«Речь ребенка на кончиках его пальцев»
консультация по логопедии (младшая группа)

Татьяна Александровна Левицкая

Уважаемые родители!

Представляю Вашему вниманию консультацию

«Речь ребенка на кончиках его пальцев»

Все родители знакомы с тем фактом, что существует тесная взаимосвязь между развитием мелкой моторики ребенка и его речевыми навыками.

Развитие мелкой моторики:

— повышает тонус коры головного мозга;

— развивает речевые центры коры головного мозга;

— стимулирует развитие речи ребенка;

— согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;

— способствует улучшению артикуляционной моторики;

— развивает чувство ритма и координацию движений;

— подготавливает руку к письму;

— поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Развитие рук должно быть направленно на:

развитие хватания: на умение захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

развитие соотносящих действий: на умение  использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

 развитие движений кистей и пальцев рук: на умение  выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

1.     Массаж кистей рук и пальцев.

— поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;

— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

— растирать пальчики спиралевидными движениями

2.     Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.

— сжимать пальцы в кулачок и разгибать;

— сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

3.     Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)

— катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)

— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);

— сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;

— открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;

— застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;

— завязывать и развязывать шнурки;

— раскладывать счетные палочки, строить домики из них;

— учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;

4.     Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет).

— «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

— «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

— «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

— «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

5.     Выполнение фигурок из пальцев (с 3 лет).

— «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

— «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

— «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке

Оставляя на воде колечки.

— «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поёт.

— «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

— «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

— «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный — прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

— «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –

это «гребешок».

Петя – Петя – петушок,

Красный чудо-гребешок.

6.     Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

— «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

— «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.

— Пальчик – мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходи

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

— «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

— «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жует

Этот телёнок копытцами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?

Скучно мне одному!»

— «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки, начиная с большого.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rebenka_na_konchikah_ego_paltsev.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Представляю Вашему вниманию консультацию

«Речь ребенка на кончиках его пальцев»

Все родители знакомы с тем фактом, что существует тесная взаимосвязь между развитием мелкой моторики ребенка и его речевыми навыками.

Развитие мелкой моторики:

— повышает тонус коры головного мозга;

— развивает речевые центры коры головного мозга;

— стимулирует развитие речи ребенка;

— согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;

— способствует улучшению артикуляционной моторики;

— развивает чувство ритма и координацию движений;

— подготавливает руку к письму;

— поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Развитие рук должно быть направленно на:

развитие хватания: на умение захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

развитие соотносящих действий: на умение  использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

 развитие движений кистей и пальцев рук: на умение  выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

  1. Массаж кистей рук и пальцев.

— поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;

— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

— растирать пальчики спиралевидными движениями

  1. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.

— сжимать пальцы в кулачок и разгибать;

— сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

  1. Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)

— катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)

— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);

— сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;

— открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;

— застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;

— завязывать и развязывать шнурки;

— раскладывать счетные палочки, строить домики из них;

— учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;

  1. Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет).

— «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

— «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

— «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

— «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

  1. Выполнение фигурок из пальцев (с 3 лет).

— «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

— «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

— «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке

Оставляя на воде колечки.

— «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поёт.

— «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

— «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

— «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный — прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

— «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –

это «гребешок».

Петя – Петя – петушок,

Красный чудо-гребешок.

  1. Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

— «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

— «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.

— Пальчик – мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходи

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

— «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

— «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жует

Этот телёнок копытцами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?

Скучно мне одному!»

— «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки, начиная с большого.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речь ребенка на кончиках пальцев.»

Развитие сенсомоторики....

Речь ребенка на кончиках его пальцев

В материале говорится о том, что речь ребенка во многом зависит от развития его мелкой моторики рук....

консультация "Речь ребенка на кончиках его пальцев"

Консультация "Речь ребенка на кончиках его пальцев"...

Консультация для родителей: «Речь ребенка на кончиках его пальцев».

Консультация для родителей: «Речь ребенка на кончиках его пальцев»....

Консультация для родителей «Речь ребенка на кончиках его пальцев»

Консультация для родителей«Речь ребенка на кончиках его пальцев»...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка на кончиках его пальцев»

Уважаемые коллеги , представляю Вашему вниманию консультацию  для родителей на тему: «Речь ребенка на кончиках его пальцев»...