Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей
учебно-методический материал по логопедии

Непейвода Екатерина Васильевна

Для своевременного преодоления речевых нарушений необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей, вовлечение в коррекционный процесс всех специалистов детского сада и их тесное взаимодействие. Комплексный подход к педагогическому сопровождению подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проработав в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении несколько лет, можно сделать вывод, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и больше. По данным диагностики за последний год в логопедической помощи нуждается более 75% детей. Наличие у ребенка различного вида нарушений речи – это не только «косметический» дефект, это, в первую очередь, отрицательно сказывается и на психическое развитие, и на формирование личностных черт характера, и на взаимодействие ребенка со сверстниками. Очень часто у детей, речь которых окружающие не понимают, отмечается агрессивность, замкнутость, неуверенность, они не могут влиться в детский коллектив.

У детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций: оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

Именно поэтому своевременное устранение речевых недостатков имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и его успешного обучения в школе.

Для своевременного преодоления речевых нарушений необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей, вовлечение в коррекционный процесс всех специалистов детского сада и их тесное взаимодействие. Комплексный подход к педагогическому сопровождению подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы.

Достижение положительной динамики в устранении недостатков речевого развития напрямую зависит от логопедической подготовки взрослых. Одним из условий комплексного коррекционно-логопедического воздействия является высокий профессиональный уровень готовности воспитателей к работе с детьми. Для решения этих задач для педагогов проводятся консультации, практические семинары. Данные мероприятия позволяют обогатить знания педагогов о речевом развитии детей и особенностях психического развития, познакомить с новыми приемами по формированию грамотной речи, закреплению правильного звукопроизношения, обогащению словаря.

Обязательным условием достижения результатов является активное участие семьи в коррекционном процессе. Именно в семье необходимо создавать условия, благоприятные для общего и речевого развития. Задачи родителей заключаются в обеспечении полноценной среды, в проведении целенаправленной и систематической работы по развитию детей и коррекции недостатков. Только родители могут настроить ребенка на работу и сформировать адекватное отношение к своему дефекту.

Таким образом, деятельность ДОУ в комплексном психолого-педагогическом сопровождении заключается:

- проведение квалифицированной комплексной диагностики развития ребёнка;

- участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ;

- обеспечение психологической и физической безопасности ребенка, педагогической поддержки и содействия в проблемных ситуациях;

- оказание психологической и педагогической помощи семьям детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

- помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.

        От каждого участника коррекционного процесса требуется выполнение своих специфических задач.

Учитель-логопед должен выявлять детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определять уровень речевого, познавательного и индивидуально-типологические особенности таких детей и разрабатывать направления и содержание помощи каждому из них. Проводить профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами, оценивать результаты работы и определять степень готовности к школьному обучению, помогать сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координировать усилия педагогов и родителей в контроле за качеством их работы с детьми.

Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизированных навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность), в содержание других занятий (математика, изобразительная деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим путем наблюдений за явлениями природы и общественной жизнью), а также в режимные моменты.

Музыкальный руководитель развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, темпо-ритмическую сторону речи.

Инструктор по физическому воспитанию развивает координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, дыхательную систему путём включения в образовательную деятельность различных игр и упражнений.

Для воспитателей составлена программа сопровождения, в которой отражены основные направления работы. Данные мероприятия воспитатель включает в образовательную деятельность и в режимные моменты.

  1. Развитие мелкой моторики:
  • самомассаж и массаж пальцев рук (поглаживание,  разминание, растирание, легкая вибрация, похлопывание; можно инсценировать рифмованные истории, потешки; во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку, су-джок и пр.)
  • предметная деятельность (игры и действия с игрушками и предметами)
  • занятия по изодеятельности (учить детей раскрашивать, рисовать пальчиком, ладошкой, т.е. разными способами, работать ножницами, лепить и т.д.)
  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
  • Развитие речевого дыхания («Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.), дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др.; катание по столу легких предметов, дутье на вертушки; надувание мыльных пузырей; игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.); дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду; игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»); надувание резиновых игрушек, шаров; катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»); «Погаси свечу», «Футболисты», «Забей мяч в ворота», «Горячий чай», «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х), «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс), «Комары и комарики» (произносится звук зззз), «Большие и маленькие жуки» (произносится звук жжжж), «Насос» (произносится звук сссс)
  • Развитие подвижности губ, щек, языка (выполнение артикуляционной гимнастики)
  1. Развитие ритмико-интонационной стороны речи:
  • Развитие ритма («Похлопаем»: повторить ритмический рисунок хлопков (усложнено – с закрытыми глазами); воспроизвести ритмический рисунок по выложенному образцу (любыми предметами выкладывается рисунок:   !  !!, !! !!,  !  !!  !  ) хлопками, ударами в бубен и т.д.; найти соответствующую карточку после прослушивания; повторение ударов не только по рисунку, но и по громкости; логоритмические упражнения).
  • Развитие интонации (произносить с разной интонацией (грустной, радостной, вопросительной, восклицательной и т.д.) сначала гласные, затем простые предложения; прослушать предложение, определить интонацию; исправить интонацию; определить по интонации, закончилось ли предложение; воспроизведение предложений с противоположной интонацией и т.д.).
  1. Развитие лексико-грамматического строя речи:
  • Обогащение словаря (развитие умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков (на первоначальном этапе развитие пассивного словаря, на уровне показывания предметов); самостоятельно назвать предмет, признак, действие; закончить предложение, добавив необходимые по смыслу слова; подбор существительных,  прилагательных, глаголов к словам-раздражителям; рассматривать сюжетные картинки и отвечать на вопросы по их содержанию, устанавливать причинно-следственные связи; активизация словаря по лексическим темам (существительными, глаголами, прилагательными), многократное повторение пройденного материала на разных примерах и в разных ситуациях (таким детям требуется значительно больше повторений).\
  •  Формирование грамматических категорий (наблюдение за речью: сопоставление И.п. и косвенных падежей, обращение внимания на разницу окончаний (на первоначальных этапах просто на уровне понимания); развитие понимания предлогов, направляя внимание на значение «маленьких слов»; закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме; составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции (по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам); исправить предложение (найти ошибку и употребить слово в нужной форме), закрепление навыка изменения слова в числе, склонения по падежам; закрепление навыка согласования слов в числе, роде, падеже; развивать навыки словообразования: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отглагольные существительные, относительные прилагательные, приставочные глаголы - во всех случаях обязательно обращать внимание на изменение значения слова).
  1. Связная речь
  • Работа с предложением (составление предложений из 2 слов (по сюжетной картинке), составление предложений из 3-4 слов (прямое дополнение), распространение предложений второстепенными, однородными членами, составление сложносочиненных предложений, использую союзы А, И, составление сложноподчиненных предложений, устанавливая причинно-следственные связи).
  • Составление рассказа, пересказ (воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию; составление рассказа по следам продемонстрированного действия; пересказ рассказа с использованием предметных картинок, последовательно выставляемых на доске; пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин; составление рассказа по серии сюжетных картин; пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины, составление рассказа по одной сюжетной картине, составление описательных рассказов по схеме)

Работа с воспитателями осуществляется через «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя». Данная тетрадь содержит задания для индивидуальной работы воспитателя с детьми по формированию правильного звукопроизношения и закреплению знаний, полученных на занятиях с логопедом.

В результате психолого-педагогического сопровождения:

- у детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; создаются позитивные основы для социальной адаптации;

- педагоги профессионально самосовершенствуются через использование новых форм, методов и приёмов работы;

- родители получают квалифицированную психолого-педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка; овладевают элементарными знаниями детской психологии, педагогики, логопедии; включаются в педагогический процесс ДОУ.

Литература:

  1. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В., Кутепова Е.Н., Шашкина Г.Р., Зимина И.А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: , ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
  3. ТкаченкоТ.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ (ЛОГОПЕД)

Категория

Направление работы

Игры, упражнения

РАЗВИТИЕ    МЕЛКОЙ   МОТОРИКИ

- самомассаж и массаж пальцев рук

  • поглаживание,
  • разминание,
  • растирание,
  • легкая вибрация,
  • похлопывание;
  • можно инсценировать рифмованные истории, потешки;
  • во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку, су-джок и пр.

- предметную деятельность (игры и действия с игрушками и предметами)

  • перебирать сначала крупные предметы, а затем более мелкие (деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, пирамидки, мозаики, конструкторы, счетные палочки и многое другое).
  • использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
  •  «Переложи игрушки»: ребенок складывает в прозрачный сосуд мелкие предметы (пуговицы, фишки) сначала правой, затем, левой рукой;
  • игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). «Играем на балалайке» - между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку, перебирать ее, как струны балалайки;
  • запускать пальцами мелкие волчки,
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шары,
  • нанизывать бусы, пуговицы, сортировать крупу,
  • наматывать клубки, проволоку,
  • застегивать пуговицы, молнии, липучки, шнуровки
  • закручивать шурупы, гайки,
  • работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

-  занятия по изодеятельности

  • учить детей раскрашивать, рисовать пальчиком, ладошкой, т.е. разными способами,
  • работать ножницами,
  • лепить

РАЗВИТИЕ   ПОДВИЖНОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО   АППАРАТА

- Развитие речевого дыхания

  • «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.).
  • Дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др.
  • Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки.
  • Надувание мыльных пузырей.
  • Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.).
  • Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду.
  • Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»).
  • Надувание резиновых игрушек, шаров.
  • Катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»).
  • «Погаси свечу»,
  • «Футболисты», «Забей мяч в ворота»,
  • «Горячий чай»,
  • «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х),
  • «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс)*
  • «Комары и комарики» (произносится звук зззз)*
  • «Большие и маленькие жуки» (произносится звук жжжж)*
  • «Насос» (произносится звук сссс)*

* произносить только в том случае, если ребенок произносит звуки правильно

- Развитие подвижности губ, щек

«Улыбка»

«Хоботок»

«Заборчик»

«Бублик»

«Зайчик», «Лягушка», «Окошко»

«Толстячки», «Худышки», «Шарики»

- Развитие подвижности языка

Покусать язычок, погладить зубами, пошлепать губами

«Лопаточка», «Иголочка»                «Часики»

«Качели»                                               «Хомяк»

«Кружок                                                «Чистим зубы» (снаружи, внутри)

«Горка», Горку строим – ломаем   «Вкусное варенье»

«Ступеньки»                                         «Фокус»

«Маляр»                                                «Лошадка», «Кучер»

«Дятел»                                                  «Парус»

«Пароход»                                                            

РАЗВИТИЕ  И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ   СТОРОНЫ   РЕЧИ

- Развитие ритма

  • «Похлопаем»: повторить ритмический рисунок хлопков (усложнено – с закрытыми глазами)
  • Воспроизвести ритмический рисунок по выложенному образцу (любыми предметами выкладывается рисунок:   !  !!, !! !!,  !  !!  !  ) хлопками, ударами в бубен и т.д.
  • Найти соответствующую карточку после прослушивания
  • Повторение ударов не только по рисунку, но и по громкости
  • Логоритмические упражнения (ребенок сопряжено с педагогом на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладонями: дирижировать, отхлопывать, маршировать, сжимать/разжимать кулаки, оттопать, ходьба, шагать на месте)

- Развитие интонации

  • Произносить с разной интонацией (грустной, радостной, вопросительной, восклицательной и т.д.) сначала гласные, затем простые предложения.
  • Прослушать предложение, определить интонацию и поднять соответствующую карточку (_. !  ? )
  • Исправить интонацию.
  • Определить по интонации, закончилось ли предложение.
  • Воспроизведение предложений с противоположной интонацией. И .т.д.

РАЗВИТИЕ   ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ   РЕЧИ

- Обогащение словаря

  • Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков (на первоначальном этапе развитие пассивного словаря, на уровне показывания предметов)
  • Самостоятельно назвать предмет, признак, действие
  • Закончить предложение, добавив необходимые по смыслу слова
  • Подбор существительных,  прилагательных, глаголов к словам-раздражителям
  • Рассматривать сюжетные картинки и отвечать на вопросы по их содержанию, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Активизация словаря по лексическим темам (существительными, глаголами, прилагательными), многократное повторение пройденного материала на разных примерах и в разных ситуациях (таким детям требуется значительно больше повторений)
  • При чтении новых текстов обязательно объяснять все новые и незнакомые слова.

- Формирование грамматических категорий

  • Наблюдение за речью: сопоставление И.п. и косвенных падежей, обращение внимания на разницу окончаний (на первоначальных этапах просто на уровне понимания).
  • Развитие понимания предлогов, направляя внимание на значение «маленьких слов».
  • Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме
  • Составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции (по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам)
  • Исправить предложение (найти ошибку и употребить слово в нужной форме)
  • Закрепление навыка изменения слова в числе, склонения по падежам.
  • Закрепление навыка согласования слов в числе, роде, падеже.
  • Развивать навыки словообразования: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отглагольные существительные, относительные прилагательные, приставочные глаголы (во всех случаях обязательно обращать внимание на изменение значения слова).

СВЯЗНАЯ   РЕЧЬ

- Работа с предложением

  • Составление предложений из 2 слов (по сюжетной картинке)
  • Составление предложений из 3-4 слов (прямое дополнение)
  • Распространение предложений второстепенными, однородными членами
  • Составление сложносочиненных предложений, использую союзы А, И
  • Составление сложноподчиненных предложений, устанавливая причинно-следственные связи

- составление рассказа, пересказ

  • Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
  • Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
  • Пересказ рассказа с использованием предметных картинок, последовательно выставляемых на доске
  • Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин
  • Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины
  • Составление рассказа по одной сюжетной картине
  • Составление описательных рассказов по схеме

РАЗВИТИЕ   ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

- развитие речеслухового внимания

  • «Отгадай, что звучит»: показать, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, барабан, погремушка и т.д.). Затем ребенок должен угадать, какой предмет звучал.
  • «Солнце или дождик»: светит солнышко – педагог звенит бубном, ребенок гуляет, пошел дождь - ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя. Ребенок слушает внимательно бубен и «гуляет» или «прячется».
  • «Разговор шепотом»: ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку).
  • «Посмотрим, кто говорит»: повторить, кто из животных «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  • «Слышим звон и знаем, где он»: ребенок закрывает глаза, а педагог звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
  • «Летает – не летает» / «Верно – не верно»: если летает /верно – дети поднимают руки вверх, если не летает / не верно – руки опущены, ведущий может сознательно допускать ошибки

- развитие фонематического слуха и восприятия

  • Услышать заданный звук и показать сигналом, что он этот звук услышал. Звук может выделяться среди других звуков, из слогов, из слов.
  • «Скажи наоборот». Педагог произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребёнку поменять их местами.
  • «Какое слово добавилось?» Педагог называет два слова и говорит ребёнку, что к ним добавится третье. Задача ребёнка - запомнить и назвать это слово.
  • «Какого слова не стало?» Педагог называет три слова и предупреждает ребенка, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребёнка запомнить и назвать это слово.
  • «Друг за другом  повтори» Педагог называет цепочки из трёх слов, каждый раз заменяя первое.
  • «Друг за другом  повтори» Педагог называет словосочетания по цепочке. Задача ребёнка- воспроизвести цепочку словосочетаний.
  • «У соседа в сундуке» Задача ребёнка: каждый раз наращивать предложение, добавляя новые слова со звуком «с».
  • «Исправь ошибку»: Педагог читает знакомые стихи, заменяя одно из слов на похожее по звучанию. Ребенок должен найти ошибку и повторить правильно
  • «Кто больше слов придумает» Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
  • «Какой звук начинает слово?» Игра с мячом, бросить ребенку мяч, назвать слово, которое начинается на ударный гласный. Задача ребенка определить первый гласный звук и назвать его.

Аналогично игры на выделения звука в середине, в конце слова.

  • Выбрать картинки на заданный звук.
  • «Запомни и повтори слоговые ряды»: разные согласные и одинаковая гласная, один согласный и разные гласные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ

Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1.  Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2.  Формиро...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...