В работе с неговорящими детьми важна правильная организованная речевая среда в группе детского сада и дома.
Среди детей с ОНР есть дети с дизартрией и с диспраксией. При стёртой дизартрии мы наблюдаем искажение звуков - межзубное , боковое , губно-зубное, велярное произношение.
Диспраксия бывает кинестетическая и кинетическая.
Кинестетическая диспраксия – трудности воспроизведения артикуляционной позы, при этом наблюдаются замены звуков по месту и способу образования- К-т, д-г, т-п, л-н, с-п, к-п. С этими детьми хорошо выполнять сенсорно- интегративную артикуляционную гимнастику с различными природными материалами, так упр “Крепкий орешек “ выполняем, перекатывая виноградину или помидор черри от щеки к щеке. Для усиления ощущений выталкиваем изо рта веточки гвоздики и др. При выполнении праксиса позы рук –наблюдаются трудности в выполнении упр “Коза”- 2-5 пальцы, “Заяц”- 2-3 пальцы , синкинезии при выполнении упр говорят о незрелости подкорки .
Кинетическая диспраксия –трудности усвоения последовательности артикуляционных движений , при этом наблюдаются различные нарушения слоговой структуры слов -замены и пропуски слогов, персеверации, трудности переключения, сокращения слогов, антиципации- воващи- овощи, контаминации- смешения элементов двух слов . Работа по формированию слоговой структуры основывается на выкладывании визуальных рядов из различных предметов, проговаривании слогов с одновременной стимуляцией ручной моторики. Коррекцию диспраксии начинаем с отработки различных моторных программ – учимся выстраивать визуальные ряды с моторной программой 1/1 , затем 1/1/1. Эти же моторные программы отрабатываем на уровне движений тела, рук, ног, языка, отхлопываем ритмы, те развиваем кинетический праксис.
Дети с первичной диспраксией не умеют довить мяч или ловят его плохо, спускаются по лестнице приставным шагом, не умеют стоять и прыгать на одной ноге, не умеют резать ножницами, карандаш держат в кулаке. Дети со вторичной диспраксией- не могут сосчитать предметы глобально в пределах трёх- четырёх, на вопрос- сколько? – начинают пересчитывать предметы сначала.
В последнее время возросло количество детей со слуховой агнозией. Дети не реагируют на неречевые звуки или игнорируют их.
Среди детей с ОНР есть дети с речеслуховой агнозией – у них наблюдаются ошибки , связанные с недоразвитием фонематического слуха- псё-всё, замены звуков п-б- павабан- барабан, бадуты- продукты, бамагити- помогите , паказан- баклажан, д-т- дозе- тоже, к-г- гуда- куда, д-б- бом-дом. На дифференцируют слова стол- стул, пчёлка- чёлка, локти- ногти, деревья- деревня.
Среди детей с ОНР наблюдаются дети с первичным языковым недоразвитием. С детьми в игровой форме отрабатываем употребление окончаний косвенных падежей. У детей часто встречающиеся аграмматизмы - П.п- на чём?-на конькав, на санкав, в кустав, о чём ? – о платьяв, о зелёныв стульяв, о куклай, о куклы, о мыска, о машину, о масины, а асину, о куклы, итьку- о мышке, Т.п- чем чистишь зубы?- паты- пастой, Р.п- много кого? –детяХ, медведев косолапыв, ёлков, матрёшков, конёв, медведях, пенёх, на чём? – а саки, а санкав - на санках, а конькав. Пропуски предлогов с, к, сокращение предлога на-а.
Дети с ЗПР- часто путают предлоги- убегать из мамы- от мамы. Непонимание вопросов косвенных падежей- чем ты чистишь зубы?- зубай. Чем закрываешь дверь? –замокай. Ошибки в согласовании- был собака, мама говорил, мама пришёл сам, мой платье, мой мама.
В средней группе у большинства детей не сформирован образ тела и образ предмета- дети рисуют головоногов , не могут собрать разрезные картинки.
После обследования составляются сравнительные таблицы.
ГРАММАТИКА
Импрессивная речь | Экспрессивная речь | |||||||||||||||
на-под | Понимание сложных логико-грамматич. констр | чем | предлоги | Где | Р.П. | На чём | С кем | О чём | Он, она, оно | Два, две | Мой, моя, моё/один, одна, одно | детёныши | Согласование сущ и прил | Мн число | прим |
Слоговая структура Фонематический слух
Поймай тигра | Поймай тигра в словах | РИТМ | РИФМА | Па-ба ва-фа, ка-га | СГСГ | СГСГСГ | Нач-середина-конец | Звук в конце | Выделение гласного из начала | Согл в начале - кот |
Лексика
Фигуры | Время года | Овощи, фрукты | листья | Высокий-низкий | Широкий-узкий | Длинный-короткий | Толстый-тонкий | Дом-дик жив | Обобщения | Жив- дикие-дом | Части тела |
Зрительно-предметный гнозис . Зрительно-предметная память. Слухо-речевая память. Наглядно-образное мышление . Пространственные представления . Конструктивный праксис
Зр память | Визуальные ряды | Корректурная проба | Найди одинаковое | отличия | Повтор 3 слова | Повтор предлож | Двухступенчатая инструкция | Пространственные представления | Разрезная картинка, кубики | матрёшка | Матрёшки по росту | 4-лишний сенсорный вариант |
Психомоторика. Общая и мелкая моторика . Кинестетическая и кинетическая организация движений. Праксис рук
Динамический праксис КР/КРЛ | Праксис позы рук | Пробы Хеда | Символический праксис | Тест на диспраксию | Спуск по лестнице | Прыжки на одной ноге | Кинезиология Грибы | Держать карандаш | Рисование ДДЧ |
Используемая литература
1 Лынская М.И. «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика» М.Парадигма 2016
2 Лынская М.И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий» М. Парадигма 2012
3 Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей”»М. Логомаг 2015
4 Цветков А.В. «Нейропедагогика для учителей» М. издательство “Спорт и культура” 2017
5 Лурия А.Р. «Высшие корковые функции» 2008
5 Визель Т.Г. «Диагностика когнитивного и двигательного развития детей дошкольного возраста» М , 2024 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...
Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.
Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.
Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...
Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...