Рекомендации для родителей по профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Важную роль в речевом развитии ребенка играют родители и другие близкие люди, поэтому важно удалять этому должное внимание. В статье представлены практические рекомендации по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_rechi_dlya_roditeley.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Самым эффективным методом профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.
Также необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:
- Сдувать с ладони лёгкие предметы (вату, перья, шарики), пускать в тазу с водой уточек, лодки, кораблики.
- Играть на духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).
- Дуть на привязанные к натянутой ниточке снежинки, лёгких разноцветных птичек.
- Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, мыльному пузырю.
- Надувать воздушные шары.
! При выполнении упражнений вдох следует делать носом, а выдох через рот, не надувая щеки. Дуть нужно плавно.
Мимическая гимнастика. С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок с изображением различных эмоций.
1. Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».
2. Нахмурить брови (следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться».
3. Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».
4. Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны (следить, чтобы глаза не улыбались).
5. Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.
6. Улыбнуться другим углом.
7. Повторить движения поочерёдно.
8. Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».
9. Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
10. Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение).
11. Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).
Обратите внимание на фонематическое восприятие вашего ребенка. Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Для его развития рекомендуются следующие игры:
- Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Узнавание звука. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш (С-С-С-Ш-С-С-Ш, СА-СА-ША-СА-ША, собака-сумка-шапка-самовар и т.д.).
- Различение сходных по звучанию слов. Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Также можно задать вопрос «как правильно ворота или форота?».
- Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. «Какое слово получится из этих звуков: «д-о-м, к-о-т, к-о-ш-к-а и т.д).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. «Поменяй первый звук в слове на звук …» (Дом-сом, лом-ком, лак-рак и т.д).
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (т.е. в начале, середине или конце слова). «Придумай слово, в котором звук Ш в начале слова» (шуба, уши, кошка)».
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:
1. Один-много (кот-коты, яблоко-яблоки, много это уши – а одно, одна конфета – а шесть … и т. д.).
2. Скажи ласково (кошка-кошечка, яблоко-яблочко и т.д).
3. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью…; воду наливают, а соль …
4. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы -, у слонихи -, у овцы - … и т. д.
6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба) и т. д.
7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т. д.
8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз -, ветер -, дождь -… и т. д.
9. Играем в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям, презентация (профилактика речевых нарушений для детей раннего возраста)
Презентация...
Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Статья о причинах и профилактике речевых нарушений у дошкольников...
Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Статья для родителей и педагогов ДОУ«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс "Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекцион...
Консультация для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью ...