Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка на кончиках его пальцев»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Уважаемые коллеги , представляю Вашему вниманию консультацию  для родителей на тему: «Речь ребенка на кончиках его пальцев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rebenka.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка на кончиках его пальцев»

«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

Так, массируя:

мизинец, можно активизировать работу сердца,

безымянный палец — активизация работы печени,

средний палец — активизация работы кишечника,

указательный палец — активизация работы желудка,

большой палец — активизация работы головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент.

Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

· Способствует овладению навыками мелкой моторики.

· Помогает развивать речь.

· Повышает работоспособность коры головного мозга.

· Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

· Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда. Для развития стоп и пальцев ног полезны:

· Ходьба по гальке, по массажным коврикам, по ребристой доске.

· Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.

· Игры с носовым платком: собрать его ногами, сложить «уголок к уголку».

Упражнения для профилактики плоскостопия:

- «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стоп вперед, выпрямляя колени.

- «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.

- «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.

- «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: · Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

· можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

· катать крупу между большим и указательным пальцами;

· придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

· покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: пальчек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

Рисование — занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия.

Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 г. Ейска МО Ейский район

Консультация для родителей:

«Речь ребенка на кончиках его пальцев»

           

                                                                                      Воспитатель МБДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска

                                                             МО Ейский район Е.В. Нестеренко

г. Ейск,

2023 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 г. Ейска МО Ейский район

Консультация для родителей:

«Формирование познавательного интереса в семье»

           

                                                                                      Воспитатель МБДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска

                                                             МО Ейский район Е.В. Нестеренко

г. Ейск,

2023 г

Консультация для родителей
«Формирование познавательного интереса в семье»
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании
определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении
всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит,
перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития
познавательной активности определяется индивидуально-психологическими
особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности
дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и
умений.
Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые
потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении
его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить,
оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может
решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является
правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать
способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.
Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с
вашим ребёнком.
- Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над
ними.
- По возможности путешествуйте с ребёнком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте
ребёнка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребёнком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
-Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте
его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих
замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
В развивающую (домашнюю) среду можно включить:
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные
стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы
реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими
фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- былины, мифы, легенды;
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры – лото, пазлы;
- настольные игры – домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые
мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага,
ножницы, пластилин;
- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более
продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые
формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный
стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.
Рекомендую провести дома с детьми:
Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в
домашних условиях.
Волшебные краски.
На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками,
карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и
компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали
краски?».
Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите
ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик
и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность
оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки
получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.
Волшебный материал.
Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить
прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы
после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли
сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них
посуду и высушив ее.
Слепки с природы.
Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К
примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его
поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или
в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или
бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур
материалов.
Песочные часы.
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок.
Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в
ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети
не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить
поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".
Музыкальные бутылочки.
Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта,
возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится
вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого
явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд,
разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных
экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или
соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с
наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к
исследованиям.
Реактивный шарик.
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на
траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел
дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его
двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип
используется в реактивных двигателях.
Свеча в банке.
Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к
свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу,
накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к
выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой
газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это
для тушения огня при пожарах.
Почему не выливается?
Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети
высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть
его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх
дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается
из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к
краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).
Волшебный человечек.
Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с
одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина
могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана
взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу
ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь,
что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине
отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем
поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся
зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы
получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян
ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в
зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.
Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.
Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:
- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)
- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании
превратилась в пар.)
Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.
- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и
сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает
воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В
виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они
образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.
Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или
море.
Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой
деятельности детей.
Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны
воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к
познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать
нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
И хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Мастер-класс для родителей на тему: «Ум ребенка на кончиках его пальцев»

Цель: Формирование  игрового взаимодействия родителей и детей. Пропаганда  педагогических знаний, основ воспитания детей дошкольного возраста  среди родителей....

Консультация для родителей: «Речь ребенка на кончиках его пальцев».

Консультация для родителей: «Речь ребенка на кончиках его пальцев»....

Консультация для родителей на тему: «Ум ребенка — на кончиках пальцев»

Ни для кого не секрет, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет, какие занят...

Консультация для родителей на тему: «Ум ребенка — на кончиках пальцев»

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить. Задача родителей и педагогов — пр...

Консультация для родителей на тему: "Ум ребенка- на кончике пальцев"

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальца...

Консультация для родителей на тему: «Ум ребенка — на кончиках пальцев»

Ни для кого не секрет, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет, какие занят...