Игровые приемы по обучению чтению.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Опыт работы на тему: «Подготовка детей к обучению грамоте: использование технологии «игровое чтение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrov._priyomy_podgot._k_chteniyu.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных задач учреждений дошкольного образования является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих

нарушения речи. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками  - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

  Достаточное количество детей испытывают трудности в усвоении  как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с  общим недоразвитием речи  (ОНР).  У таких детей проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство.  

 Поэтому повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников  с ОНР является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.            

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. Основным содержанием обучения чтению является звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.

   Современная  методика обучения  чтению  предусматривает  с  самого    начала послоговое чтение. После зрительного узнавания букв, слога, дети прочитывают этот слог слитно и целиком. Трудность этого этапа в том, что дети еще не умеют забегать глазами вперед, не обращают внимания на ту букву, которая стоит за ней. Координации и «разминке» губ и глаз поможет пособие «Звуковая дорожка».  В начале дети поют слоги, затем читают слог короче и сразу задаем вопрос: «А какое слово начинается на «МА». Темп чтения на этом этапе довольно медленный. Детям легче даётся чтение обратных слогов, испытывают трудности при чтении прямых слогов и слогов со стечением согласных.

 Ступень  становления  целостных  приемов  восприятия  является  переходным  к чтению целых слов. На этом этапе простые и знакомые слова читаются слитно, слова малознакомые и трудные  по своей  звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам. На этом этапе значительную роль играет смысловая догадка. Опираясь  на смысл ранее  прочитанного и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать  ее  с  помощью  зрительного  восприятия,  дети  часто заменяют, выдумывают слова, опускают окончания.    В результате угадывания появляется большое количество ошибок  в  процессе чтения. Работа по коррекции этих нарушений ведется в следующих направлениях:

Работа  над  морфологической  системой  языка  (словоизменением, словообразованием).

Формирование структуры предложения.

Следующий  этап – это  этап  синтетического  чтения.  Эта  ступень  

характеризуется  целостными  приемами  чтения:  словами,  группами  слов.

Техническая сторона чтения теперь уже не затрудняет детей. Главная задача

этого  этапа – осмысление  читаемого.  При  анализе  процесса  понимания

читаемого  текста  необходимо  обращать  внимание  на  понимание

фактического  содержания  и  смысла.  Для  этого  проводятся  следующие

задания:        

 Прочитать слово и показать картинку;

 Прочитать слово, предложение и ответить на вопрос;

 Дополнить предложение недостающим словом;

 Повторить прочитанное предложение;

 Разложить серию сюжетных картин в соответствии с прочитанным текстом;  Пересказ прочитанного текста;

 Придумать начало, конец прочитанного текста;

 Работа над деформированным текстом;

 Знакомим детей со знаками препинания.

         

Обучение  чтению  в  логопедической  группе  отличается от  обучения чтению в массовых группах детского сада; здесь можно выделить следующие особенности:

 Обучение буквам идет только на правильно произносимых звуках;

Время обучения растянуто;

 Взаимосвязь с разделами речи, устранение их проблем;

 Тесная взаимосвязь с родителями;

 Взаимосвязь логопеда с педагогами группы;

 Текст не должен превышать 20 слов, должен быть доступен детям п

содержанию, смыслу, ритмичности;

 Трудных слов в тексте не должно быть больше трех;

В тексте в равной степени должны быть все части речи, все виды слияния

слогов.

  Дальнейшее совершенствование  процесса  чтения осуществляется  в направлении развития беглости и выразительности

Так как ведущая деятельность ребенка – игра, следовательно,  обучение должно проходить в занимательной, игровой форме.

 В своей коррекционной деятельности я использую следующие игры,   способствующие на занятиях по обучению грамоте совершенствованию навыков чтения: «Составь слово из отдельно названых звуков»,  «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок», «Цепочка слов», « Вставь пропущенную букву и прочитай слова», «Составь слово», «Прочитай предложение, допиши слова»,  «Слоговое домино»,  «Продолжи слово», «Паровозики»,  «Добавь недостающую букву»,  игры с крышечками, «Новые слова», «Лабиринт»,  «Подружи слова», «Зашифрованное слово» и другие.

Таким образом, применение игровых средств на занятиях в  течение

длительного времени  позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием, обеспечивало легкое и

быстрое усвоение программного материала, у детей были  сформированы

необходимые  условия, определяющие их готовность к  школьному

обучению: фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового

анализа и синтеза,  графо-моторные навыки,  элементарные навыки письма и

чтения    и  всё это являлось эффективным средством подготовки  детей с

ОНР к  школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые приемы при обучении чтению"

Консультация для родителей. В этом материале представлены игры, игровые приемы, которые были мною использованы в работе с детьми....

Роль наглядности и игровых приемов в обучении дошкольников иностранным языкам

Выступление из опыта работы на городском МО педагогов дополнительного образования (преподавателей английского языка)...

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте"

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте»....

"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...

Использование игровых приемов при обучении малышей плаванию

Этот материал для инструктора по плаванию  дает возможность понять, как  а сделать так, чтобы ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, и мог свободно...

Учебный материал для инструктора по физкультуре "Использование игровых приемов при обучении малышей плаванию"

Этот материал дает возможность понять, как  а сделать так, чтобы ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, и мог свободно использовать водное пространство ...