"Артикуляционные упражнения для дошкольников"
картотека по логопедии
Артикуляционные упражнения. (К-1) Звуки: «Б», «П», «В», «Ф»
- Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
- Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
- Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
- Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
- Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
- Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
- Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.
Артикуляционные упражнения. (К-2) Звуки: «Б¢», «П¢», «В¢», «Ф¢»
- Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
- Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
- Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
- Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
- Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционные упражнения. (К-1) Звуки: «Б», «П», «В», «Ф»
- Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
- Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
- Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
- Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
- Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
- Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
- Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.
Артикуляционные упражнения. (К-2) Звуки: «Б′», «П′», «В′», «Ф′»
- Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
- Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
- Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
- Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
- Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
- Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-3) Звуки: «Д», «Т», «Н»
- Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
- Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно. Повторить упр. 5-6 раз.
- Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот. Повторить упр. 5-6 раз.
- Прижать язык к верхним передним зубам. Повторить упр. 5-6 раз.
- Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
- Улыбнуться, закусить язык зубами (язык распластан и расслаблен) и дуть (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
- Зажать язык зубами и губами поплевать, раздвинув губы в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-4) Звуки: «Д′», «Т′», «Н′»
- Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
- Улыбнуться, слегка раздвинув зубы и прижать кончик языка к альвеолам. Повторить упр. 5-6 раз.
- "Причесать" кончиком языка центральные верхние зубы, проводя языком от альвеол к кончикам зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
- Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются. Повторить упр. 5-6 раз.
- Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
- Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике. Повторить упр. 5-6 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-5) Звук «М»
- Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5-6 раз.
- Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос. Повторить упр. 5-6 раз.
- "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям.
- Втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
- Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
- Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
- Кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу. Повторить упр. 5-6 раз.
- Втянуть углы рта в рот резко вытолкнуть. Повторить упражнение 5-7 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-6) Звук «М′»
- Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.
- Сомкнуть и разомкнуть губы в улыбке, выдыхая воздух носом. Повторить упражнение 5-7 раз.
- "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям. Углы рта слегка раздвинуты.
- Втянуть губы, растянутые в улыбке, в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
- Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
- Поочерёдно втягивать в рот то нижнюю, то верхнюю губы. Повторить упр. 5-6 раз.
- Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
- Втянуть углы губ в рот и резко вытолкнуть. Повторить упр. 5-6 раз.
- Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Губы растянуты в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.
- "Натянуть" верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю губу на нижние зубы. Повторить упр. 5-6 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-7) Звуки «Х», «Х’», «К», «К’», «Г»,»Г’»
- Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны, имитация глотательных движений. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенье).
- Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
- Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).
- Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
- Покашливание с высунутым языком.
- Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.
- Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).
- Имитация рвотных движений.
- Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со звуком а.
- Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).
- Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мычанию; имитация свиста.
- Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у на твердой атаке
- Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.
- Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию запрокинуть голову назад).
- Опускание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опустить голову).
- Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.
- Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем без зевка.
- Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.
- Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: н …а, н … а. (Звук н отделяется от а паузой.)
Артикуляционные упражнения. (К-8) Звук «Ц»
- Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно. Повторить упражнение 5-7 раз.
- Раздвинуть губы в улыбке и быстро "присосать" язык, находящийся между зубами. Повторить упр. 5-7 раз.
- Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.
- Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык. Повторить упр 5-7 раз.
- Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
- Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
- Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук Т. Губы, в этот момент растянуты в улыбке. Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на ладошку.
Артикуляционные упражнения. (К-9) Звук «С», «З»
- "Трубочка". Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.
- Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
- "Загони мяч в ворота". Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в "ворота".
- "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
- "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
- Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
- "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
- Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Упражнение повторить 4-6 раз.
- Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
- Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
- Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
- Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-10) Звук «С′», «З′»
- Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.
- "Накажем непослушный язычок". Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами
(пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
- "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
- Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
- "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
- Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
- Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
- Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-11) Звуки: «Ч», «Ш», «Ж», «Щ»
- "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
- "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
- Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
- "Грибок". Присосать широкий язык к нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
- Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
- "Вкусное варенье". Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
- "Гармоника". Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.
- Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.
- "Чашечка". Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.
- "Паровозик". Язык находится в позе "Чашечки" и начинает двигаться по коренным зубам вперёд - назад 5 раз. Упражнение повторить 4-6 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-12) Звук «Л»
- Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
- Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки". Повторить упр. 3-4 раза.
- Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
- Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звуки А, или Ы. Повторить упр. 3-4 раза.
- Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.
Артикуляционные упражнения. (К-13) Звук «Л′»
- Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
- Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки". Повторить упр. 3-4 раза.
- Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
- Высунуть язык зажать его зубами и протяжно произнести звуки А, или Ы. Повторить упр. 3-4 раза.
- Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.
Артикуляционные упражнения. (К-14) Звук «Р»
- Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
- "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
- "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
- Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
- "Грибок". Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
- Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
- Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот под счет от одного до десяти.
- Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты, закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
- Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро Д-Д-Д-Д-Д (Т-Т-Т-Т-Т), с силой выдыхая воздух.
Артикуляционные упражнения. (К-15) Звук «Р′»
- Слегка улыбнувшись, сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
- "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и, слегка улыбнувшись, "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
- "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
- Слегка улыбнувшись, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
- "Грибок". Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
- Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и, слегка улыбнувшись, удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
- Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот под счет от одного до десяти.
- Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
- Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ (ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ), с силой выдыхая воздух.
Комплексы
артикуляционных упражнений
Стихотворные тексты и загадки
для использования при выполнении
артикуляционных упражнений
Язык широкий положи
И спокойным удержи.
(Упр. «Лопатка». «Блинчик»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(Упр. «Иголочка» — «Лопаточка»)
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
(Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
(Упр. «Маляр»)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг».
(Упр. «Автомат»)
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела —
И снова за дело.
(Упр. «Лошадка»)
Поиграю я в футбол
И забью с разбега гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упр. «Забей в ворота гол»)
На крылечке полежал —(Упр. «Лепешка»)
На качели побежал.(Упр. «Качели»)
Поспешил к себе во двор.
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упр. «Заборчик»)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
(Упр. «Часики»)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.
(Упр. «Улыбка»)
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну...
(Упр. «Хоботок»)
Губы сложим в трубочку —
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочке
Без дудочки мы можем:
Ду, ду, ду-ду-ду!
(Упр. «Трубочка»)
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка-побудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять!
(Упр. «Заборчик» —
«Хоботок» — «Трубочка»)
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
(Упр. «Лопаточка», «Блинчик»)
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «иголочкой» потом
Потянем тонким острием.
(Упр. «Лопатка» — «Иголочка»)
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Ее бока к зубам прижмем.
(Упр. «Чашечка»)
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи
И внутри,
Не болели чтоб они.
(Упр. «Чьи зубы чище»)
Я лошадка Серый Бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь — прокачу.
Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост, и грива.
(Упр. «Лошадка»)
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка —
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла,
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки
На лесной опушке.
(Упр. «Грибок»)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Упр. в подражании
стуку дятла: д-д-д)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
(Упр. «Барабан-1»)
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(Упр. «Киска сердится»)
На деревья, на лужок
Выпал беленький снежок.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
(Упр. «Саночки»)
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(Упр. «Лошадка»)
Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.
(Упр. «Заборчик»)
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
(Упр. «Барабан»)
Сани. сани
Едут сами.
Через горы и леса
Едут сани-чудеса
(Упр. «Саночки»)
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
(Упр. «Лошадка»)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(Упр. «Грибок»)
Вот на крыше без опаски
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Упр. «Маляр»)
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый.
(Упр. «Маляр»)
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит;
«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».
(Упр. «Барабан»)
Пирожки в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Извела на пирожки
Полнаперсточка муки.
(Упр. «Пирожок»)
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(Упр. «Трубочка»)
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
(Упр. «Грибок»)
На трубе мы все играем,
Мы детишек забавляем:
ту-ту-ту, ту-ту-ту!
(Упр. «Трубочка»)
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Да-ды, да-ды, да-ды!»
(Упр. «Барабан»)
Матросская шапка,
Веревка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
(Упр. «Пароход»)
Осень! У тебя мы спросим:
— Что в подарок принесла?
— Принесла я вам муки —
Значит, будут пирожки.
(Упр. «Пирожок»)
Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал.
Взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый пирог.
(Упр. «Пирожок»)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Упр. «Надуть щеки»)
Ходит город-великан
На работу в океан.
(Упр. «Пароход»)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Упр. «Иголочка»)
Рос шар бел.
Дунул ветер —
И шар улетел.
(Упр. «Надуть щеки»)
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
(Упр. «Хоботок»)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
(Упр. «Надуть щеки»)
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел!
(Упр. «Пароход»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОМАССАЖ ЯЗЫКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОЛЬЗА: Помогает нормализовать тонус мышц языка;Улучшает качество иннервации языка;Способствует тренировке губных мышц;Позволяет ребёнку получить опыт осознанного управления своим языком, ...
ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...
Консультация для родителей "Артикуляционные упражнения для дошкольников"
В консультации даны рекомендации родителям при выполнении артикуляционной гимнастики дома....
Картотека Артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников
Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы окру...
Мастер – класс: «Использование статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса у дошкольников»
Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, как одно из современных средст...
Консультация для родителей дошкольников по использованию комплекса артикуляционных упражнений в домашних условиях
Консультация для родителей дошкольников по использованию комплекса артикуляционных упражнений в домашних условияхАктуальность:Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важно для формирова...
Артикуляционные упражнения для дошкольников
Комплекс артикуляционных упражнений...