Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей
учебно-методический материал по логопедии
Для своевременного преодоления речевых нарушений необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей, вовлечение в коррекционный процесс всех специалистов детского сада и их тесное взаимодействие. Комплексный подход к педагогическому сопровождению подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey.docx | 23.24 КБ |
kompleksnoe_soprovozhdenie_programma_logopeda.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проработав в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении несколько лет, можно сделать вывод, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и больше. По данным диагностики за последний год в логопедической помощи нуждается более 75% детей. Наличие у ребенка различного вида нарушений речи – это не только «косметический» дефект, это, в первую очередь, отрицательно сказывается и на психическое развитие, и на формирование личностных черт характера, и на взаимодействие ребенка со сверстниками. Очень часто у детей, речь которых окружающие не понимают, отмечается агрессивность, замкнутость, неуверенность, они не могут влиться в детский коллектив.
У детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций: оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.
Именно поэтому своевременное устранение речевых недостатков имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и его успешного обучения в школе.
Для своевременного преодоления речевых нарушений необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей, вовлечение в коррекционный процесс всех специалистов детского сада и их тесное взаимодействие. Комплексный подход к педагогическому сопровождению подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы.
Достижение положительной динамики в устранении недостатков речевого развития напрямую зависит от логопедической подготовки взрослых. Одним из условий комплексного коррекционно-логопедического воздействия является высокий профессиональный уровень готовности воспитателей к работе с детьми. Для решения этих задач для педагогов проводятся консультации, практические семинары. Данные мероприятия позволяют обогатить знания педагогов о речевом развитии детей и особенностях психического развития, познакомить с новыми приемами по формированию грамотной речи, закреплению правильного звукопроизношения, обогащению словаря.
Обязательным условием достижения результатов является активное участие семьи в коррекционном процессе. Именно в семье необходимо создавать условия, благоприятные для общего и речевого развития. Задачи родителей заключаются в обеспечении полноценной среды, в проведении целенаправленной и систематической работы по развитию детей и коррекции недостатков. Только родители могут настроить ребенка на работу и сформировать адекватное отношение к своему дефекту.
Таким образом, деятельность ДОУ в комплексном психолого-педагогическом сопровождении заключается:
- проведение квалифицированной комплексной диагностики развития ребёнка;
- участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ;
- обеспечение психологической и физической безопасности ребенка, педагогической поддержки и содействия в проблемных ситуациях;
- оказание психологической и педагогической помощи семьям детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
- помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.
От каждого участника коррекционного процесса требуется выполнение своих специфических задач.
Учитель-логопед должен выявлять детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определять уровень речевого, познавательного и индивидуально-типологические особенности таких детей и разрабатывать направления и содержание помощи каждому из них. Проводить профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами, оценивать результаты работы и определять степень готовности к школьному обучению, помогать сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координировать усилия педагогов и родителей в контроле за качеством их работы с детьми.
Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизированных навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность), в содержание других занятий (математика, изобразительная деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим путем наблюдений за явлениями природы и общественной жизнью), а также в режимные моменты.
Музыкальный руководитель развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, темпо-ритмическую сторону речи.
Инструктор по физическому воспитанию развивает координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, дыхательную систему путём включения в образовательную деятельность различных игр и упражнений.
Для воспитателей составлена программа сопровождения, в которой отражены основные направления работы. Данные мероприятия воспитатель включает в образовательную деятельность и в режимные моменты.
- Развитие мелкой моторики:
- самомассаж и массаж пальцев рук (поглаживание, разминание, растирание, легкая вибрация, похлопывание; можно инсценировать рифмованные истории, потешки; во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку, су-джок и пр.)
- предметная деятельность (игры и действия с игрушками и предметами)
- занятия по изодеятельности (учить детей раскрашивать, рисовать пальчиком, ладошкой, т.е. разными способами, работать ножницами, лепить и т.д.)
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
- Развитие речевого дыхания («Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.), дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др.; катание по столу легких предметов, дутье на вертушки; надувание мыльных пузырей; игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.); дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду; игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»); надувание резиновых игрушек, шаров; катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»); «Погаси свечу», «Футболисты», «Забей мяч в ворота», «Горячий чай», «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х), «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс), «Комары и комарики» (произносится звук зззз), «Большие и маленькие жуки» (произносится звук жжжж), «Насос» (произносится звук сссс)
- Развитие подвижности губ, щек, языка (выполнение артикуляционной гимнастики)
- Развитие ритмико-интонационной стороны речи:
- Развитие ритма («Похлопаем»: повторить ритмический рисунок хлопков (усложнено – с закрытыми глазами); воспроизвести ритмический рисунок по выложенному образцу (любыми предметами выкладывается рисунок: ! !!, !! !!, ! !! ! ) хлопками, ударами в бубен и т.д.; найти соответствующую карточку после прослушивания; повторение ударов не только по рисунку, но и по громкости; логоритмические упражнения).
- Развитие интонации (произносить с разной интонацией (грустной, радостной, вопросительной, восклицательной и т.д.) сначала гласные, затем простые предложения; прослушать предложение, определить интонацию; исправить интонацию; определить по интонации, закончилось ли предложение; воспроизведение предложений с противоположной интонацией и т.д.).
- Развитие лексико-грамматического строя речи:
- Обогащение словаря (развитие умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков (на первоначальном этапе развитие пассивного словаря, на уровне показывания предметов); самостоятельно назвать предмет, признак, действие; закончить предложение, добавив необходимые по смыслу слова; подбор существительных, прилагательных, глаголов к словам-раздражителям; рассматривать сюжетные картинки и отвечать на вопросы по их содержанию, устанавливать причинно-следственные связи; активизация словаря по лексическим темам (существительными, глаголами, прилагательными), многократное повторение пройденного материала на разных примерах и в разных ситуациях (таким детям требуется значительно больше повторений).\
- Формирование грамматических категорий (наблюдение за речью: сопоставление И.п. и косвенных падежей, обращение внимания на разницу окончаний (на первоначальных этапах просто на уровне понимания); развитие понимания предлогов, направляя внимание на значение «маленьких слов»; закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме; составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции (по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам); исправить предложение (найти ошибку и употребить слово в нужной форме), закрепление навыка изменения слова в числе, склонения по падежам; закрепление навыка согласования слов в числе, роде, падеже; развивать навыки словообразования: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отглагольные существительные, относительные прилагательные, приставочные глаголы - во всех случаях обязательно обращать внимание на изменение значения слова).
- Связная речь
- Работа с предложением (составление предложений из 2 слов (по сюжетной картинке), составление предложений из 3-4 слов (прямое дополнение), распространение предложений второстепенными, однородными членами, составление сложносочиненных предложений, использую союзы А, И, составление сложноподчиненных предложений, устанавливая причинно-следственные связи).
- Составление рассказа, пересказ (воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию; составление рассказа по следам продемонстрированного действия; пересказ рассказа с использованием предметных картинок, последовательно выставляемых на доске; пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин; составление рассказа по серии сюжетных картин; пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины, составление рассказа по одной сюжетной картине, составление описательных рассказов по схеме)
Работа с воспитателями осуществляется через «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя». Данная тетрадь содержит задания для индивидуальной работы воспитателя с детьми по формированию правильного звукопроизношения и закреплению знаний, полученных на занятиях с логопедом.
В результате психолого-педагогического сопровождения:
- у детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; создаются позитивные основы для социальной адаптации;
- педагоги профессионально самосовершенствуются через использование новых форм, методов и приёмов работы;
- родители получают квалифицированную психолого-педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка; овладевают элементарными знаниями детской психологии, педагогики, логопедии; включаются в педагогический процесс ДОУ.
Литература:
- Волосовец Т.В., Антипова Ж.В., Кутепова Е.Н., Шашкина Г.Р., Зимина И.А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: , ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
- ТкаченкоТ.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ (ЛОГОПЕД)
Категория | Направление работы | Игры, упражнения |
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | - самомассаж и массаж пальцев рук |
|
- предметную деятельность (игры и действия с игрушками и предметами) |
| |
- занятия по изодеятельности |
| |
РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА | - Развитие речевого дыхания |
* произносить только в том случае, если ребенок произносит звуки правильно |
- Развитие подвижности губ, щек | «Улыбка» «Хоботок» «Заборчик» «Бублик» «Зайчик», «Лягушка», «Окошко» «Толстячки», «Худышки», «Шарики» | |
- Развитие подвижности языка | Покусать язычок, погладить зубами, пошлепать губами «Лопаточка», «Иголочка» «Часики» «Качели» «Хомяк» «Кружок «Чистим зубы» (снаружи, внутри) «Горка», Горку строим – ломаем «Вкусное варенье» «Ступеньки» «Фокус» «Маляр» «Лошадка», «Кучер» «Дятел» «Парус» «Пароход» | |
РАЗВИТИЕ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ | - Развитие ритма |
|
- Развитие интонации |
| |
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО | - Обогащение словаря |
|
- Формирование грамматических категорий |
| |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | - Работа с предложением |
|
- составление рассказа, пересказ |
| |
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ | - развитие речеслухового внимания |
|
- развитие фонематического слуха и восприятия |
Аналогично игры на выделения звука в середине, в конце слова.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ
Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2. Формиро...
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
"Технологии формирования функционального базиса речи в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР в условиях поликлиники"
Инновационные технологии в работе логопеда медицинского учреждения 9поликлиники)....