Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей с ТНР посредством логопедической ритмики».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neborskaya_s.s.docx | 31.03 КБ |
neborskaya_s.s.docx | 31.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей с ТНР посредством логопедической ритмики».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер-класса «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Цель моего мастер-класса:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики и логоритмических игр.
• Показать значимость использования логоритмических игр для развития связной речи дошкольников.
В последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Речевая патология в свою очередь влияет на качественную подготовку детей к обучению в школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Задача современного дошкольного образования - своевременная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения.
Сегодня, в работе детского сада предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика - форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему – логоритмика? В чем ее смысл? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика связывает воедино речь, музыку и движения. Она выступает как средство коррекционного обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В ходе своего мастер-класса я познакомлю вас с теми методиками, которые я применяю в своей работе. Эти методики могут использовать в своей работе не только музыкальные руководители, но и воспитатели.
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек.
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.
Логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:
- развить чувство ритма и такта;
- научить правильному речевому дыханию;
- улучшить общую и мелкую моторики;
- развить внимание, память и слуховое восприятие;
- включить в речь ребенка мимику и жесты;
- научить плавности произнесения слов и фраз.
Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.
Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.
А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).
То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Виды упражнений.
Логоритмические упражнения довольно разнообразны.
Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.
Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, музыкальные игры. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.
-Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами научимся различным видам логоритмических игр:
Так, например, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.
Фонетико-фонематические упражнения
-развивают слуховое восприятие, фонематический слух;
-развивают фонетическую сторону речи;
-развивают ритмический слух и умение действовать согласованно;
«Грека»
Ехал Грека через реку ( Постукивание по груди)
Видит Грека в реке рак ( Постукивание по ногам)
Сунул Грека руку в реку ( Поглаживание по рукам)
Рак за руку, Греку цап ( жест «пасть крокодила»
Сюжетно-ролевые песенки
-развивают умение использовать предметы-заместители;
-учат детей классифицировать предметы по общим признака;
-расширяют словарный запас детей.
Например. сюжетно ролевая игра «Шофер» может сопровождаться песней «Машина» муз.Попатенко В сюжетно ролевой игре «Детский сад» могут звучать песни «Детский сад» муз. Филлипенко «Хорошо у нас в саду» Герчик
А мы сейчас прослушаем песенку «Колеса у автобуса»
Песенки с игрушками
-Знакомят с предметом-игрушкой,
-позволяют ребёнку выделить его качества, признаки и свойства;
-способствуют развитию восприятия, памяти, речи, мышления;
-совершенствуют мелкую моторику рук.
Музыкальные физкультминутки
-совершенствуют вестибулярный аппарат ребенка;
-укрепление всех крупных мышц и суставов;
-подготовка к выполнению действий с мелкой моторикой;
-содействуют речевому развитию.-;
-обеспечивают развитию зрительного и слухового внимания
ребенка;
-формируют межполушарное взаимодействие.
Физ.минутка:
Потрудились- отдохнем
Встанем- глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот
Наклониться, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили
Дыхательные песенки
-Развивают речевое дыхание на невербальном и вербальном
уровне:
-отрабатывают длительную, плавную, воздушную струю;
-сильный речевой выдох;
Сейчас я покажу дыхательную гимнастику для выработки правильного речевого дыхания, необходимого для правильного звукопроизношения, а так же для плавной красивой речи.
1.Возьмем бумажную полосочку и будем дуть на нее долго и плавно. Не надувая щечки! Губки не сжимаем, как будто говорим «уууу»
Делаем паузы, чтобы не закружилась голова.
2. Оторвем кусочек от полоски и положим на ладошку. Представим, что это осенний листочек или снежинка. Он должен плавно слететь с ладони.
Логораспевки
(музыкальные чистоговорки)
-Закрепляют звуки в слогах, словах и фразах;
-развивают фонематический слух;
-развивают чувства ритма;
-развивают силу голоса и звуковысотный слух;
-Побуждают детей к повторению простых слогокомплексов,
слов;
Са-са-са-са—вот идет лиса (хлопки в ладоши)
Сы-сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы (хлопанье по бедрам)
Со-со-со-со- лиса катит колесо (наклоны влево вправо)
Су-су-су-су- а вы видели лису? (топанье)
Пальчиковые
(жестовые)
-Тренируют кисти рук в быстрой смене тонуса
расслабление);
(напряжение -
-развивают чувство ритма, кистевой и пальцевый праксис,
координацию движений пальцев рук;
-стимулируют межполушарное взаимодействие;
-тренируют кисти рук в быстрой смене тонуса (напряжение расслабление);
-развивают воображение.
кинезеологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
1.Бежали бегемотики
Массажные песенки
-устанавливают эмоциональный контакт с детьми;
-развивают имитацию,
- тонизируют пальцы рук;
-обогащают словарь.
В чем польза игрового массажа:
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж.
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
ЛАДОШКА
(1) Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук
Песенки-ускорялочки
-Развивают общую и мелкую моторику;
-обучают быстрому переключению моторной программы;
-совершенствуют вестибулярный аппарат ребенка;
Песенки-релаксации
-помогают научиться владеть мышцами своего тела;
- снимают внутреннее мышечное напряжение;
- восстанавливают равновесие;
-помогаю детям стать уравновешенными, внимательными,
терпеливыми, уверенными в себе;
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны. Теперь каждый из вас пусть вообразит, что он бабочка, что у него яркие, красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните еще раз его аромат и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях.
Заключительная часть.
-Ну, а теперь, уважаемые педагоги, встаньте и представьте себе, что все вы – весенние цветочки, очень красивые и нарядные. Подул легкий ветерок и вы, закрывая глаза, взлетаете вверх. (играет нежная мелодия) Все ваше тело становится лёгким, невесомым. Весенние цветочки поднимаются всё выше и выше. Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует весенний ветерок. Но вот пришла пора возвращаться в сад. Выдохните плавно воздух и откройте глаза. Давайте поделимся впечатлениями от увиденного и услышанного.
Подведение итога мастер-класса.( ответы на вопросы участников, обсуждение услышанного).
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей с ТНР посредством логопедической ритмики».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер-класса «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Цель моего мастер-класса:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики и логоритмических игр.
• Показать значимость использования логоритмических игр для развития связной речи дошкольников.
В последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Речевая патология в свою очередь влияет на качественную подготовку детей к обучению в школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Задача современного дошкольного образования - своевременная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения.
Сегодня, в работе детского сада предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика - форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему – логоритмика? В чем ее смысл? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика связывает воедино речь, музыку и движения. Она выступает как средство коррекционного обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В ходе своего мастер-класса я познакомлю вас с теми методиками, которые я применяю в своей работе. Эти методики могут использовать в своей работе не только музыкальные руководители, но и воспитатели.
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек.
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.
Логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:
- развить чувство ритма и такта;
- научить правильному речевому дыханию;
- улучшить общую и мелкую моторики;
- развить внимание, память и слуховое восприятие;
- включить в речь ребенка мимику и жесты;
- научить плавности произнесения слов и фраз.
Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.
Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.
А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).
То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Виды упражнений.
Логоритмические упражнения довольно разнообразны.
Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.
Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, музыкальные игры. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.
-Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами научимся различным видам логоритмических игр:
Так, например, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.
Фонетико-фонематические упражнения
-развивают слуховое восприятие, фонематический слух;
-развивают фонетическую сторону речи;
-развивают ритмический слух и умение действовать согласованно;
«Грека»
Ехал Грека через реку ( Постукивание по груди)
Видит Грека в реке рак ( Постукивание по ногам)
Сунул Грека руку в реку ( Поглаживание по рукам)
Рак за руку, Греку цап ( жест «пасть крокодила»
Сюжетно-ролевые песенки
-развивают умение использовать предметы-заместители;
-учат детей классифицировать предметы по общим признака;
-расширяют словарный запас детей.
Например. сюжетно ролевая игра «Шофер» может сопровождаться песней «Машина» муз.Попатенко В сюжетно ролевой игре «Детский сад» могут звучать песни «Детский сад» муз. Филлипенко «Хорошо у нас в саду» Герчик
А мы сейчас прослушаем песенку «Колеса у автобуса»
Песенки с игрушками
-Знакомят с предметом-игрушкой,
-позволяют ребёнку выделить его качества, признаки и свойства;
-способствуют развитию восприятия, памяти, речи, мышления;
-совершенствуют мелкую моторику рук.
Музыкальные физкультминутки
-совершенствуют вестибулярный аппарат ребенка;
-укрепление всех крупных мышц и суставов;
-подготовка к выполнению действий с мелкой моторикой;
-содействуют речевому развитию.-;
-обеспечивают развитию зрительного и слухового внимания
ребенка;
-формируют межполушарное взаимодействие.
Физ.минутка:
Потрудились- отдохнем
Встанем- глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот
Наклониться, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили
Дыхательные песенки
-Развивают речевое дыхание на невербальном и вербальном
уровне:
-отрабатывают длительную, плавную, воздушную струю;
-сильный речевой выдох;
Сейчас я покажу дыхательную гимнастику для выработки правильного речевого дыхания, необходимого для правильного звукопроизношения, а так же для плавной красивой речи.
1.Возьмем бумажную полосочку и будем дуть на нее долго и плавно. Не надувая щечки! Губки не сжимаем, как будто говорим «уууу»
Делаем паузы, чтобы не закружилась голова.
2. Оторвем кусочек от полоски и положим на ладошку. Представим, что это осенний листочек или снежинка. Он должен плавно слететь с ладони.
Логораспевки
(музыкальные чистоговорки)
-Закрепляют звуки в слогах, словах и фразах;
-развивают фонематический слух;
-развивают чувства ритма;
-развивают силу голоса и звуковысотный слух;
-Побуждают детей к повторению простых слогокомплексов,
слов;
Са-са-са-са—вот идет лиса (хлопки в ладоши)
Сы-сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы (хлопанье по бедрам)
Со-со-со-со- лиса катит колесо (наклоны влево вправо)
Су-су-су-су- а вы видели лису? (топанье)
Пальчиковые
(жестовые)
-Тренируют кисти рук в быстрой смене тонуса
расслабление);
(напряжение -
-развивают чувство ритма, кистевой и пальцевый праксис,
координацию движений пальцев рук;
-стимулируют межполушарное взаимодействие;
-тренируют кисти рук в быстрой смене тонуса (напряжение расслабление);
-развивают воображение.
кинезеологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
1.Бежали бегемотики
Массажные песенки
-устанавливают эмоциональный контакт с детьми;
-развивают имитацию,
- тонизируют пальцы рук;
-обогащают словарь.
В чем польза игрового массажа:
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж.
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
ЛАДОШКА
(1) Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук
Песенки-ускорялочки
-Развивают общую и мелкую моторику;
-обучают быстрому переключению моторной программы;
-совершенствуют вестибулярный аппарат ребенка;
Песенки-релаксации
-помогают научиться владеть мышцами своего тела;
- снимают внутреннее мышечное напряжение;
- восстанавливают равновесие;
-помогаю детям стать уравновешенными, внимательными,
терпеливыми, уверенными в себе;
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны. Теперь каждый из вас пусть вообразит, что он бабочка, что у него яркие, красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните еще раз его аромат и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях.
Заключительная часть.
-Ну, а теперь, уважаемые педагоги, встаньте и представьте себе, что все вы – весенние цветочки, очень красивые и нарядные. Подул легкий ветерок и вы, закрывая глаза, взлетаете вверх. (играет нежная мелодия) Все ваше тело становится лёгким, невесомым. Весенние цветочки поднимаются всё выше и выше. Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует весенний ветерок. Но вот пришла пора возвращаться в сад. Выдохните плавно воздух и откройте глаза. Давайте поделимся впечатлениями от увиденного и услышанного.
Подведение итога мастер-класса.( ответы на вопросы участников, обсуждение услышанного).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.
АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».
Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....
Мастер - класс для педагогов "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т.А.Боровик "Хор рук"
Использование музыкально - редагогической технологии "Хор рук" в работе с дошкольниками...
Презентация мастер класса «Развитие музыкальных способностей детей с ТНР посредством логопедической ритмики».
Повысить профессиональную компетентность и квалификацию участников мастер класса...