Консультация для родителей на тему: "Нормы речевого развития детей 4-5 лет"
консультация по логопедии (средняя группа)

Блялова Александра Александровна

В консультации рассказывается о нормах речевого развития детей среднего возраста, а также представлен практического материал для взаимодействия с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/с №2

            КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Нормы  речевого развития детей  4 - 5 лет»

        Подготовила:

                                                                                                                Учитель - логопед

                                                                                                  Блялова А.А.

Калининград - 2024

    Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о развитии речи детей 4-5 лет. Возраст от 4 до 5 лет - это средний дошкольный возраст, в этот период интенсивно совершенствуются познавательные функции, коммуникативные и речевые навыки. Важно уделить внимание развитию речи в рамках подготовки ребенка к обучению в школе, чем лучше будет качество речи ,тем быстрее первоклассник научиться писать и

читать , лучше будет осваивать школьную программу.

Каковы особенности развития речи детей 4-5 лет?

У дошкольников постепенно совершенствуются все компоненты речи : фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность речи.

Перечислим основные критерии развития речи детей 4 - 5 лет:

1.Фонетика (звукопроизношение).

Ребенок 4-х лет смягченно произносит согласные звуки ,например, вместо ЛОЖЕЧКА говорит  ЛОЗЕЧКА. Ребенку  не хватает четкости в произношении  свистящих и шипящих звуков, дети их пропускают или заменяют. Звуки [Л] и [Р]чаще пропускают или могут заменять

мягким звуком [Л'].

Ребенок 5 - ти лет лучше воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяют другими звуками, многие звуки  дети выговаривают правильно ,четко, с правильной артикуляцией, хотя некоторые дети по-прежнему неправильно произносят шипящие звуки, а также звуки  [Р], [Л]. Сложные и длинные слова могут сокращать, опускать слоги, например, вместо АВТОМОБИЛЬ  говорят АТАБИЛЬ ,переставляют звуки, вместо ПЕРВЫЙ говорят  ПЕВРЫЙ ,пропускают согласные при истечении :БОЛЬШОЙ мальчик ,говорят БОСОЙ мальчик. Вставляют гласные в  словах со стечением согласных: Не ЗИНАЮ вместо НЕ ЗНАЮ,

КОРАБЕЛЬ, вместо корабль.

    Ребенок 5 - ти лет лучше воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяют другими звуками, многие звуки  дети выговаривают правильно ,четко, с правильной артикуляцией, хотя некоторые дети по-прежнему неправильно произносят шипящие звуки, а также звуки  [Р], [Л]. У пятилетних деток развитие речи на более высоком уровне ,они говорят правильнее, реже сокращают слова, реже меняют слоги местами и начинают составлять слова по аналогии.

2.Объем активного словаря.

К четырем годам словарь включает около1000 слов, у ребенка 4 лет постоянно увеличивается объем активного и

пассивного словаря, он много разговаривает, любит слушать стихи и

рассказы, запоминает и пересказывает сказки.

  У ребенка 5 лет объем словаря удваивается,

теперь в нем до 2000 слов.

4 - 5 летние детки , как и 3-х летние являются «почемучками» им интересно

все на свете и они постоянно задают вопросы родителям. Для развития речи

важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать своего ребенка на диалог, вместе искать ответы на вопросы, все это расширяет словарный запас.

3.Грамматическое оформление, то есть сложность предложений, а также

последовательность и согласование слов.

Ребенок 4 - х лет говорит короткими ,простыми предложениями, в них не более трех-четырех слов, но речь постепенно совершенствуется, фразы становятся сложнее и длиннее, грамматический строй в этом возрасте

только формируется, поэтому речь далека от совершенства.

Ошибки, которые могут допускать дети:

Неправильно выстраивают последовательность слов ,вместо Я НЕ ХОЧУ

говорят Я ХОЧУ НЕТ и неправильно согласуют слова, например, вместо ОДНА КОШКА  ГОВОРЯТ ОДИН КОШКА или вместо: У МЕНЯ ТРИ ПОДРУГИ говорят  У МЕНЯ ТРИ ПОДРУГАХ .

К пяти годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами,

речь становится более логичной и связанной.

4. Связность и логичность высказываний. У дошкольников развитие речи выходит на новый уровень ,они могут пересказать простую  сказку,

например, «Колобок» , «Курочка ряба».Рассказ по картинке в этом возрасте не все детки могут составить, зато с удовольствием рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы о них. При нормальном развитии речи детей 4-5 лет, отмечается способность составлять рассказы по картинке, отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказы .В этом возрасте детки с удовольствием рассматривают книжки с картинками, могут рассказать о своих желаниях, о впечатлениях,  если просмотрели

мультфильм.

Норма развития речи детей 4-5 лет.

1.Словарный запас составляет 2500 - 3000 слов, ребенок придумывает новые слова, рифмует,  в словарном запасе появляются прилагательные, сложные предлоги , личные местоимения, ребенок периодически группируют предметы по категориям: посуда, фрукты, животные. Более правильно и  четко выговаривает звуки, может сказать несколько грамматически оформленных фраз. Для развития речи детей 4-5 лет характерен резкий рывок вперед, они охотно разговаривают, торопятся высказаться, что приводит к ошибкам в логическом построении фраз, в звукопроизношении , в согласовании глаголов по родам и числам.

Что должно насторожить родителей в речи детей 4-5 лет?

Выделяют несколько групп речевых нарушений:

 1.Дефекты звукопроизношения.

Ребенок не правильно артикулирует звуки, заменяет, пропускает их, меняет местами слоги в словах.

2.Лексические нарушения.

Скудный словарный запас, ребенок в пять лет не понимает смысла многих слов.

3. Нарушение связности речи.

 Ребенок отвечает односложно, нет развернутых ответов, повествование не логично, нарушена структура и грамматический строй.

4.Мелодико - интонационные дефекты.

Ребенок не управляет своим голосом, нарушена сила, тембр, высота,        голос  невыразительный, монотонный, малыш не использует вопросительные и восклицательные формы.

5. Нарушение темпа и ритма.

Малыш говорит быстро или медленно, запинается, останавливается, по слогам произносит слова.

6.Непонимание обращенных слов.

Это самая сложная из перечисленных форм нарушения

развития речи.

    Если Вы подозреваете задержку или нарушение речи у своего малыша, не

теряйте время, покажите его неврологу и логопеду ,чем раньше Вы начнете коррекционную работу, тем быстрее ребенок догонит возрастную норму развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей»

Начиная с дошкольного возраста мы, взрослые знакомим детей с литературным искусством. Еще в младенчестве, многие из Вас читали деткам потешки, рассказывали сказки, пели колыбельные. Психологи предлага...

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей...

Консультация для родителей на тему:"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи реб...

Консультация для родителей по ОБЖ "Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии"

«Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии».Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:самостоятельное наблюдениепр...

Консультация «Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей »

Роль развития речи ребёнка переоценить трудно. Овладение речью перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.Хаотичность воспитат...

Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей"

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о ч...