Влияние нарушений произносительной стороны речи на процесс овладения грамотой.
консультация по логопедии

Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков, а взрослые не всегда придают этому значение, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся, а в результате, проходит время и ребёнок идёт в школу. При отсутствии у родителей правильных представлений о речевой готовности к школьному обучению, дети часто приходят в школу с недостатками произношения звуков, у 60% не развита устная речь, у 35-40% -мелкая моторика. У 70% не сформировано умение организовать свою деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков, а взрослые не всегда придают этому значение, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся, а в результате, проходит время и ребёнок идёт в школу.

При отсутствии у родителей правильных представлений о речевой готовности к школьному обучению, дети часто приходят в школу с недостатками произношения звуков, у 60% не развита устная речь, у 35-40% -мелкая моторика. У 70% не сформировано умение организовать свою деятельность.

До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня, благодаря исследованиям ученых, мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы.

Для успешного овладения грамотой ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. В чём же конкретно заключаются эти предпосылки? К ним относятся следующие:

Полноценность владения речевыми звуками (правильное произношение и умение различать звуки на слух, а также определять наличие и место заданных звуков в слове).

Произносительная система очень сложно организована. Даже при нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает правильным произношением. Длительность этого процесса обусловлена сложностью самого материала, то есть звуков речи, которые ребенок должен научиться воспринимать и воспроизводить.

Следовательно, для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках. Достаточность словарного запаса ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Сформированность грамматических систем. Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования – лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны, ведь всё зависит РТ индивидуальных особенностей ребенка. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения.

Сформированность зрительно-пространственных представлений.

Полноценность таких психических функций, как память, внимание, мышление, восприятие, а также развитие тонкой ручной моторики, тоже является необходимыми предпосылками овладения письмом.

К обучению в школе ребёнка необходимо готовить . Существует прямая зависимость  между уровнем речевого развития ребёнка  и его возможностями овладения грамотой. Если к моменту поступления в школу  есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти, у него будут трудности с письмом и чтением. Поэтому, от степени языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе. 

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять недостатки речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условие, для полноценного речевого развития подрастающего человека. Формирование правильной речи начинают у детей уже с 3-х летнего возраста. 

Взрослые являются для ребенка языковым и речевым образцом, ведь дети учатся языку: подражая, слушая, наблюдая и трогая руками. Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают.

 Общее правило - чем больше вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.

Исследованиями ученых было выявлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому, особое внимание необходимо обратить на тренировку пальцев рук:

1. Работа с пластилином и конструктором

2. Работа с ножницами, аппликация

3. Выполнение фигурок из палочек, спичек, рисование и т. д.

Это надо делать систематически, и притом, должны быть задействованы и правая, и левая руки. При такой тренировке речевые области будут развиваться в обоих полушариях равномерно.

И, конечно, прекрасный материал для упражнений можно найти в сказках, стихах, прибаутках, потешках, загадках, чистоговорках, скороговорках. Весь этот материал оказывает положительное влияние на развитие речи, повышает работоспособность головного мозга.

У детей улучшаются не только речь, но и внимание, память, слух, зрение, что является залогом успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи"

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи" раскрывает проблему создания прочной физиологической базы для развития и формирования прави...

Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи...

Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Этапы логопедического воздействия, их цели, задачи, способы достижения....

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-...

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 2 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала  календарно- тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грасоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР  на  2 период...