Консультация для музыкальных руководителей "Роль пения в развитии речи детей"
консультация на тему

Смолеева Татьяна Васильевна

Изучив данный материал, можно сделать вывод, что пение как сложный процесс взаимодействия дызания, звукообразования, звукоформирования играет важную роль в развитии речи ребенка и уже давно используется как одно из реабилитационных средств в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_peniya_v_razvitii_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль пения в развитии речи детей дошкольного возраста.

   Всем нам хорошо известно, что пение является одним из важнейших видов музыкальной исполнительской  деятельности человека, а ребенка дошкольного возраста особенно. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н,Г, Чернышевский относил пение к «высшему совершенному искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно  подобно разговору»  Из этого следует, что само пение, как сложный  процесс взаимодействия дыхания, звукообразования и звукоформирования, играет важную роль в  развитии речи ребенка и уже давно используется  как одно из реабилитационных средств в работе с детьми, у которых в речи имеются различные нарушения. Кроме того, пение способствует развитию психических процессов и свойств личности ( внимание, память, мышление, воображение), расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов голосового аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшению произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправит ряд речевых недостатков: невнятное произношение, «проглатывание» окончаний слов, особенно твердых, способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В настоящее время ведется углубленная коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, в том числе и нарушения речи. С этой целью создаются специализированные дошкольные учреждения, а в общеобразовательных детских садах – группы компенсирующей направленности.

Так как отдельную группу компенсирующей направленности составляют дети среднего возраста ( в нашем детском саду), с которыми ведется целенаправленная работа по развитию речи, я считаю целесообразным включать в свои обычные музыкальные занятия некоторые упражнения, задания, игры для развития речи уже с ранней группы.

Мы знаем, что в первые годы жизни происходит формирование и развитие всех психических процессов. Речь ребенка в этом возрасте представляет собой отдельные слова, небольшие фразы, дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей. При этом слух контролирует правильность звукоподражания. Поэтому в работе с детьми младшего возраста  я большое внимание уделяю развитию слухового внимания, слуховой памяти. Это благотворно сказывается  на развитии не только музыкального слуха, но и  фонетико-фонематического, т.к. установлено, что хороший музыкальный слух является  лучшим подспорьем в развитии фонематического слуха. Для успешного развития речи большое значение имеет работа всего голосового аппарата, в том числе – подвижность губ и языка. Поэтому уже в ранней группе я провожу с малышами несложную лицевую гимнастику.

К 4-5 годам, т.е. в средней группе, дети имеют определенную  подготовку, у них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, более организованным стало дыхание, более точным произношение  отдельных слов, звуков. Все это позволяет успешно использовать пение в работе по развитию речи уже с самого первого этапа знакомства и разучивания песни, когда дети расширяют свой словарный запас, определяя настроение песни и рассказывая о ее содержании. Поэтому необходимо побуждать детей говорить как можно больше слов о музыке, поощрять активных, а детям с небольшим запасом слов предлагать обобщать названные определения и постепенно подводить к самостоятельным высказываниям.

На последующих этапах разучивания особое внимание следует уделять вниманию. Т.к. певческое дыхание неотделимо от речевого, то эта работа оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Для развития дыхания полезно пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов(да, ля, ба), фраз, начиная с коротких, и, постепенно переходя к более длинным: « Я иду гулять», «Песни звонко мы поем».При этом идет работа и над дыханием, и над дикцией.

Очень продуктивно в работе по развитию речи можно использовать такой вид музыкальной деятельности, как песенное творчество.. Я предлагаю  детям сочинить не только мелодию песенки, но и слова. Этот прием является  своеобразной диагностикой по выявлению уровня развития речи, т.к. ребенок с небольшим запасом слов сочиняет песню из двух-трех слов и, соответственно, из пяти и более слов, если речь у него более развита. Чтобы помочь ребенку в сочинительстве, весь процесс проходит в форме диалога, т.е. вопросно-ответной форме.

К старшему возрасту увеличивается познавательная и, особенно, развивающая роль пения, т.к. общее развитие ребенка, укрепление его физических сил оказывает положительное влияние на совершенствование голосового аппарата. Работа по развитию речи посредством пения является более плодотворной, т .к. у детей уже имеются некоторые навыки звукообразования, дыхания, дикции.

На основе полученных в предыдущих группа знаний и умений, я усложняю приемы, которые дают положительные результаты в  развитии речи. В работе над дикцией я учу проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и фразы, которые педагог произносит одними губами. Этот прием мобилизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Особенно помогает показ теми детьми, которые уже научились это делать. Полезны также такие приемы как:

- пропевание слов «здравствуйте», « до свидания» с разной интонацией;

- пропевание слов песни шепотом;

- проговаривание слов песни без музыки в ритме мелодии;

- проговаривание текста без музыки вне ритма мелодии;

На занятиях часто я предлагаю в качестве распевок пропевание слогов типа «ма-ме-ми-мо-му»на одном звуке, транспонируя их по полутонам вверх и вниз; пропевание мелодии из 3-х звуков на любом слоге, постепенно транспонируя вверх, вниз. Перед распеванием говорю детям, что будем петь, как в настоящем хоре. А хор – это когда все поют слаженно, дружно. Так в игровой форме закрепляются и развиваются навыки дыхания, звукообразования, дикции, формируется чувство ансамбля.

       Говоря о роли пения в развитии речи ребенка, нельзя не сказать о тех положительных результатах, которые можно получить, используя народный фольклор. Значение фольклора переоценить трудно. Конечно же, в первую очередь народное творчество выполняет воспитательно - образовательную функцию – это воспитание любви к Родине, родной природе, народным традициям. Но кроме этого значение фольклора состоит в следующем:

- способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, что помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание;

-  влияет на оздоровление  организма ребенка в целом: такие потешки, как « Сорока-сорока», «Куй ,куй, молоток, подкуй чеботок» доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног;

- ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики;

        Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную игровую деятельность. И, конечно же, самое главное то, что произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Некоторые из них можно инсценировать, при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью («Две тетери»).

          В работе с детьми по развитию речи на музыкальных занятиях я использую прибаутки, скороговорки, игровые песни, хороводные игры. Прибаутки особенно необходимо использовать в адаптационный период, т.к. они успокаивают, отвлекают ребенка. Кроме этого они очень важны для воспитания  музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

        Особенно трудны для детей скороговорки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается на всегда. Некоторые скороговорки музыкально интонируются, к ним даны напевы. Исполнить скороговорку, интонируя ее простейшую мелодическую попевку легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки используются в работе по автоматизации, дифференциации звуков, совершенствования четкого произношения слогов, правильной дикции. («Шли сорок мышей»).

          Все свободное время  дети играют. Игра – это всегда развлечение, забава и, обязательно, соревнование, стремление каждого участника выйти победителем, что немаловажно для детей эмоционально закрепощенных. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Так в свободной, непринужденной обстановке игра помогает развивать речь дошкольника. («Золотые ворота»).

           Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрализованного действия и хореографией. Отличительной особенностью хоровода является объединение ребят, возможность почувствовать робким детям руку друга. В сюжетах хороводных песен отражен быт людей, красота родной природы. Мелодия понятна и доступна для исполнения..Все эти особенности позволяют вовлечь в процесс пения большое количество детей, особенно в период адаптации, когда в группе появляются новые дети. И, конечно же, исполнение хороводных песен положительно влияет и на развитие речи  («На горе-то калина»).

           Итак, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что значение пения в развитии речи и исправлении речевых нарушений очень велико. Именно благодаря пению у ребенка вырабатываются  навыки правильного дыхания, четкой дикцию звукоформирования, улучшается работа артикуляционного и голосового  аппарата, расширяется словарный запас, развивается память и мышление. А благодаря тому, что пением можно заниматься  и без музыкального сопровождения (при наличии хорошо поющего взрослого), то его можно широко применять в самостоятельной музыкальной деятельности и повседневной жизни дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

Консультация для родителей "Влияние пения на развитие речи"

laquo;Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». В песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство»,− писал К. Д. Ушинский...

Онлайн-консультация для воспитателей "Влияние пения на развитие речи ребёнка!"

Онлайн-консультацию для воспитателей "Влияние пения на развитие речи ребёнка!" подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 22.04.2020г....

Консультация для родителей "Влияние пения на развитие речи ребенка"

Консультация для родителей "Влияние пения на развитие речи ребенка"...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...

Роль пения в развитии речи детей

Консультация для родителей...