Нейропсихологические упражнения для дошкольников. Что это и зачем это нужно?
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Захарян Татьяна Вячеславна

Ознакомительная статья о нейропсихологических упражнениях .что это такое ? Кому они необходимы. примеры несложных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_neyropsihologicheskie_uprazhneniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного возраста. Что это, и зачем они нужны?

Нейропсихология – это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии.

Предмет нейропсихологии –исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами. Исследуются в основном процессы, протекающие с нарушениями по причине заболеваний или травм.

Нарушения бывают разными, и зависят от участка мозга, где они  «базируются». Чтобы это узнать,  психологи нашего центра проводят специальную нейропсихологическую диагностику. И уже исходя из результатов, прицельно проводят коррекцию.

Нейропсихологические занятия представляют собой комплекс различных игровых и двигательных техник. Их задача – «вернуть» ребенка на тот этап, где появилось нарушения, и привести недоразвитые функции к норме. То есть, если они должны были развиться в раннем и младенческом  возрасте, то это будут дыхательные, двигательные упражнения. Почему? Потому что мозг в этом возрасте развивается через дыхание, движение, прикосновение! Мы напитываем мозг тем, что он не получил вовремя. Тот же самый механизм – если ребенок «пропустил» ползание, а сразу начал ходить, не переворачивался. Нейропсихолог восстанавливает естественный, гармоничный ход событий – это важно для развития.

 Нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.

Такие занятия показаны детям при следующих проблемах:

родовые травмы;

сниженный или повышенный мышечный тонус;

частые заболевания;

ребенок до года не ползал;

ходил с опорой на пальчики;

поздно начал говорить;

имеет в анамнезе ЗПР, ЗПРР, СДВГ или подобные диагнозы;

раздражителен, вспыльчив, конфликтен;

гиперактивен (или очень медлителен);

быстро устает, плохо засыпает;

плохо понимает речь взрослых, обращенную к

при чтении «глотает» окончания, додумывает слова;

с трудом сравнивает, обобщает, запоминает;

имеет проблемы с мелкой моторикой;

во время письма или рисования постоянно двигает языком или ногами;

не может высидеть на месте 15 минут;

рассеян, невнимателен;

не доводит начатое до конца;

отвлекается, не может надолго сосредоточиться;

не может переключиться с неверного способа выполнения поставленной задачи на верный;

подолгу просиживает за домашним заданием;

неловок и неуклюж.

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Такие упражнения эффективны как для дошкольников, так и для детей школьного возраста. При этом подбирают их с учетом конкретных проблем.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Нейропсихологические упражнения для детей можно применять уже с 3 – 4-летнего возраста, когда ребенок научился слушать и выполнять команды.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 3–4 ЛЕТ

Хлопки. На хлопок взрослого ребенок начинает двигаться (ходить, бегать, прыгать). На следующий хлопок – должен замереть. Услышав хлопок снова – возобновить движение и т. д. Закончится игра, когда взрослый начнет считать до 10. На счет 10 малышу нужно успокоиться, тихонько пройти и сесть на место.

Змейка. Взрослый расставляет несколько стульев в виде тоннеля. Ребенку необходимо проползти под стульями (на животе или на спине).

Замри-отомри. Под веселую музыку малыш двигается, пока не услышит команду «замри». Он должен выполнить ее. По команде «отомри» движение возобновляется.

Тропинка. Ребенку необходимо двигаться по шнуру, лежащему на полу, плотно ставя ступни друг к другу (пяткой к носку), стараясь удерживать равновесие.

Дыхательные упражнения:

Как пахнет цветок. Взрослый кладет перед сидящим на стуле малышом изображение или игрушку в виде цветка, предлагая его понюхать: сделать медленный глубокий вдох через нос (с закрытым ртом) и шумно выдохнуть открытым ртом. Повторить до 5 раз

.

Свечка. Ребенок медленно вдыхает через нос и плавно выдыхает через слегка разомкнутые губы, направляя струю воздуха на пламя свечи, чтобы оно отклонилось. По мере освоения упражнения свечку отодвигают дальше, объясняя малышу, что его животик при этом будет напрягаться сильнее.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 4 – 5 ЛЕТ

Река и берег.

Упражнение полезно деткам с трудностями переключения между действиями. Понадобится граница на полу (веревка или линия). С одной стороны от границы – река, с другой – берег. По команде «речка» малышу необходимо прыгнуть в «реку», по команде «берег» — на «берег». Через какое-то время, когда ребенок привыкнет автоматически прыгать туда и обратно, команды становятся непоследовательными (например, несколько раз «речка» и один – «берег», и наоборот). Если малыш постоянно сбивается, ему предлагают сначала проговорить, что нужно сделать, а только потом выполнять нужное действие. Это помогает справиться с излишней импульсивностью и переключиться.

Более сложный вариант игры – когда ведущий произносит одну команду, а сам иногда «ошибается» и выполняет другую. Либо, наоборот: прыгает в нужную сторону, а команду дает неверную. Ребенку же ошибаться нельзя. Он дожжен верить не глазам, а своим ушам (или наоборот). Это сложно. Здесь также поможет проговаривание действий. Играть можно около 5 минут.

Если ребенку со временем надоели однообразные движения, их можно заменить. Например, садиться и вставать, изображая травку и сосны.

Дути-болл.

Двое игроков становятся по краям стола. На стол кладут шарик для пинг-понга. Задача играющих – «задуть» шарик в ворота соперника. При этом дуть нужно одновременно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 5–7 ЛЕТ

Мама-робот.

Эта игра помогает ребенку улучшить свои навыки планирования при помощи речи и сопоставлять их с результатом.

Мама ничего не может сама, она – робот, который следует командам ребенка. А его задача – быть хорошим проводником и давать как можно более точные указания. Например, он должен помочь маме сделать бутерброд, пошагово объясняя, что и зачем нужно делать (в конце нужно обязательно спросить – того ли результата малыш ожидал, или где-то скомандовал неправильно).

Можно помочь маме дойти из одной комнаты в другую с закрытыми глазами и взять там какую-то вещь так, чтобы не задеть ни один предмет на пути (некоторые можно расставить специально). Такая игра, помимо прочего, развивает и пространственные представления (право-лево, выше-ниже).

Вариант с рисованием: ребенок рисует на чистом листе некое изображение, состоящее из простых геометрических форм. Затем ему нужно таким образом описать этот рисунок, чтобы мама смогла его повторить, следуя этому описанию, не видя оригинал.

Вариант с графическим диктантом: на листе в клеточку малыш рисует какую-либо фигуру, обводя клетки по контурам (без диагоналей). Затем ему нужно «продиктовать» маме рисунок так, чтобы она могла повторить его в точности (сколько клеток вниз, сколько влево или вправо нужно отступить или соединить).

Ветерок.

Ребенок делает медленный выдох. При этом пальцем он должен прерывать струю воздуха, чтобы получить шум ветра, свист птицы, воинственный клич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников»

Развиваем интеллект ребенка-дошкольника...

Консультация для родителей «Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников»

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект...

Методическая разработка «Нейропсихологические упражнения для дошкольников"

Нейропсихологические упражнения для  дошкольников.Нейропсихология  - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозг.Нейропсихологические упражнения  - это эффек...

Нейропсихологические упражнения для дошкольников

Увлекательные нейропсихологические игры и упражнения для работы с детьми дошкольного возраста...

Нейропсихологические упражнения для дошкольников.

    Эти упражнения помогут развить широкий спектр навыков и способностей у дошкольников, помогая им стать более уверенными, самостоятельными и подготовленными к обучению и социальным ...

Консультация для родителей «Нейропсихология – что это? Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников»

В данной консультации для родителей объясняется термин "нейропсихология", а также поясняется для каких целей нужно использовать нейропсихологические упражнения дома....