Формирование пространственных представлений
учебно-методический материал по логопедии
Мир, который нас окружает, разнообразен, интересен и сложен, подчинен многим законам природы, в том числе и таким как пространство. Пространственные отношения позволяют нам оперировать такими величинами как форма, объем, протяженность в различных направлениях, месторасположения предметов и расстояния между ними, а также находятся в основе формирования всех высших психических процессов в онтогенезе: речи, мышления, счета, письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями посредством дидактической игры»
Мир, который нас окружает, разнообразен, интересен и сложен, подчинен многим законам природы, в том числе и таким как пространство. Пространственные отношения позволяют нам оперировать такими величинами как форма, объем, протяженность в различных направлениях, месторасположения предметов и расстояния между ними, а также находятся в основе формирования всех высших психических процессов в онтогенезе: речи, мышления, счета, письма.
У ребенка с речевыми нарушениями формирование пространственных представлений имеет свои особенности: проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела (формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников), многие пространственные понятия (спереди, сзади, слева, справа) усваиваются только в ходе специального обучения. В результате этого дети затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около), в ориентации на ограниченной плоскости.
Проблемой формирования у детей пространственных представлений занимались многие ученые: М.М. Семаго, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, И.С. Якиманская, Т.А. Мусейибова, А.В. Запорожец, З.А. Михайлова, Е.И. Тихеева, А.А. Столяр и др. Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка – письмо, чтение, счет и др.
Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности, а в целом - предстоящей успешной учебной деятельности.
Учитывая важность и необходимость включения игр и заданий по развитию пространственных ориентировок в коррекционную работу, были подобраны различные дидактические игры. В условиях логопедического пункта не всегда есть возможность уделить внимание отдельно играм на пространство, поэтому в своей работе использую дидактические игры, в которых задачи по коррекции произносительной стороны речи и развития пространственных представлений решаются одновременно.
В процессе игровой деятельности у детей происходит накапливание практического различения пространственных представлений, также их вербального выражения и мыслительных операций. Дидактическая игра считается особенным видом игровой деятельности. Она организовывается взрослыми для обучающих целей, когда обучение проходит в игровой форме. В ходе дидактической игры ребенок получает новые знания, а также может обобщать и закреплять их. Через игру у дошкольников формируются познавательные процессы и способности.
Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную структуру нарушения, нужно создать такие условия, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения имеющегося отставания.
Вследствие того, что пространственные представления характеризуются высокой
степенью абстрактности, а также из-за отсутствия отдельного анализатора, отвечающего
непосредственно за восприятие пространства, формированию пространственных
представлений у детей свойственны определенные особенности и трудности.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована определенная
система пространственной ориентировки как база для дальнейшего ее развития в процессе
школьного обучения, поскольку умение ориентироваться в пространстве является
важнейшей предпосылкой становления всех видов детской деятельности, в том числе
учебной. Своевременное формирование пространственных представлений – одно из
важнейших условий правильного развития ребенка.
Цель – создание эффективных условий использования дидактических игр по формированию пространственных представлений для полноценного познавательного развития ребенка.
Задачи:
- освоить собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
- расширить и закрепить пространственные представления детей в процессе всех видов деятельности;
- научить пользоваться сложными речевыми конструкциями, пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении)
- закрепить навыки ориентировки на плоскости (лист, страница, бумага и т.д.).
Благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность, и, вместе с тем, совершенствуется и сам механизм восприятия пространства. Развитие игровой деятельности способствует совершенствованию активного осязания, его использованию в распознавании пространственных признаков (особенно формы, величины, пропорций, направлений и т. п.), образованию более высоких уровней зрительно-моторной координации в пространственной ориентировке.
Исследования Б. Г. Ананьева и Е. Ф. Рыбалко показали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний и умений. Если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития:
- в чтении: суженность различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв и т. д.;
- в письме: неумение соотнести букву и линии в тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа; смешение верха и низа сходных букв, «зеркальное письмо»;
- в математике: ошибочное написание цифр (6-9, 5-2); неумение расположить симметрично запись примеров в тетради; глазомерные ошибки при измерении; непонимание условий задач;
- в связной речи: отрицательно влияет на лексико-грамматическую сторону речи, словесно-логическое мышление и понимание сложных лексико-грамматических конструкций;
- в рисовании: неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
- на занятиях по физ. культуре: ошибки при построении и перестроении по команде, трудность переключения с одного направления движения на другое.
Прежде чем приступить к выбору дидактических игр для каждого ребенка, необходимо выявить уровень сформированности пространственных представлений. Для этого используются такие методики: «Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С.Д. Забрамная), «Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Методика направлена на выявление умения определять пространственное расположение предмета по отношению к себе и по отношению к другому предмету, умения обозначать данное расположение словесно с использованием предлогов и наречий. По результатам диагностики (Приложение №1) определяется уровень развития и намечается коррекционная работа.
Пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно:
I этап: дети учатся ориентироваться «на себе»;
II этап: локализация окружающих объектов относительно себя;
III этап: определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними;
Работа начинается со схемы собственного тела как чрезвычайно важного этапа формирования когнитивной сферы в целом, поскольку является базисным для дальнейшего развития речемыслительной деятельности. Работа над схемой лица, а в дальнейшем и всего тела позволяет овладеть не только пониманием структуры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вертикали: выше, ниже, над, под, между. Затем формируются представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Отличительная особенность детей с ОНР заключается в сложности овладения понятия слева – справа, левый – правый. А. Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства весьма отвлеченные понятия левое и правое имеют наименьшее чувственное подкрепление.
На логопедических занятиях ориентировка на собственном теле включается в следующие виды работ: мимическая и артикуляционная гимнастика, при выполнении динамических пауз (называть, показывать части тела, закреплять понятия выше/ниже, посередине, справа/слева). Работа над развитием пространственных представлений ведется, как правило, параллельно с коррекцией речевых нарушений, поэтому во всех игровых заданиях ребенок дополнительно отрабатывает речевой материал.
1. «Муха»: в руках у ребенка маленькая муха, педагог называет, либо объясняет местоположение (выше бровей, ниже рта и пр.) часть тела, а ребенок сажает туда муху и проговаривает слово.
«Вот летела муха, на правое плечо мне села,
Почесала брюхо, дальше полетела»
2. «Спрячься от мухи»:
«Плюх-плюх-плюх, ловим быстрых черных мух
(по коленям хлопаем ладонями)
Муха быстро полетела и тебе на левое ухо села
(чередуем хлопок по коленям и в ладони)
Как только ребенок услышал название части тела, должен ее спрятать руками.
3. «Путаница»: детям предлагается правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д. Эту игру можно использовать как физ. минутку.
4. «Дорожка шагов»: делать шаг заданной ногой (левой или правой).
5. На этапе дифференциации звуков: правой рукой выбирать картинки с одном звуком, левой – с другим; поднять правую руку, если услышишь звук [Ш], левую – если звук [С].
6. Игра «Веселые человечки»: повторить положение тела, проговаривать свои действия (правая рука на пояс, левая опущена)
На этапе формирования пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу) начинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как слева, справа, левее, правее.
1. «Дорожка шагов»: в руках у ребенка картинки на автоматизируемый звук, он выполняет шаг заданной ногой и кладет названную картинку с той стороны, которую назовет педагог (положи слева, положи справа)
2. «Что справа, что слева?»: перед ребенком на столе лежат картинки (часть слева, часть справа), по инструкции педагога (взять слева или справа) ребенок выбирает любую картинку и называет).
3. На этапе дифференциации звуков: справа положи картинки со звуком, например, [Л’], а слева – со звуком [Й].
4. «Игры-логонавигаторы»: перед ребенком поле с предметными картинками, педагог диктует маршрут – сколько и куда клеточек. Ребенок передвигает фишку в заданном направлении и проговаривает слова. (фото)
Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении. В связи с этим коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение, имеющих выраженное конкретное значение: «в», «на», «под». Затем отрабатываются предлоги «за», «к», «от», «по», «с», «около», «над», «через» и др.
Освоение системы отсчета и ориентировке в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации. Для развития представлений о взаимоотношении между внешними объектами используются следующие дидактические игры:
1. «Что загадала?»: на поле с картинками педагог описывает местоположение предмета (справа от …, над …, под … ), а ребенок его находит и называет.
2. По инструкции взрослого ребенок раскладывает на столе картинки (справа от … положи …, над … положи … и т.д.)
3. «Фланелеграф»: выложить картинки по инструкции (в верхний левый угол …, в центр …, слева от … , в нижний правый угол … и т.д.).
4. Игра «Башня»: по образцу выложить предметы
5. Печатные пособия по закреплению пространственных предлогов
6. «Танграмм» (фото)
7. Составление разрезной буквы из элементов.
8. «Попади во все кружки» (А.Э.Симановский): предлагается поле с кружками (5 х 8 шт), дается инструкция «В первом столбике расставить точки сверху вниз, во втором – слева направо и т.д. (фото)
9. «Повтори маршрут»: на листе у ребенка поле с картинками (3 х 3) и разные варианты перемещения машинки по картинкам; ребенок ориентируется на заданный маршрут и передвигает свою машинку в таком же направлении. (фото)
10. Игры с предметами: поставь киску перед домом, поставь на крышу, спрячь за деревом и т.д.
11. Игры с фонариком (для закрепления предлогов: что в коробке, что под лавкой, что на полке и т.д.)
В ходе выполнения данных игр детей учим считать элементы слева направо и сверху вниз, объясняем, что такое ряды и столбики, учим определять местонахождение определенной картинки или игрушки.
В результате систематического использования дидактических игр для формирования пространственных представлений дети лучше начали ориентироваться в схеме собственного тела, устанавливают пространственные взаимоотношения между собой и объектом, а также между объектами. Усвоив эти ориентировки, дети овладели пространством листа: они не испытывают затруднений при написании графических диктантов, не путают лево-право, верх-низ.
В результате коррекционной работы у ребенка появляются в словаре слова, отражающие пространственные отношения: предлоги, наречия вперед, назад, вправо, близко, влево, далеко и т.д. Ребенок легче ориентируется в направлении и полнее включает пространственные признаки в отражаемую им картину мира, что, в свою очередь, положительно сказывается на уровень познавательного развития ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
Формирование пространственных представлений у дошкольников
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...
Диагностика Формирование пространственных представлений
ДиагностикаФормирования временных представлений.Старший дошкольный возраст Корнеева Г.А Муситова Т.Д.Диагностика временных представлений.Младший дошкольный возраст.Мусеитова Т.Т....
Формирование пространственных представлений через дидактические, развивающие игры.
Большую роль в овладении зрительно - пространственными представлениями играет усвоение ребенком соответствующих словесных обозначений, то есть названий различных пространственных при...
Памятка "Формирование пространственных представлений"
laquo;Формирование пространственных представлений». Провести отработку понятий: «до», «после», «раньше», «позже», «между»; пред...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...