"Артикуляционные упражнения для дошкольников"
картотека по логопедии

Семченко Татьяна Станиславовна

Артикуляционные упражнения.               (К-1)                                                       Звуки:  «Б», «П», «В», «Ф»

 

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
  5. Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  6. Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
  8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.

 

 

 

Артикуляционные упражнения.           (К-2)                                         Звуки:  «Б¢», «П¢», «В¢», «Ф¢»

 

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
  5. Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  6. Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
  7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
  8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения.               (К-1)                                                       Звуки:  «Б», «П», «В», «Ф»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
  5. Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  6. Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
  8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.

Артикуляционные упражнения.           (К-2)                                         Звуки:  «Б», «П», «В», «Ф»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
  5. Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  6. Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
  7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
  8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.

Артикуляционные упражнения.             (К-3)                                                           Звуки:  «Д», «Т», «Н»

  1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот. Повторить упр. 5-6 раз.
  4. Прижать язык к верхним передним зубам. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Улыбнуться, закусить язык зубами (язык распластан и расслаблен) и дуть (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Зажать язык зубами и губами поплевать, раздвинув губы в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.

Артикуляционные упражнения.            (К-4)                                                          Звуки:  «Д», «Т», «Н»

  1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Улыбнуться, слегка раздвинув зубы и прижать кончик языка к альвеолам. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. "Причесать" кончиком языка центральные верхние зубы, проводя языком от альвеол к кончикам зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
  4. Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике. Повторить упр. 5-6 раз.

Артикуляционные упражнения.              (К-5)                                                                              Звук «М»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям.
  4. Втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу. Повторить упр. 5-6 раз.
  8. Втянуть углы рта в рот резко вытолкнуть. Повторить упражнение 5-7 раз.

Артикуляционные упражнения.            (К-6)                                                                               Звук «М»

  1. Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Сомкнуть и разомкнуть губы в улыбке, выдыхая воздух носом. Повторить упражнение 5-7 раз.
  3. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям. Углы рта слегка раздвинуты.
  4. Втянуть губы, растянутые в улыбке, в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Поочерёдно втягивать в рот то нижнюю, то верхнюю губы. Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
  8. Втянуть углы губ в рот и резко вытолкнуть. Повторить упр. 5-6 раз.
  9. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Губы растянуты в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.
  10. "Натянуть" верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю губу на нижние зубы. Повторить упр. 5-6 раз.

Артикуляционные упражнения.             (К-7)                                    Звуки «Х», «Х’», «К», «К’», «Г»,»Г’»

  1. Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны, имитация глотательных движений. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенье).
  2. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
  3. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).
  4. Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
  5. Покашливание с высунутым языком.
  6. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.
  7. Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).
  8. Имитация рвотных движений.
  9. Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со звуком а.
  10. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).
  11. Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мычанию; имитация свиста.
  12. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у  на твердой атаке
  13. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.
  14. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию запрокинуть голову назад).
  15. Опускание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опустить голову).
  16. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.
  17. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем без зевка.
  18. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.
  19. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: н …а, н … а. (Звук н отделяется от а паузой.)

Артикуляционные упражнения.             (К-8)                                                                                   Звук «Ц»

  1. Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Раздвинуть губы в улыбке и быстро "присосать" язык, находящийся между зубами. Повторить упр. 5-7 раз.
  3. Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.
  4. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык. Повторить упр 5-7 раз.
  5. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
  6. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
  7. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук Т. Губы, в этот момент растянуты в улыбке.  Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на ладошку.

Артикуляционные упражнения.              (К-9)                                                                      Звук «С», «З»

  1. "Трубочка". Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.
  2. Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  3. "Загони мяч в ворота". Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в "ворота".
  4. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  5. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  6. Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
  7. "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
  8. Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  9. Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  10. Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  11. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
  12. Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Артикуляционные упражнения.             (К-10)                                                                      Звук «С», «З»

  1. Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. "Накажем непослушный язычок". Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами

        (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

  1. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  2. Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
  3. "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
  4. Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  5. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
  6. Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Артикуляционные упражнения.              (К-11)                                             Звуки:  «Ч», «Ш»,  «Ж», «Щ»

  1. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  3. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
  4. "Грибок". Присосать широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
  5. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  6. "Вкусное варенье". Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  7. "Гармоника". Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.
  8. Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.
  9. "Чашечка". Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.
  10. "Паровозик". Язык находится в позе "Чашечки" и начинает двигаться по коренным зубам вперёд - назад 5 раз. Упражнение повторить 4-6 раз.

Артикуляционные упражнения.              (К-12)                                                                          Звук «Л»

  1. Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  2. Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки". Повторить упр. 3-4 раза.
  3. Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  4. Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.
  5. Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.

Артикуляционные упражнения.             (К-13)                                                                                 Звук «Л»

  1. Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  2. Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки". Повторить упр. 3-4 раза.
  3. Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
  4. Высунуть язык зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.    
  5. Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.

Артикуляционные упражнения.              (К-14)                                                                                Звук «Р»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  3. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  4. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
  5. "Грибок". Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
  6. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  7. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.
  8. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты, закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
  9. Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро Д-Д-Д-Д-Д  (Т-Т-Т-Т-Т), с силой выдыхая воздух.

Артикуляционные упражнения.           (К-15)                                                             Звук «Р»

  1. Слегка улыбнувшись, сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и, слегка улыбнувшись, "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
  3. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
  4. Слегка улыбнувшись, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
  5. "Грибок". Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
  6. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и, слегка улыбнувшись, удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
  7. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.
  8. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
  9. Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ  (ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ), с силой выдыхая воздух.

Комплексы

артикуляционных упражнений

Стихотворные тексты и загадки
для использования при выполнении
артикуляционных упражнений

Язык широкий положи
И спокойным удержи.

 (Упр. «Лопатка». «Блинчик»)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,

 (Упр. «Иголочка» — «Лопаточка»)

А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.

(Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

(Упр. «Маляр»)

Гвозди, молоток и клещи —
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг».

(Упр. «Автомат»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела —

И снова за дело.

 (Упр. «Лошадка»)

Поиграю я в футбол
И забью с разбега гол.

Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.  

 (Упр. «Забей в ворота гол»)


На крылечке полежал —
(Упр. «Лепешка»)

На качели побежал.(Упр. «Качели»)

Поспешил к себе во двор.
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.

 (Упр. «Заборчик»)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...

(Упр. «Часики»)

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.

(Упр. «Улыбка»)

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну...

(Упр. «Хоботок»)

Губы сложим в трубочку —
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочке
Без дудочки мы можем:

Ду, ду, ду-ду-ду!

(Упр. «Трубочка»)

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка-побудочка.

Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять!

(Упр. «Заборчик» —
«Хоботок» — «Трубочка»)

Язык лопаткой положи
И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

(Упр. «Лопаточка», «Блинчик»)

Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «иголочкой» потом
Потянем тонким острием.

(Упр. «Лопатка» — «Иголочка»)

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Ее бока к зубам прижмем.

(Упр. «Чашечка»)

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи

И внутри,

Не болели чтоб они.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

Я лошадка Серый Бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь — прокачу.
Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

(Упр. «Лошадка»)

На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка —
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла,
Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки
На лесной опушке.

(Упр. «Грибок»)

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

(Упр. в подражании
стуку дятла: д-д-д)

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

(Упр. «Барабан-1»)

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.

(Упр. «Киска сердится»)

На деревья, на лужок
Выпал беленький снежок.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.

(Упр. «Саночки»)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

(Упр. «Лошадка»)

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

(Упр. «Заборчик»)

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

(Упр. «Барабан»)

Сани. сани
Едут сами.
Через горы и леса
Едут сани-чудеса

(Упр. «Саночки»)

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

(Упр. «Лошадка»)

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(Упр. «Грибок»)

Вот на крыше без опаски
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Упр. «Маляр»)

Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый.
(Упр. «Маляр»)

Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит;

«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».

(Упр. «Барабан»)

Пирожки в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Извела на пирожки
Полнаперсточка муки.

(Упр. «Пирожок»)

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

(Упр. «Трубочка»)

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!

(Упр. «Грибок»)

На трубе мы все играем,
Мы детишек забавляем:

ту-ту-ту, ту-ту-ту!

(Упр. «Трубочка»)

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

(Упр. «Барабан»)

Матросская шапка,
Веревка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.

(Упр. «Пароход»)

Осень! У тебя мы спросим:

— Что в подарок принесла?

— Принесла я вам муки —

Значит, будут пирожки.

(Упр. «Пирожок»)

Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал.
Взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый пирог.

(Упр. «Пирожок»)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.

(Упр. «Надуть щеки»)

Ходит город-великан
На работу в океан.

(Упр. «Пароход»)

Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.

(Упр. «Иголочка»)

Рос шар бел.
Дунул ветер —
И шар улетел.

(Упр. «Надуть щеки»)

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

(Упр. «Хоботок»)

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.

(Упр. «Надуть щеки»)

Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел!

(Упр. «Пароход»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОМАССАЖ ЯЗЫКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОЛЬЗА: Помогает нормализовать тонус мышц языка;Улучшает качество иннервации языка;Способствует тренировке губных мышц;Позволяет ребёнку получить  опыт осознанного  управления своим языком, ...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...

Консультация для родителей "Артикуляционные упражнения для дошкольников"

В консультации даны рекомендации родителям при выполнении артикуляционной гимнастики дома....

Картотека Артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников

Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы окру...

Мастер – класс: «Использование статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса у дошкольников»

     Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, как одно из современных средст...

Консультация для родителей дошкольников по использованию комплекса артикуляционных упражнений в домашних условиях

Консультация для родителей дошкольников по использованию комплекса артикуляционных упражнений в домашних условияхАктуальность:Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важно для формирова...

Артикуляционные упражнения для дошкольников

Комплекс артикуляционных упражнений...