Пальчиковый игротренинг как эффективная форма речевого развития у детей с ОВЗ
консультация по логопедии

Тимофеева Марина Иосифовна

Пальчиковый игротренинг как эффективная форма речевого развития у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Пальчиковый игротренинг как эффективная форма речевого развития у детей с ОВЗ»

         Одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольного учреждения является физическое развитие и  оздоровление дошкольников.  

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда  актуальна.  Современные дети мало говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д. Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.

Так  в рамках работы  проекта «Логопедические дорожки», который предназначен  для детей 4-8 лет с ТНР, я использую не только традиционные  методы и приемы здоровьесберегающей технологии, но и современные формы.

Одной из таких форм является пальчиковый игротренинг с применением Су- Джок терапии , кинезиологии, а также  пособий   «Логопедические дорожки» и «Лабиринты».

Пальчиковый игротренинг это развитие мелкой моторики в игровой форме.

Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. 

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием шариков Су-Джок и пособий «Лабиринты» «Логопедические дорожки», а также очень нравятся кинезиологические сказки и  игры на кинезиологическом тренажере.

При выполнении упражнений игротренинга вовлекаются все пальчики ребенка, упражнения выполняются как правой, так и левой рукой. При проведении игротренинга  я придерживаюсь основных правил:

1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.

2. Добиваюсь, чтобы ребенок в игре поучаствовал каждый пальчик .

3. Добиваться, чтобы каждый пальчик ребенка умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.

4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Например: Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».

Пальчиковый игротренинг необходимо проводить регулярно.

Его продолжительность зависит от возраста детей:  в средней и старшей группе 5-8  минут, в подготовительной 10 минут.

Формы работы с детьми которые я использую   при проведении игротренинга:          

Самомассаж (массаж) шариком Су-джок и пружинным кольцом для пальцев рук и ладоней;

Самомассаж (массаж) массажным мячом стоп;

Игровые упражнения с шариком Су-джок с проговариванием чистоговорок, потешек, стихов или музыкой  для закрепления поставленного звука.

Разучивание кинезиологических упражнений, кинезиологических сказок.

Игры и упражнения на  кинезиологическом  тренажере.

Данные формы   можно выполнять как индивидуально, так и с подгруппой детей.

В ходе работы по данному направлению были созданы картотеки игр и упражнений с шариком Су-Джок, комплексы адаптивных массажных упражнений, разработаны кинезиологические сказки, оформлены картотеки пальчиковых игр. Для родителей и педагогов подобраны и разработаны консультации, буклеты, памятки по проведению игротренинга.

  хотелось бы отметить, что проделанная работа по овладению детьми пальчиковым игротренингом дала положительную реакцию и эмоциональный отклик детей. Дети проявляли желание и интерес к данным играм, с удовольствием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Проведенная диагностика речевого развития детей выявила положительную динамику.

Пальчиковый игротренинг, безусловно, развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.

А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько упражнений пальчикового игротренинга с применением Су-Джок мячика, пособий, кинезиологических игр и тренажеров.

Видео

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Сорока – белобока (катают Су Джок между ладоней)

Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала, этому дала, (массажные движения каждого пальца)

Этому дала

А этому не дала

Ты воды не носил,

дров не рубил , каши не варил

тебе нет ничего.

Пальчиковая игра «Ходит ёжик по дорожкам»

 Ходит ежик по  дорожкам,

 Не бежит ни от кого.

 С головы до ножек

 Весь в иголках ежик.

 Как же взять его.

Сказка «Обезьянки» 

«Жили-были две озорные обезьянки - Мики 

(левый кулачок на стол) 

и Кики. 

(Правый кулачок на стол)

Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. 

(Упражнение «Кулачок-ладошка», смена рук синхронно)

По дороге они встретили ежа с ежатами. 

(Упражнение «кулак-ладошка»: левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук).

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку.

(Упражнение «Колечко»: колечко большое (большой палец соединён с указательным) - колечко маленькое (большой палец с мизинцем); сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение - левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).

Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками.

(Упражнение «Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).

Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём отнести их домой. Тогда ёж с ежатами помогли им. 

(Дети рассказывают, как же ёж с ежатами помогли обезьянкам: смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»).

А потом друзья стали танцевать. 

Сказка «Весёлые котята»

Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок.

(Дети показывают правый кулачок)

Он очень любил прогуливаться по своему саду.

(Упражнение «Кошка»: последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

В саду росли высокие деревья

(Руки вверх, развести пальцы в стороны)

И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться.

(Упражнение «Кошка» правой рукой со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

и увидел,  на полянке черного котенка, его звали Уголек.

(Упражнение «Кошка» левой рукой со словами).

          Они подружились и стали играть друг с другом.

(Упражнение «Кошка» с одновременной сменой позиции)

Вдруг Снежок нашёл на траве кольцо.

(Упражнение «Кольцо»: поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)

Он стал примерять его то на правую лапку, а затем на левую, (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)

И тут кольцо упало (Упражнение «Кольцо») на тропинку Упражнение «Ладонью вниз и покатилось  к пруду (Упражнение «руки соединить вместе»).

Не успели котята поймать кольцо (Упражнение «Кольцо»), как кольцо упало в пруд (Упражнение «руки соединить вместе»)

Котята очень огорчились.

(Упражнение «Кулачки»)

они увидели утёнка, (котята рассказали, что в пруд упало кольцо

 (Упражнение «руки соединить вместе»)

Утенок  (Упражнение «утенок») помог достать кольцо (Упражнение «Кольцо»),

Котята(Упражнение «Кулачки»)

 поблагодарили утенка (Упражнение «утенок») и побежали по тропинке домой. (Упражнение «пальцами по столу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг как активная форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»

Автор представил опыт работы  с дедактическим пособием "Сказка на фартуке"...

«Буккроссинг, как эффективная форма для развития речи детей и приобщение дошкольников к художественной литературе»

В настоящее время, в век технического совершенства информации, интерес к книге ослабевает, и статус чтения стал довольно низок. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего пок...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на тему: «Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Цель и задачи мастер-класса: - Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей посредством пальчиковых игр, о необходимости выполнения упражнений по разв...

«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»

Автор описал дидактическое пособие по развитию речи в раннем дошкольном возрасте....