Детская поэзия, как способ развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии

Малыгина Любовь Владимировна

                 «Читая с детьми, разделяя с ними их читательские переживания, вы станете ближе и интересней друг другу, испытаете немало приятных минут».

Вадим Левин

         Ранняя любовь к стихам и сказкам и игровое отношение к ним возникают в возрасте «от двух до пяти» естественно, само собой, не требуя от нас (взрослых) каких-либо педагогических усилий. Достаточно, чтобы рядом с малышом был любящий взрослый, который рассказывает маленькому слушателю стихи и сказки, отвечает на  вопросы ребенка, включается в его игры. Лишь бы старший не переусердствовал и не погубил детскую непосредственность и целостность восприятия своими взрослыми вопросами: «Ты все понял? А как ты понял? Чем тебе понравилось это произведение?..» Уважаемые родители, не спешите «овзрослить» дошкольника-читателя, а лучше поощряйте его игры со стихами и сказками.

        Подбирая литературу по детской поэзии, имейте в виду, что «Детские стихи должны проверятся дважды! - сказал С.Маршак. – Одна проверка – взрослый с тонким вкусом, вторая – дети. Если стихи нравятся и тому, и другим – все в порядке. Если только взрослому, это вероятно, не детские стихи. Но если только детям, это не стихи вообще, это халтура». Из вышесказанного следует, когда взрослый выбирает книгу для ребенка, он же читает ее малышу, и, если стихотворение или сказка взрослого не трогает, если не нравится ему, это отношение передается и ребенку.

        Мы постарались сделать подборку забавных стихотворений, протестированных многими взрослыми и детьми, и предложить Вам методические подсказки для взрослых. Методические подсказки – это педагогические заметки писателей о том, как читать детям, получая от этого удовольствие и доставляя радость маленьким слушателям.

        Малышам очень понравится народная забава «Стенка, стенка, потолок», которую я помню из своего детства.

                    СТЕНКА, СТЕНКА, ПОТОЛОК.

        Играют вдвоем. Ведущий (сначала это взрослый, а потом нужно передать роль ведущего малышу) показывает на лице партнера щечку, щечку, лоб, называя их:

Стенка, стенка, потолок…

        Дальше ведущий-взрослый, не прикасаясь к лицу малыша, «шагает» пальцами над губами, как будто поднимается по ступенькам, и произносит:

Две ступеньки и звонок…

        Указательный палец ведущего нажимает на кнопку (нос партнера):

- Динь-дилинь! Хозяин дома?

- Дома.

- Гармошка готова?

- Готова.

- Можно поиграть?

- Можно.

Ведущий берет партнера за уши и «играет» на гармошке какую-нибудь мелодию:

- Трам-пам, тара-тири…

        Понятно, какой игры требует чтение потешки, считалки, загадки, дразнилки, но с авторской поэзией для малышей дело обстоит сложнее. 

Приятная встреча  Борис Заходер                             

Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака -
Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:
"Чего он так смотрит - букой?"
А Бяка думал:
"Однако,
Какой он ужасный Бяка..."

Вопросы к детям: Кто написал это стихотворение? Как думаешь, кто такой Бука? Как выглядит Бяка?

Можно пофантазировать с малышом, задав ему вопрос, где могли встретиться персонажи из стихотворения? Получилась ли у Буки и Бяки «приятная» встреча?

Главное Андрей Усачёв

Зелёного крокодила
Зелёная мама учила:
— Можешь ты быть учёным,
Конструктором или поэтом,
Главное — быть зелёным!
Запомни, пожалуйста, это!

Пузатого гиппопотама
Учила пузатая мама:
— Можешь ты стать акробатом,
Конструктором или поэтом,
Главное — быть пузатым.
Счастье, сынок, в этом!

А серая мама-мышиха
Мышонка учила тихо:
— Можешь ты быть инженером,
Учёным или поэтом,
Главное — быть серым,
Маленьким и незаметным!

Вопросы к детям:  Малыш, все слова понятны тебе в стихотворении? (Здесь можно разобрать с ребенком незнакомые слова, показать картинки с животными тропиков, рассказать о профессиях)

А теперь проверим память ребенка, спросив имя автора, похвалить, если назвал правильно, или повторить фамилию еще раз.

А давай вспомним, чему учила зеленая мама крокодила (толстая мама гиппопотама, серая мама-мышиха)?

Можно разыграть небольшую сценку с малышом, будто взрослый – это мама, а ребенок – это детеныш. После поменяться ролями.

Говорящая кошка  Эмма Мошковская

Была у меня говорящая кошка.
К хвосту привязал я гремящую ложку.
Но - МЯУ! - сказала мне кошка протяжно, -
Нет-нет, не могу, не хочу, это страшно!

Тогда отвязал я гремящую ложку,
К себе я прижал говорящую кошку.
МУР-МУР, - говорит она мне с этих пор.
Мне нравится тихий её разговор.

Вопросы к ребенку: Хотелось бы тебе иметь говорящую кошку? Как думаешь, кошке понравилось, что ей привязали гремящую ложку к хвостику? Как говорящая кошка сказала хозяину, что ей не нравится такой подарок? А когда хозяин отвязал ложку и прижал к себе кошку, она что ему сказала?

Приставалка Саша Черный

- Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

- Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

- Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

-  Отчего у няни

Волоса в сметане?

- Отчего у птичек

Нет рукавичек?

- Отчего лягушки

Спят без подушки?..

           

- Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка.

 

Вопросы к ребенку:  В этом стихотворении есть множество вопросов, на тему которых можно пофантазировать вместе с ребенком. Что за ямочки могут быть на щечках? А если бы у кошки были бы руки вместо лап, как бы она ловила мышей? Из чего готовят шоколад? Кто испачкал волосы няни сметаной?

У людей - руки, они одевают руковички, а у птичек  - лапки, значит они одевают…..?  Где живут лягушки?

 

                                                                                        Встреча Рената Муха

                                                                                                        Один Осьминог подошел к Осьминогу

                                                                                                          И в знак уваженья пожал ему ногу.

 

 

Семейная драма Рената Муха

В семье Осьминогов ужасная драма:

За ужином ссорятся папа и мама.

А бедные дети стоят на пороге

И просят родителей взять себя в ноги.

 

Вопросы к ребенку: Почему Осьминога так назвали? (разобрать с ребенком незнакомые слова: осьминог, драма). Когда мы встречаем друга, что мы ему можем пожать? Как ты понимаешь выражение, «Взять себя в руки»? Что нужно делать, если друзья поссорились?

Дождик Рената Муха

Дождик тянется за Тучкой,

Шепчет Тучке на ходу:

«Мама, скучно,

Мама, скучно, мама, можно

я пойду?»

Вопросы к ребенку: Если Тучка – это мама, то кто для нее дождик? А кто Папа дождика?

Интересно, куда ведет Тучка мама своего сыночка, что ему так скучно?

Когда идет дождь, тебе весело или скучно?

Ужаленный уж Рената Муха

Бывают в жизни чудеса –

Ужа ужалила Оса.

Она ужалила в живот,

Ужу ужасно больно.

Вот.

А доктор Еж сказал Ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но все же, думается мне,

Вам лучше ползать на спине,

Пока живот не заживет.

Вот».

Вопросы к ребенку: Тебе нравится стихотворение? Мне оно понравилось. Какой глупый доктор, правда? Советует Ужу ползать на спине! Это все равно, что доктор сказал бы тебе: «То, что тебя укусила оса в пятку, пустяк. Но пока пятка заживет, ходите на руках».

         Волшебные силы, таящиеся в детской книге, превращают совместное чтение взрослого с ребенком в школу взаимного обучения (старший передает младшему свой опыт и учится у младшего непосредственности восприятия), в праздник духовного сближения взрослого и ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_detskoy_poezii_malygina.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Читая с детьми, разделяя с ними их читательские переживания, вы станете ближе и интересней друг другу, испытаете немало приятных минут».

Вадим Левин

         Ранняя любовь к стихам и сказкам и игровое отношение к ним возникают в возрасте «от двух до пяти» естественно, само собой, не требуя от нас (взрослых) каких-либо педагогических усилий. Достаточно, чтобы рядом с малышом был любящий взрослый, который рассказывает маленькому слушателю стихи и сказки, отвечает на  вопросы ребенка, включается в его игры. Лишь бы старший не переусердствовал и не погубил детскую непосредственность и целостность восприятия своими взрослыми вопросами: «Ты все понял? А как ты понял? Чем тебе понравилось это произведение?..» Уважаемые родители, не спешите «овзрослить» дошкольника-читателя, а лучше поощряйте его игры со стихами и сказками.

        Подбирая литературу по детской поэзии, имейте в виду, что «Детские стихи должны проверятся дважды! - сказал С.Маршак. – Одна проверка – взрослый с тонким вкусом, вторая – дети. Если стихи нравятся и тому, и другим – все в порядке. Если только взрослому, это вероятно, не детские стихи. Но если только детям, это не стихи вообще, это халтура». Из вышесказанного следует, когда взрослый выбирает книгу для ребенка, он же читает ее малышу, и, если стихотворение или сказка взрослого не трогает, если не нравится ему, это отношение передается и ребенку.

        Мы постарались сделать подборку забавных стихотворений, протестированных многими взрослыми и детьми, и предложить Вам методические подсказки для взрослых. Методические подсказки – это педагогические заметки писателей о том, как читать детям, получая от этого удовольствие и доставляя радость маленьким слушателям.

        Малышам очень понравится народная забава «Стенка, стенка, потолок», которую я помню из своего детства.

                    СТЕНКА, СТЕНКА, ПОТОЛОК.

        Играют вдвоем. Ведущий (сначала это взрослый, а потом нужно передать роль ведущего малышу) показывает на лице партнера щечку, щечку, лоб, называя их:

Стенка, стенка, потолок…

        Дальше ведущий-взрослый, не прикасаясь к лицу малыша, «шагает» пальцами над губами, как будто поднимается по ступенькам, и произносит:

Две ступеньки и звонок…

        Указательный палец ведущего нажимает на кнопку (нос партнера):

- Динь-дилинь! Хозяин дома?

- Дома.

- Гармошка готова?

- Готова.

- Можно поиграть?

- Можно.

Ведущий берет партнера за уши и «играет» на гармошке какую-нибудь мелодию:

- Трам-пам, тара-тири…

        Понятно, какой игры требует чтение потешки, считалки, загадки, дразнилки, но с авторской поэзией для малышей дело обстоит сложнее.  

Приятная встреча  Борис Заходер                             

Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака -
Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:
"Чего он так смотрит - букой?"
А Бяка думал:
"Однако,
Какой он ужасный Бяка..."

Вопросы к детям: Кто написал это стихотворение? Как думаешь, кто такой Бука? Как выглядит Бяка?

Можно пофантазировать с малышом, задав ему вопрос, где могли встретиться персонажи из стихотворения? Получилась ли у Буки и Бяки «приятная» встреча?

Главное Андрей Усачёв

Зелёного крокодила
Зелёная мама учила:
— Можешь ты быть учёным,
Конструктором или поэтом,
Главное — быть зелёным!
Запомни, пожалуйста, это!

Пузатого гиппопотама
Учила пузатая мама:
— Можешь ты стать акробатом,
Конструктором или поэтом,
Главное — быть пузатым.
Счастье, сынок, в этом!

А серая мама-мышиха
Мышонка учила тихо:
— Можешь ты быть инженером,
Учёным или поэтом,
Главное — быть серым,
Маленьким и незаметным!

Вопросы к детям:  Малыш, все слова понятны тебе в стихотворении? (Здесь можно разобрать с ребенком незнакомые слова, показать картинки с животными тропиков, рассказать о профессиях)

А теперь проверим память ребенка, спросив имя автора, похвалить, если назвал правильно, или повторить фамилию еще раз.

А давай вспомним, чему учила зеленая мама крокодила (толстая мама гиппопотама, серая мама-мышиха)?

Можно разыграть небольшую сценку с малышом, будто взрослый – это мама, а ребенок – это детеныш. После поменяться ролями.

Говорящая кошка  Эмма Мошковская

Была у меня говорящая кошка.
К хвосту привязал я гремящую ложку.
Но - МЯУ! - сказала мне кошка протяжно, -
Нет-нет, не могу, не хочу, это страшно!

Тогда отвязал я гремящую ложку,
К себе я прижал говорящую кошку.
МУР-МУР, - говорит она мне с этих пор.
Мне нравится тихий её разговор.

Вопросы к ребенку: Хотелось бы тебе иметь говорящую кошку? Как думаешь, кошке понравилось, что ей привязали гремящую ложку к хвостику? Как говорящая кошка сказала хозяину, что ей не нравится такой подарок? А когда хозяин отвязал ложку и прижал к себе кошку, она что ему сказала?

Приставалка Саша Черный

- Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

- Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

- Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

-  Отчего у няни

Волоса в сметане?

- Отчего у птичек

Нет рукавичек?

- Отчего лягушки

Спят без подушки?..

        

- Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка.

Вопросы к ребенку:  В этом стихотворении есть множество вопросов, на тему которых можно пофантазировать вместе с ребенком. Что за ямочки могут быть на щечках? А если бы у кошки были бы руки вместо лап, как бы она ловила мышей? Из чего готовят шоколад? Кто испачкал волосы няни сметаной?

У людей - руки, они одевают руковички, а у птичек  - лапки, значит они одевают…..?  Где живут лягушки?

                                                                                        Встреча Рената Муха

                                                                                                        Один Осьминог подошел к Осьминогу

                                                                                                          И в знак уваженья пожал ему ногу.

 

Семейная драма Рената Муха 

В семье Осьминогов ужасная драма:

За ужином ссорятся папа и мама.

А бедные дети стоят на пороге

И просят родителей взять себя в ноги.

Вопросы к ребенку: Почему Осьминога так назвали? (разобрать с ребенком незнакомые слова: осьминог, драма). Когда мы встречаем друга, что мы ему можем пожать? Как ты понимаешь выражение, «Взять себя в руки»? Что нужно делать, если друзья поссорились?

Дождик Рената Муха 

Дождик тянется за Тучкой,

Шепчет Тучке на ходу:

«Мама, скучно,

Мама, скучно, мама, можно

я пойду?»

Вопросы к ребенку: Если Тучка – это мама, то кто для нее дождик? А кто Папа дождика?

Интересно, куда ведет Тучка мама своего сыночка, что ему так скучно?

Когда идет дождь, тебе весело или скучно?

Ужаленный уж Рената Муха

Бывают в жизни чудеса –

Ужа ужалила Оса.

Она ужалила в живот,

Ужу ужасно больно.

Вот.

А доктор Еж сказал Ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но все же, думается мне,

Вам лучше ползать на спине,

Пока живот не заживет.

Вот».

Вопросы к ребенку: Тебе нравится стихотворение? Мне оно понравилось. Какой глупый доктор, правда? Советует Ужу ползать на спине! Это все равно, что доктор сказал бы тебе: «То, что тебя укусила оса в пятку, пустяк. Но пока пятка заживет, ходите на руках».

         Волшебные силы, таящиеся в детской книге, превращают совместное чтение взрослого с ребенком в школу взаимного обучения (старший передает младшему свой опыт и учится у младшего непосредственности восприятия), в праздник духовного сближения взрослого и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

«Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. (старшая группа)

Перспективный план работы с родителямиТема: «Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.(старшая группа)...

Цели и задачи развития речевых навыков у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении

Коммуникативные навыки дошкольников жизненно важны для их общего развития, которое закладывает основу для успешного будущего. Познание, социальное взаимодействие - ключевые факторы, влияющие на к...

Буклет"Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Логопедическая ритмика - Одно из звеньев коррекционной педагогики.  Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.Первоначальная цель педагога  - побудить ребенка  к сотрудничес...

Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста

Каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в очередной раз прочитать его любимую сказку.Игра - основная деятельность ребенка, поэтому про...

Способы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Способы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений.Следовательно, такая проблема, как ...