Речевая готовность к школе
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
звуковая культура Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи. Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки. Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал. Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки . Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции. Егор, Егор укажи свой двор, а вот мой двор голубой забор.
Ребенок поступающий в школу умеет : Правильно произносить все звуки родного языка Различать и называть слова с определенным звуком Определять первый и последний звук в слове Уметь делать звуковой анализ слова-разбирать слово на звуки( МАК-М-А-К, Рыба- Р-Ы-Б-А и тд .) Определяет место звука в слове Делить слова на слоги Составлять слова из слогов Различать понятия «слово» и «предложение» Согласовывать слова в роде, числе и падеже Подбирать синонимы и антонимы Пересказывать знакомые сказки и рассказы Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)
К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями: Определять наличие звука в слове. Предложите ему вспомнить названия одежды , которые начинаются со звука Ш (шапка, шарф, шорты) Слова,которые содержат звук [С] (сыр, капуста, ананас, санки) которые содержат звук [Ж] ( жук, мороженое ). 2. Устанавливать последовательность звуков в слове. Полезны следующие упражнения: Собери, разбери слово: М, А , К – МАК; Л,У,К — ЛУК 3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец). Определи где находится звук С.
4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду). Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов . Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый. Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».
Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков. Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон». Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. ка
. Ребенок Умеет Определять первый и последний звук в слове
5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой. зАмок- замОк…
- Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова). В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница». Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова. - Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…) К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки: - Та-та-та — мы везем с собой кота… Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки. Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны. 6. Определять количество слогов в слове.
Словарный запас У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов: - правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…) - уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка… Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет. Предложите назвать ребенку слова признаки: - Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл…. Выделять четвертый лишний предмет: - самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар. - синица, воробей, грач, снегирь. Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…
К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие. Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный - смешной).
Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова : Снег — снегопад, снеговик, снегурочка, снегирь.
Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).
Грамматически правильная речь Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане. С этой целью полезно поводить игры и упражнения: «Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, … «Из чего сделанно ?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое…. «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей…. «Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий… «Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками. «Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для… «Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко…. Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм , нервозность и упрямство.
Связная речь Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать. Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители. Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку. Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг , обязательно имеют хорошо развитую связную речь. Так же хорошо развитой речи будут способствовать: Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д. Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов. Заучивание стихов. Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки , пословицы , слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...
Речевая готовность к школе.Пора в школу.
Презентация для родителей детей подготовительной группы...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...
Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...