Конспект по развитию речи "Сундучок с подарками"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной к школе группе (6-7 лет) "Сундучок с подарками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_sunduchok_s_podarkami.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект учителя – логопеда

«Сундучок с подарками»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Количество детей: 3 человека

Форма организации: подгрупповая

Цель: Совершенствование фонематической стороны речи (фонематического восприятия, анализа, представлений).

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить у детей обобщающие понятия (животные, фрукты).

2. Формировать навыки учебной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

  1. Автоматизировать звуки [Р] и [Р'] в свободной речи.
  2. Закреплять умение определять место звука в слове, признаки звука (твердый-мягкий согласный).
  3. Закреплять умение выделять заданные звуки в потоке слов.
  4. Закреплять умение делать звуковой и слоговой анализ слов.
  5. Упражнять детей в составлении предложений и схем к ним.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, действовать в соответствии с инструкцией.

2. Воспитывать умение договариваться о последовательности действий.

3. Воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование и материал: сундук, замки с ключами, игрушки: воздушный шар, волк, корзина с фруктами, разноцветные камушки («алмазики»), текст стихотворения «Как хорошо уметь читать» В.Берестова, бумажные буквы, схемы звукового анализа слов, картинки к заданию №2 (жираф, пират, курица; корова комар, шар(ик); баран, роза, грибы), фишки для звукового анализа слов, цифры, ряд картинок к игре «Четвертый лишний» (задание №3): радуга, карандаш, гитара, арбуз; корзина, самовар, топор, мухомор; сыр, комар, фрукты, куртка; схемы для определения места звука в слове, картинки к заданию №4 (мандарин, виноград, груша, ведро, зебра, ракета, пирамидка, картофель, расческа, светофор, тигр, ручка, повар, помидор, рыбак, черепаха, береза, перец, ремень, репа, огурец, рябина, рюкзак, матрешка, карта, арбуз, шарик), фишки к составлению схем предложений.

Структура

Содержание занятия

Деятельность детей

1. Организационно-мотивационная часть

Педагог детям показывает сундук, в котором спрятан для них подарок. Но сундук закрыт на 4 замка. Чтобы найти ключи от замков необходимо выполнить задания.

2. Основная часть

Задание №1.

Педагог читает стихотворение «Как хорошо уметь читать» слегка выделяя звуки [Р] и [Р'] в словах.

Задача детей сосчитать количество необходимых звуков в данном тексте.

Инструкция: «Я сейчас буду читать стихотворение. Ваша задача услышать в нем все звуки [Р] и [Р']. Чтобы не сбиться со счета вам помогут «алмазики», которые находятся в коробочках. Услышали звук – положили «алмазик» перед собой».

Далее дети считают количество алмазов.

После подсчета педагог спрашивает еще раз, какие звуки искали дети в стихотворении.

 Инструкция детям по поиску ключа: «Первый ключ спрятан за буквой соответствующей этим звукам».

Задание №2

Педагог раздает детям схемы со звуковым анализом слов и по три картинки к ним. Задача детей подобрать правильную картинку к схеме.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на свои схемы. Подберите картинку, название которой соответствует схеме».

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Далее дети сами выполняют звуковой анализ к оставшимся словам.

Инструкция: «Сделайте звуковой анализ слов к остальным картинкам».

После выполнения и проверки задания, педагог просит детей еще раз назвать картинки, которые они подобрали к схемам. Задает вопрос о том, как можно объединить эти картинки.

Инструкция детям по поиску ключа: «Второй ключ спрятан за каким-то животным».

Задание №3

Перед детьми выкладывается по 4 картинки.

Инструкция: «Вам необходимо сосчитать количество слогов в словах. Определить какая картинка лишняя в ряду. Если трудно запомнить количество слогов в словах, то можно рядом со словами выкладывать цифры, соответствующие количеству слогов».

При необходимости детям напоминается правило «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов в слове»

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

После проверки дается инструкция: «Переверните лишнюю картинку. Если вы сделали правильно, то с обратной стороны вы увидите букву. Соедините все вместе свои буквы и составьте одно слово».

У детей получилось слово «шар».

Инструкция детям по поиску ключа: «Третий ключ спрятан в воздушном шаре».

Задание №4

Каждому ребенку раздаются картинки и схемы.  На схеме обозначено место звука [Р] или [Р'] в слове и приклеена фишка синего или зеленого цвета. Педагог подходит к каждому ребенку и спрашивает: «Где находится звук в слове? Какой он: мягкий согласный или твердый?»

Инструкция: «Подберите картинки к своим схемам».

После выполнения задания дается следующая инструкция: «Перевертите отобранные картинки. Если вы сделали правильно, то с обратной стороны у вас должны быть детали еще одной картинки».

Педагог спрашивает у детей, что получилось. Далее дает им следующее задание.

Инструкция: «Составьте с этими словами предложения».

Педагог подходит к каждому из детей и слушает предложение.

После этого дает следующую инструкцию: «Сосчитайте столько у вас получилось слов в предложении и выложите к этим предложениям схемы».

Далее педагог спрашивает с какими словами дети составляли свои предложения. Как можно объединить эти картинки.

Инструкция детям по поиску ключа: «Четвертый ключ спрятан под корзиной с фруктами».

Определяют количество заданных звуков в стихотворении.

Посчитают количество алмазов.

Ответы.

Ищут ключ и открывают первый замок.

Подбирают картинку к схеме.

Делают звуковой анализ слов.

Ответы.

Ищут ключ и открывают второй замок.

Выполняют слоговой анализ слов.

Соединяют буквы и составляют слово.

Ищут ключ и открывают третий замок.

Определяют место звука в слове и какой звук (мягкий/твердый). Отбирают картинки к схеме.

Переворачивают отобранные картинки и собирают пазл из 4 частей.

Составляют предложения с заданным словом и выкладывают схемы.

Ответы.

Ищут ключ и открывают четвертый замок.

Достают подарок.

3. Заключительная часть

Педагог спрашивает у каждого ребенка какие задания оказались для него самыми сложными и самыми легкими.

Высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема "Осенние подарки".

Цель: обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах; учить узнавать их по описанию, вкусу, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Продолжать учить различать л...

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики «Новогодние подарки»

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики   «Новогодние подарки»...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе "Подарки осени"

В ходе деятельонсти в игровой форме дети знакомятся с названиями овощей, обобщающим понятием, учатся отличать овощи от фруктов....

Конспект НОСД по ФГОС ДО по образовательной области "Физическое развитие" на тему: "Подарки"

Конспект описывает методы проведения физкультурного занятия в группе раннего возраста....

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи "Подарки от волшебницы Зимы".

Образовательная деятеьность охватывает все образовательные области. Дети обобщают и систематизируют знания о зиме, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Учатся составлять рассказы по м...

Конспект по развитию речи "Новогодние подарки"

Конспект по развитию речи "Новогодние подарки"...