Роль пения в активной речи детей-дошкольников
консультация по логопедии (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»
Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение - это тексты, которые требуют определённого прочтения. Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчёркивал, что «пение первоначально и существенно подобно разговору».
Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от пения.
Пение на ребёнка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям. В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому, чем раньше ребёнку прививаются навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше настраивается его речевой и певческий голос. Достигается это путём подражания пению и речи взрослого.
Развитие речи ребёнка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией. Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Чёткость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани. Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость и др. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционная гимнастика. Цель ее – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, и как следствие, улучшается музыкальная память, внимание. Также вокально-хоровая работа предполагает использование певческих упражнений, помогающих преодолеть дефекты речи, а затем упражнений для выравнивания гласных и слогов с согласными. Для выработки правильной дикции применяются следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией и др.
Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, чистоговорки. Они развивают скорость чередования различных звуков, регулирующих темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка и щек).
Например,
- Черепашка, не скучая, час сидит за чашкой чая [Ч]
- Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» [Ш]
- Серые бараны били в барабаны [P, Б]
- У осы не усы, не усища, а усики [С]
На звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса большое влияние имеет дыхание. Правильное дыхание очень важно, как для речи, так и для пения.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Пение очень полезно для детей, которые имеют речевые нарушения, поскольку оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов - без этих составляющих невозможно полноценное становление фоно-фонематической стороны речи.
Также известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Чем раньше заикающийся ребёнок начнёт заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от заикания. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льётся вместе с музыкой. Ребёнок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если заниматься пением регулярно. Во всём мире с помощью пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия.
Таким образом, пение способствует:
- нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного);
- развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
- развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.);
- расширению кругозора.
Примеры дыхательных упражнений
для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
1. «Снег». Ребёнку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щёки, при выполнении этого упражнения.
2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребёнком в футбол. Ребёнок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребёнка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребёнка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребёнка. Это стимулирует его дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. «Дудочка». Предложите ребёнку высунуть узкий язык вперёд, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузыёк засвистел, как дудочка.
7. «Губная гармошка». Предложите ребёнку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребёнок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в неё же.
8. «Цветочный магазин». Предложите ребёнку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребёнка подуть на синюю свечу, затем на жёлтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щёки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её.
10. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».
Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.
Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами отрывисто и протяжно.
«Капели»
Кап, кап, кап –
Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).
То весна к нам пришла,
Птички прилетели,
Птички прилетели –
Песенки запели. (а--- поём протяжно).
«Синичка».
Ты, синичка, полетай,
С нами вместе поиграй! (Ф-ууу! Ф-ууу).
Фу---у
(У ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, ребёнок, произнося звуки, делает выдох несколько раз. При этом птички подлетают вверх несколько раз.)
В конце он подставляет ладонь, на которую сажают - птичка устала.
Упражнения на пропевание гласных протяжно и отрывисто
«Укачиваем»
Уа-Уа, ах как девочка мала,
Уа-Уа, любит петь она с утра.
Уа-Уа, подпеваю ей сама,
Уа-Уа, говорить с ней нам пора.
Необходимо объяснить детям, что протяжно (legato), это когда звуки сливаются и плавно переходят один в другой.
Упражнения на силу голоса
При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Если ребёнок будет петь, а динамику, то есть f(громко) или p (тихо) музыкальный руководитель будет показывать руками, то его голос будет подчиняться этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижёрским жестом. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения.
Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом
«Эхо».
Мы в лесу гуляли,
Мы грибов набрали,
Где же наши детки,
Детки-малолетки?
А-у!
Пропевание слов и словосочетаний на усиление звука и ослабление (затихание),
с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания
«Кукушка»
Зелёная опушка,
Идём по холодку,
В лесу поёт кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку»
Упражнения на дыхание.
«Понюхай цветок».
Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать, как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:
- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;
- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;
- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух.
То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр.
Вот какой, вот какой
Маленький цветочек мой.
Он фиалкою зовётся.
Пахнет солнцем и весной.
Пчёлки быстрые,
Ищут мёд в цветочках.
И над ними кружат,
Самолёты точно.
Упражнения - пение с повышением и понижением интонации
Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.
«Кошка».
Села кошка на окошко,
Дайте молока немножко:
Мяу, мяу, мяу, мяу. (с каждым последующем повторением интонация повышается)
«Барбос».
На дворе рычит Барбос.
Он гоняет рыжих ос:
Р -р-р-р (понижение интонации)
Отчего рычит Барбос?
Осы жалят его в нос:
Р Р Р Р Р (понижение интонации)
«Пчёлки».
Пчёлки-жужжалки,
Пчёлки-кусачки,
Я вам сейчас покажу:
Чтоб не кусались.
Чтоб не мешались,
Я вас сейчас накажу!
Ж Гав Ж Гав (повышение интонации от «ж» к «гав»)
Ж Гав Ж
Ж Гав Ж Гав
Ж Ж Гав
Также хорошим упражнением служит пение и подпевание знакомых песен, как со словами, так и напевание мелодии на удобный слог (ля-ля, там-парам и т.д.)
См. также:
- Примеры артикуляционной гимнастики можно посмотреть на сайте раннего развития детей: http://www.razumniki.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обрядовой культуры в воспитании детей-дошкольников
К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни......
Роль семьи в нравственном воспитании детей-дошкольников
Оченьинтересная подборка материала для проведения досуга "Сердце семьи", помогает оспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать...
Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников.
подвижные игры являются методом всестороннего развития....
Консультации для родителей Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление...
Консультация для музыкальных руководителей "Роль пения в развитии речи детей"
Изучив данный материал, можно сделать вывод, что пение как сложный процесс взаимодействия дызания, звукообразования, звукоформирования играет важную роль в развитии речи ребенка и уже давно использует...
Роль пения в развитии речи детей
Консультация для родителей...