Пальчиковый игротренинг как эффективная форма речевого развития у детей с ОВЗ
консультация по логопедии
Пальчиковый игротренинг как эффективная форма речевого развития у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Пальчиковый игротренинг как эффективная форма речевого развития у детей с ОВЗ»
Одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольного учреждения является физическое развитие и оздоровление дошкольников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальна. Современные дети мало говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д. Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.
Так в рамках работы проекта «Логопедические дорожки», который предназначен для детей 4-8 лет с ТНР, я использую не только традиционные методы и приемы здоровьесберегающей технологии, но и современные формы.
Одной из таких форм является пальчиковый игротренинг с применением Су- Джок терапии , кинезиологии, а также пособий «Логопедические дорожки» и «Лабиринты».
Пальчиковый игротренинг это развитие мелкой моторики в игровой форме.
Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием шариков Су-Джок и пособий «Лабиринты» «Логопедические дорожки», а также очень нравятся кинезиологические сказки и игры на кинезиологическом тренажере.
При выполнении упражнений игротренинга вовлекаются все пальчики ребенка, упражнения выполняются как правой, так и левой рукой. При проведении игротренинга я придерживаюсь основных правил:
1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.
2. Добиваюсь, чтобы ребенок в игре поучаствовал каждый пальчик .
3. Добиваться, чтобы каждый пальчик ребенка умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.
4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Например: Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».
Пальчиковый игротренинг необходимо проводить регулярно.
Его продолжительность зависит от возраста детей: в средней и старшей группе 5-8 минут, в подготовительной 10 минут.
Формы работы с детьми которые я использую при проведении игротренинга:
Самомассаж (массаж) шариком Су-джок и пружинным кольцом для пальцев рук и ладоней;
Самомассаж (массаж) массажным мячом стоп;
Игровые упражнения с шариком Су-джок с проговариванием чистоговорок, потешек, стихов или музыкой для закрепления поставленного звука.
Разучивание кинезиологических упражнений, кинезиологических сказок.
Игры и упражнения на кинезиологическом тренажере.
Данные формы можно выполнять как индивидуально, так и с подгруппой детей.
В ходе работы по данному направлению были созданы картотеки игр и упражнений с шариком Су-Джок, комплексы адаптивных массажных упражнений, разработаны кинезиологические сказки, оформлены картотеки пальчиковых игр. Для родителей и педагогов подобраны и разработаны консультации, буклеты, памятки по проведению игротренинга.
хотелось бы отметить, что проделанная работа по овладению детьми пальчиковым игротренингом дала положительную реакцию и эмоциональный отклик детей. Дети проявляли желание и интерес к данным играм, с удовольствием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Проведенная диагностика речевого развития детей выявила положительную динамику.
Пальчиковый игротренинг, безусловно, развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.
А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько упражнений пальчикового игротренинга с применением Су-Джок мячика, пособий, кинезиологических игр и тренажеров.
Видео
Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Сорока – белобока (катают Су Джок между ладоней)
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала, этому дала, (массажные движения каждого пальца)
Этому дала
А этому не дала
Ты воды не носил,
дров не рубил , каши не варил
тебе нет ничего.
Пальчиковая игра «Ходит ёжик по дорожкам»
Ходит ежик по дорожкам,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его.
Сказка «Обезьянки»
«Жили-были две озорные обезьянки - Мики
(левый кулачок на стол)
и Кики.
(Правый кулачок на стол)
Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились.
(Упражнение «Кулачок-ладошка», смена рук синхронно)
По дороге они встретили ежа с ежатами.
(Упражнение «кулак-ладошка»: левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук).
Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку.
(Упражнение «Колечко»: колечко большое (большой палец соединён с указательным) - колечко маленькое (большой палец с мизинцем); сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение - левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).
Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками.
(Упражнение «Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).
Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём отнести их домой. Тогда ёж с ежатами помогли им.
(Дети рассказывают, как же ёж с ежатами помогли обезьянкам: смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»).
А потом друзья стали танцевать.
Сказка «Весёлые котята»
Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок.
(Дети показывают правый кулачок)
Он очень любил прогуливаться по своему саду.
(Упражнение «Кошка»: последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)
В саду росли высокие деревья
(Руки вверх, развести пальцы в стороны)
И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться.
(Упражнение «Кошка» правой рукой со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)
и увидел, на полянке черного котенка, его звали Уголек.
(Упражнение «Кошка» левой рукой со словами).
Они подружились и стали играть друг с другом.
(Упражнение «Кошка» с одновременной сменой позиции)
Вдруг Снежок нашёл на траве кольцо.
(Упражнение «Кольцо»: поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)
Он стал примерять его то на правую лапку, а затем на левую, (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)
И тут кольцо упало (Упражнение «Кольцо») на тропинку Упражнение «Ладонью вниз и покатилось к пруду (Упражнение «руки соединить вместе»).
Не успели котята поймать кольцо (Упражнение «Кольцо»), как кольцо упало в пруд (Упражнение «руки соединить вместе»)
Котята очень огорчились.
(Упражнение «Кулачки»)
они увидели утёнка, (котята рассказали, что в пруд упало кольцо
(Упражнение «руки соединить вместе»)
Утенок (Упражнение «утенок») помог достать кольцо (Упражнение «Кольцо»),
Котята(Упражнение «Кулачки»)
поблагодарили утенка (Упражнение «утенок») и побежали по тропинке домой. (Упражнение «пальцами по столу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг как активная форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел...
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»
Автор представил опыт работы с дедактическим пособием "Сказка на фартуке"...

«Буккроссинг, как эффективная форма для развития речи детей и приобщение дошкольников к художественной литературе»
В настоящее время, в век технического совершенства информации, интерес к книге ослабевает, и статус чтения стал довольно низок. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего пок...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на тему: «Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Цель и задачи мастер-класса: - Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей посредством пальчиковых игр, о необходимости выполнения упражнений по разв...

«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»
Автор описал дидактическое пособие по развитию речи в раннем дошкольном возрасте....