Мои публикации и статьи
статья по логопедии

Гарматина Наталья Александровна

В данном разделе представлены статьи и публикации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Гарматина Наталья Александровна

учитель-логопед МБДОУ ЦРР–дет/сад №35 «Сказка»  ГО. Верхняя Тура

 

Использование нетрадиционных методов и приемов

в работе учителя – логопеда ДОУ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных методов обучения данной категории детей

В дополнение к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. В практической деятельности эти методы не заменяют традиционное логопедическое воздействие, а только дополняют его, образуя комплекс средств коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников. Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Мной замечено, что работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными, способствуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными.

Жизненный опыт ребёнка связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить). Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.

К числу эффективных средств коррекции, используемых мной в логопедической практике, относятся кинезиологические упражнения. Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

- растяжки;

- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения;

- телесные упражнения;

- упражнения для развития мелкой моторики;

- упражнения на релаксацию;

- массаж пальцев рук и ушных раковин.

Особое значение уделяю работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.            

Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак, ладонь, ребро». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.

         

Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

     

Упражнение «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Для нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей использую Су – джок мячи и массажные кольца. Су-джок терапия – это высокоэффективный и простотой метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук, поэтому су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Дети любят играть шариком с колючками, прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, использую стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. 

                   

Для развития памяти и внимания даю такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

При проведении звукового анализа слов использую массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Для развития слогового анализа слов выполняем упражнение «Раздели слова на слоги»: ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Ещё один интересный приём -это артикуляционная гимнастика для сладкоежек или сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Кто у нас любит все вкусное и сладкое? Это наши дети!!! Гимнастика для сладкоежек помогает подсластить жизнь нашим маленьким страдальцам, которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику. Можно использовать: ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад и т.д.

Дети с удовольствием:

1.Облизывают ложки, блюдца с разным вареньем.

2.Облизывают кусочки лимона, апельсина, печенье или сухарики, намазанные вареньем.

3.Губами удерживают веточки зелени (укропа), губами отрывают ягоды или листиков зелени.

4.Перекатывают виноградины, орехи от щеки к щеке.

5.Сдувают с кончика языка зёрнышка риса, гречки.

6.Любят удерживать на верхней губе сладкие шарики, хлопья, хлебную соломку, с помощью высунутого кончика языка.

7.Детям очень нравится передвигать языком бусины в разных направлениях, нанизанных на шнурок.

               

Активно использую в своей работе ещё одну нетрадиционную форму это ароматерапия.

Цели ароматерапии - нормализовать мышечный тонус, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

В дыхательной гимнастике на коррекционном занятии с дошкольниками используются самые доступные ароматы: пихтовый, цитрусовый, ванильный. Они сменяют друг друга через каждые две недели.

Для развития дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, автоматизации и дифференциации звуков, а также для обогащения словаря, закрепления знаний грамматических категорий, использую такой приём, как сказкотерапия.

Виды логосказок:

1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации).

4.Лексико - грамматические (обогащение словаря, закрепление знаний грамматических категорий)

5.Сказки, способствующие развитию связной речи.

6.Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Сказкотерапия направлена на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.  

Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком

Сказка помогает формировать умение слушать и слышать, анализировать и различать звуки речи.

Прекрасный посредник для установления контакта с ребенком – это песок.

И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

         

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

-набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;

-выдыхай медленно и плавно;

-старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

«Секрет». Картинка (небольшая игрушка) засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. 

«Ямка». Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«Помоги зайцу». В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Дорога к другу». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Для создания положительного эмоционального фона, стимуляции двигательных функций, развития дыхания и артикуляционного аппарата использую такой метод как музыкотерапия.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки, легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Особое внимание в моей логопедической практике заслуживает технология - «Дидактический синквейн». Данная технология служит для развития лексико-грамматической стороны речи, так как именно эта сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому важно создавать условия для его активизации и актуализации собственного высказывания. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников.

«Синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в моей логопедической практике объясняется тем, что:

  • она гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна:

1.первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2.вторая строка - два слова, прилагательные;

3.третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4.четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5.пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например,

1.Кукла

2.Красивая, любимая.

3.Стоит, сидит, улыбается.

4.Моя кукла самая красивая.

5.Игрушка.

Данную технологию можно использовать вариативно как на занятиях, так и подключать родителей.

Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда.

Таким образом, использование нетрадиционных методов в сочетании с традиционными дают хороший результат, наряду с коррекционными задачами вносят разнообразие, создают благоприятный эмоциональный фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций, что помогает достигать хороших результатов коррекции речевых нарушений.

ЛИТЕРАТУРА

1.Елсакова А.Н., Лисовская Н.Н., Соколова И.В. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конфер. (г. Челябинск, июнь, 2014 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2014. – с. 33-34.

2.Короткова Л.Д. Арт- терапия для дошкольников и младшего школьного возраста/ Л.Д.Короткова – СПб.:Речь – 2001. – 109 с.

3.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И.И.Мамайчук. – СПб: Речь, 2010. – 400 с.

4.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапияи занятия по развитию связной речи дошкольников/О.А.Шохова – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.



Предварительный просмотр:

Кинезиологическое тейпирование в логопедической практике

Гарматина Н.А.

учитель – логопед,

МБДОУ ЦРР – д/с № 35 «Сказка»

ГО. Верхняя Тура

Проблема увеличивающегося количества детей с тяжёлыми нарушениями речи у детей стала достаточно актуальной в последние годы. Педагоги и родители замечают, что дети начинают достаточно поздно говорить, при этом их речь плохо сформирована. Во многом это связано с отсутствием коммуникации со сверстниками и взрослыми по причине продолжительного времяпрепровождения наедине с гаджетами.

По мнению большинства специалистов, речевые нарушения у детей являются следствием таких причин как, интоксикация плода в утробе матери, повреждение полушарий мозга при родовой деятельности, травмы речевого участка коры мозга в постнатальный период, поражение нервной системы.

Развитие речи - одна из центральных задач всей системы коррекционной работы дошкольного образовательного учреждения. Анализ педагогической практики показал, что помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети испытывают трудности в процессе общения. У детей проявляются затруднения при подборе слов, построении предложений, применении в ходе общения выразительных средств речи. Поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений речи, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья и развития грамотной речи необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Основой такой работы является преодоление следующих видов нарушений в развитии речевой функциональной системы детей:

- гиперсаливация (повышенное слюноотделение),

- дисфагия (нарушение процессов глотания),

- парезы (снижение силы движений мышц артикуляции, обусловленное поражением двигательного пути нервной системы),

- птозы (опущение верхнего века, ведущее за собой смещение всей артикуляционной мускулатуры),

- спастичность мимической мускулатуры, нарушения дыхания и др.

Устранению этих проблем может помочь применение в логопедической работе кинезиотейпирования.

Связь метода кинезиотейпирования, артикуляционной гимнастики и массажа помогает не только устранить у ребенка последствия этих нарушений, но и позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Следует отметить, что термин кинезиотейп произошел от слов движение (кинезио) и лента (тейп). Под кинезиотейпированием (тейпированием) понимают методику наложения специальных эластичных лент из гипоаллегренных материалов, чаще из хлопка, с липкой поверхностью с одной стороны. По сути кинезиотейп похож на эластичный лейкопластырь.

Главным свойством кинезиотейпа является поддержание мышц, связок, суставов в физиологически правильном положении без эффекта скованности движений. С помощью тейп ленты можно как простимулировать, так и расслабить мышцы, задать физиологически верное положение суставов и связок. Тейп улучшает кровообращение и стимулирует лимфоотток. В процессе движения лента тейпа сжимается и растягивается, что дает эффект микромассажа, который, в свою очередь, ускоряет обменные процессы.

        Виды тейпирования в логопедической практике:

1.Орто-тейпинг – это вид тейпирования с применением эластичного кинезиотейпа, для поддержания мышцы, не ограничивая её подвижности.

2.Сегментарное тейпирование – использование сегментарных магнитов, дисков, кросс-тейпов.

        3.Комбинированное тейпирование – используется кинезиотейп и сигментарные виды тейпов. Это метод, в котором тейпирование сочетается с логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, нейрокоррекцией.

Показания для использования тейпирования в логопедии

Тейпирование артикуляционной мускулатуры – это новое направление в нейрологопедии, оно необходимо для коррекции таких нарушений как:

-Нарушение тонуса мимических, жевательных и артикуляционных мышц (гипер - или гипо - тонус).

-Ограничение движений в мимической и артикуляционной мускулатуре.

-Невозможность удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков.

-Гиперсоливация (избыточное образование слюны).

-Инфантильное глотание (нарушено автоматизированное проглатывание слюны).

-Нарушение функций жевания и глотания.

-Приоткрытый рот (часто сочетается с ослаблением жевания).

-Артикуляционная диспраксия.

-Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава.

-Нарушение дикции (затруднено произношение звуков).

-Ротовое дыхание.

-Нарушение (затруднение) носового дыхания и дифференциации ротового и носового дыхания (при произношении звуков).

-Развитие диафрагмального дыхания.

-Повышенный небно-глоточный рефлекс.

-Нарушение мышечного тонуса шейно-воротниковой зоны.

-Использование тейпирования для миофункциональной нагрузки при выполнении артикуляционной гимнастики и постановке звуков.

-Заикание.

-Дистальное и мезиальное положение нижней челюсти.

-Нарушение прикуса.

-Как дополнительная методика в комплексе с миофункциональной терапией.

-Нарушения голоса.

-Дисграфия и дислексия.

Противопоказаня к применению тейпирования:

1.Сахарный диабет, тяжелая форма.

2.Высокая температура.

3.При заболевании лимфотической системы: лимфаденит, лимфангит, лимфома.

4.Открытая рана в зоне нанесения тейпа.

5.Аллергическая реакция на тейп.

6.ОРВИ - активная фаза.

7.Индивидуальная непереносимость.

Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:

1. Эффект «лифтинга» - тейп приподнимает кожу, фасции паретичных мышц и этим улучшает микроциркуляцию и лимфоотток в них - необходимое условие для нормального функционирования мышечных волокон.

2.Эффект «раздражения рецепторов» - тейп воздействует на различные рецепторы в коже и мышцах (проприорецепторы), над которыми он был наклеен, заставляя мозг обратить внимание на неработающие мышцы.

3.Эффект «дискомфортного натяжения» - формирование с помощью тейпа непривычного расположения органов артикуляции (губ, нижней челюсть и пр.).

Это приводит к желанию подвигать ими, «вернуть» их на место и создает

Цели тейпирования:

1.Восстановление функций мышц.

(Например: ребенок не может вытянуть губы «Трубочкой». Круговая мышца рта не выполняет свою функцию, при помощи простой аппликации функция восстанавливается)

2.Устранение болевых ощущений.

(Например: болезненный язык, который находиться в состоянии гипертонуса и спазмирован. Спазм – это боль. Такой язык очень сложно поддается массажу, сопровождается рвотным рефлексом. На такой язык тоже можно воздействовать методом кинезиотейпирования)

3.Улучшение функции жевания и глотания.

4.Улучшение мелкой моторики и почерка ребенка. Речь напрямую связана с ловкостью рук и состоянием пояса верхних конечностей и шейно- воротниковой зоны.

5.Улучшение чувствительности лица и языка. Без чувствительности сложно правильно делать артикуляционную гимнастику, удерживать артикуляционную позу при постановке звуков.

Достоинства метода:

-тейп начинает работать сразу;

-не содержит медикаментов;

-яркие цвета и рисунки превращают тейпирование для ребенка в игру;

-минимальный риск побочных реакций от воздействия тейпа (кожная реакция);

-процедура не является инвазивной, не приводит к травмированию тканей;

-является экономически доступной, простой в применении, практически не имеет противопоказаний.

В своей практике работы использую следующий алгоритм проведения тейпирования:

         Работа с родителями

1.Сбор письменных согласий родителей на проведение диагностики моторики артикуляционного аппарата детей и тейпирования детей.

2.Проведение индивидуальной консультации с родителями по ознакомлению с подобранной комбинацией аппликаций для тейпирования ребенка.

3.Приобретение расходных материалов (тейпов) для осуществления тейпирования.

Работа с детьми

1.Диагностика моторики артикуляционного аппарата детей на начало учебного года для определения вида тейпирования.

2.Проведение аллергопробы на тейп. (Приложение №1).

3.Подбор тейпа согласно результатам аллергопробы.

4.Определение комбинаций аппликаций для тейпирования разных зон лица и тела для каждого ребенка. (Приложение №2).

5.Непосредственная работа с тейпированием детей в течение учебного года.

6.Мониторинг и повторная диагностика в конце учебного года.

7.Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года.

Примечание: тейпирование осуществляется каждому ребенку в первую половину дня, через 15 минут после завтрака.

Подобранную ранее аппликацию наклеивают на сухую, чистую, не поврежденную кожу над неработающими мышцами речевого аппарата ребенка. Через 15 минут за счет температуры тела тейп активируется, фиксируется на коже и начинает свое действие. Правильно наклеенные тейпы позволяют ребенку сознательно приоткрывать рот и проглатывать слюну. А так же восстанавливают сознательный контроль над движениями губ, языка, нижней челюсти, что способствует улучшению дикции, более быстрой постановке и автоматизации звуков в речи.

Снятие аппликации происходит после обеда, перед дневным сном. Время ношения тейпов до 3 часов в день. По истечении этого времени, тейпы снимаются, согласно инструкции. Время ношения тейпов может быть сокращено до 30 минут, в зависимости от самочувствия ребенка. Тейпирование проводится курсом от 10 дней или ежедневно до достижения желаемого, положительного результата.

Тейпирование применяю после логопедического массажа, но перед артикуляционной гимнастикой или упражнениями из курса нейрокоррекции. В этом случае время на массаж можно сократить, что позволит увеличить полезное время занятия на артикуляционную гимнастику или автоматизацию звука.

В результате внедрения тейпирования заметила следующие результаты:

-закрепляется эффект от логопедического массажа;

-улучшается качество выполнения артикуляционной гимнастики;

-нормализуется тонус мимических, жевательных и артикуляционных мышц лица;

-снижается гиперсоливация;

-ускоряется коррекция звукопроизношения;

-улучшается мелкая и крупная моторика.

Курс тейпирования в зависимости от проблемы может занимать длительное время (от 1 сеанса до нескольких курсов по 10 сеансов) и при необходимости повторяться. Поэтому этот метод нередко сочетаю с логопедическим массажем, Су-джок терапией, дыхательной и артикуляционной гимнастикой. Дополнительно в медицинских учреждениях ребенок может пройти курс общего массажа, массаж шейно-воротниковой зоны, физиотерапию, рефлексотерапию и другие методы, действие которых усиливается при совместном применении с кинезиотейпированием.

Использование кинезиотейпирования в логопедической работе  – это огромный шанс для ребенка преодолеть его речевые проблемы! Оно способствует более точному выполнению двигательных упражнений, что в свою очередь приводит к скорейшему получению желаемого результата.

Интернет ресурсы:

«Ortodinamika» Академия терапевтического тейпирования. Зайцева Елена Сергеевна - массажист, логопед, член Международной Ассоциации специалистов терапевтического тейпирования. Автор книги «Тейпирование в логопедии. Инструмент на каждый день».

«Дефектология Проф» Институт повышения квалификации и переподготовки. Барсукова Наталья Александровна - ведущий инструктор по тейпированию в логопедии Учебного центра ВВТаре.

«Лого - Эксперт» Логопедический клуб. Маюрова Галина Михайловна - учитель - логопед, миофункциональный терапевт, психолог, специалист по логопедическому массажу и тейпированию.

 «BBALANCE» Международный Учебный Центр по кинезиотейпированию.

Список литературы:

В. А. Гайт «Основы кинезиологического тейпирования. Инструкции и советы для начинающих». Издательство «БиБаланс», 2020 г.

П. Троицкая «Тейпирование лица». Издательство «Одри», 2020 г.

Приложение № 1

 Тест на аллергическую реакцию

        Наклеить небольшой кусочек тейпа на запястье или шею, снять его через 15-30 минут и оценить состояние кожного покрова. Признаки аллергической реакции: отечность, покраснения, сыпь, зуд вокруг тейпа.

        !Покраснение под тейпом без повреждения кожного покрова не является достоверным признаком аллергии, а может быть рассмотрено, как ожидаемый эффект – усиление микроциркуляции.

Приложение № 2

Аппликации на тейпирование разных зон лица и тела

Тейпирование тройничного нерва.

Показания: нормализация тонуса жевательных мышц и улучшение чувствительности кожи головы. Можно использовать при лечении последствий невралгии тройничного нерва.

Наклеить кросстейп типа «А» или «В» в месте выхода тройничного нерва на коже лица.

Тейпирование подъязычного нерва.

Показания: коррекция тонуса мышц языка (гипер - или гипо - тонус). Подьязычный нерв чисто двигательный, он иннервирует собственные мышцы языка и шилоязычную мышцу.

При любом нарушении тонуса языка, клеим аппликацию с использованием кросстейпов типа «А» (с двух сторон) или Y - образного тейпа в проекции подьязычного нерва.

Рис.1. Тейпирование подъязычного нерва.

Тейпирование языкоглоточного нерва.

Показания: трудности в постановке заднеязычных звуков [к, г, х].

Наклеить кросстейп типа «А» на среднюю треть шеи в районе грудино-ключично - сосцевидной мышцы с двух сторон.

 Рис.2. Тейпирование языкоглоточного нерва.

Тейпирование дна полости рта.

Показания: заикание, коррекция судорог в голосовом аппарате, слабый голос, нарушение подвижности мышц гортани, затруднение в произношении заднеязычных и переднеязычных звуков.

Наклеить кросстейп типа «В» или «А» по обе стороны гортани. Или аппликацию в виде «осьминожки», «У» - образного тейпа на переднюю область шеи.

 Рис.3. Тейпирование дна полости рта.

Затруднение в произношении звуков [к, кь, г, гь, х, хь, т, д, н, ч, ц, с, з, л, р, ш, ж, щ]. 

Показания: инфантильное глотание, гиперсоливация. Наклеить кросстейп типа «В» или «С», или «I» - образный тейп на дно полости рта.

   Рис.4. Тейпирование дна полости рта.

Тейпирование жевательной мускулатуры.

Показания: нарушение тонуса жевательных мышц, подвижности в жевательной мускулатуре, нарушения жевания, глотания, прикуса, закрепление эффекта логопедического массажа или подготовка к логопедическому массажу.

Наклеить кросстейп типа «В» или «С», или «У» - образный тейп, или «Фонарики» на область жевательной мускулатуры.

 Рис.5. Тейпирование жевательной мускулатуры.

Тейпирование круговой мышцы рта.

Показания: нарушения тонуса круговой мышцы рта, ротовой тип дыхания, нарушение подвижности губ, укороченные уздечки верхней и нижней губы, инфантильное глотание, гиперсоливация.

Наклеить два «I» - образных тейпа вокруг рта.

          Рис.6. Тейпирование круговой мышцы рта.

Тейпирование мелкой моторики, коррекция дисфункции кисти руки.

Показания: нейрорефлекторная активация речи, когнетивного развития.

Улучшение мелкой моторики. Подготовка руки к навыкам письма.

Наклеить тейп разрезанный «осьминожкой» на кисть ребенка.

   Рис.7. Тейпирование мелкой моторики, коррекция дисфункции кисти руки.

Тейпирование шейно - воротниковой зоны спины.

Показания: улучшение кровоснабжения мышц шеи и плечевого пояса. Нормализация кровообращения в сосудах головы и шеи. Снижение внутричерепного давления. Головные боли, черепно-мозговые травмы.

Наклеить 2 тейпа разрезанных «осьминожкой» на шейно-воротниковую зону спины ребенка.

 Рис.8. Тейпирование шейно - воротниковой зоны спины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои научные публикации и статьи

Полный список научных публикаций и статей....

Свидетельство о публикации научной статьи

Свидетельство о публикации научной статьи...

Публикация в статью

Духовное наследие ВОВ- важнейший источник патриотического воспитания молодежи...

Публикация научной статьи на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Публикация материала, статьи и т.д.

Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе с детьми раннего и дошкольного возраста»; публикация в сборнике научно-методических статей. Организов...

Мои публикации и статьи

В данном разделе представлены статьи и публикации....

Мои публикации и статьи из сборников и журналов

Формирование оптико-пространственной ориентации у детей дошкольного возраста через использование спортивных перестроений в физкультурной образовательной деятельности...