Консультация для родителей «Нейропсихология – что это? Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников»
консультация

Алябьева Дарья Евгеньевна

В данной консультации для родителей объясняется термин "нейропсихология", а также поясняется для каких целей нужно использовать нейропсихологические упражнения дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Тисульский детский сад №5

Консультация для родителей

«Нейропсихология – что это?

Польза нейропсихологических упражнений

для дошкольников»

        

                                                                                                                  Подготовила:

 Алябьева Д.Е.

Учитель-логопед

                

Пгт. Тисуль, 2023-2024 уч. г.

Нейропсихология - наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

-снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;

-нарушение мыслительной деятельности;

-снижение функции внимания и памяти;

-несформированность пространственных представлений;

-недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.

Данный метод способствует развитию высших психических функций, стабилизации межполушарного взаимодействия, функциональной активации подкорковых образований мозга, обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности. Как известно, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.  И в практике учителя-логопеда рекомендуется использовать упражнения, улучшающие мыслительную деятельность, синхронизирующие работу полушарий, способствующие улучшению запоминания, повышающие устойчивость внимания, облегчающие процесс чтения и письма.

В программы нейропсихологической коррекции могут входить следующие виды деятельности:

-массаж и самомассаж;

-дыхательные упражнения;

-глазодвигательные упражнения;

-растяжки и т.д.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них:

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание, как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Противопоказания к применению

Нейропсихологичекие упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

  • Эпилепсия;
  • Генетические симптомы;
  • Психические расстройства.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Полезные рекомендации

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

1.Не стоит сразу ожидать результатов.

Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.

2. Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша.

Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.

3.Установить внешние рамки.

Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.

4. Во время работы лучше использовать сразу несколько игр:

  • для развития внимания,
  • для снятия напряжения,
  • для регуляции воли,
  • для закрепления результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические упражнения для дошкольников. Что это и зачем это нужно?

Ознакомительная статья о нейропсихологических упражнениях .что это такое ? Кому они необходимы. примеры несложных упражнений....

Консультация для родителей на тему: "Польза нейропсихологических упражнений для детей с ОВЗ"

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:Снижение общей работоспособности,  повышенную утомляемость, рассеянность;Нарушение мыслитель...

«Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников»

Развиваем интеллект ребенка-дошкольника...

Консультация для родителей «Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников»

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект...

Методическая разработка «Нейропсихологические упражнения для дошкольников"

Нейропсихологические упражнения для  дошкольников.Нейропсихология  - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозг.Нейропсихологические упражнения  - это эффек...

Консультация для родителей «Значение и польза нейропсихологических игр для дошкольников".

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы:- зрение и слух;- обоняние и осязание- вкус.     Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг ...