Главные вкладки
Артикуляторная диспраксия (Пракические наблюдения из опыта учителя - логопеда).
консультация по логопедии
Диспраксия – «модный» сейчас термин, хотя ничего принципиально нового он не несет. Это изолированная несформированность произвольных действий на высшем, корковом уровне организации двигательного акта. Диспраксия – это нарушение двигательного акта при отсутствии парезов, параличей, атаксии, нарушений тонуса, а также физических нарушений самого двигательного аппарата.
Артикуляционная (артикуляторная) диспраксия часто сочетается с другими видами диспраксии: оральной (это нарушение движений рта, не связанные с произнесением звуков речи, например, надуть щеку, сделать губы трубочкой, подуть), лицевой (произвольные движения лицом, например, показать удивление), мануальной (нарушение произвольной моторики пальцев и кисти, также делится на кинетическую и кинестетическую).
Очень много дискуссий на тему того, как связаны между собой моторная алалия и артикуляционная диспраксия. У исследователей есть несколько взглядов по этому вопросу. Артикуляционная диспраксия входит в состав алалии как компонент. Алалия – более широкое понятие, которое включает несформированность языкового навыка (то есть нарушение и фонематического компонента, и артикуляционного, и лексического, и грамматического).
Часто встречающиеся виды артикуляторной диспракии:
Кинетическая - трудности в переключении с одного звука, слога на другой, пропуски звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова, неправильной постановкой ударения.
Кинестетическая - то есть мозгу «сложно усвоить» то, как именно должен действовать артикуляционный аппарат в момент произнесения звуков. При этом физически ребенок в состоянии выполнить данные движения и непроизвольно сам их иногда делает. Поэтому ребенок с кинестетической артикуляторной диспраксией в одном слове может произносить требуемый звук, а в другом (даже с такой же слоговой структурой) – нет.
Чаще, в практике логопеда, встречаются дети с кинестетической формой диспраксии. И они более перспективны.
Пути коррекции:
В работе с праксисом, необходимо так или иначе задействовать все сферы моторного развития:
- Общая моторика – соматогнозис – упражнения на балансире, упражнения, включающие в себя переключение видов деятельности, развитие межполушарных взаимосявязей, также проприоперцепция (упражнения на движение без зрительного контроля).
- Мелкая (пальцевая) моторика, зрительно – пространственная координация (глаз – рука) – умение действовать по наглядному образцу, по словесной инструкции, а также необходимо уделить внимание развитию тактильно – кинестетических ощущений. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И именно они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении.
- Артикуляционная моторика (пассивная, активная). Которая, в свою очередь, может и обязана сочетаться с любыми движениями (общемоторными или мелкой моторикой пальцев и кистей рук).
Чаще, развитие артикуляционной моторики, стоит начинать с пассивной артикуляционной гимнастики, (как элемент логопедического массажа, с разного рода сказками и выстраивание ассоциативных связей). Также, стоит предложить ребенку при выполнении элементов логомассажа (пассивной артикуляционной гимнастики) знакомство с различными персептивными ощущениями органов артикуляции (это и вкусовые ощущения, ощущения холода и тепла, различного вида материалов (пластик (бусины, палочки), ткань, холодные металлические предметы различной формы).
При выполнение пассивной артикуляционной гимнастики, хороший эффект дают упражнения на движения сопротивления (с приложением определенных сил, необходимо прийти к определенной артикуляционной позиции, губ, языка). Упражнения на вибрационную чувствительность (вибрация щек, языка, подбородочно – подъязычной мышцы). А также мимических упражнений (наморщивание лба, носа, «мышцы гордецов», моргание глазами по очереди).
Большую роль играет работа над развитием речевого дыхания и артикуляцией гласных звуков. Чаще всего, у детей с нарушением праксиса, а также с другими речевыми нарушениями, существует проблема унифицированного произношения гласных звуков. Любую работу над звукопроизношением необходимо начинать с дифференциации типа дыхания (выделение системы речевого выдоха). Далее уточнения артикуляции и фонетически верного звучания гласных звуков (их тоже стоит привязать к ассоциативным ощущениям понятным и лучше чувствительным ребенку). Например, звук «Ы».
В работе над постановкой звуков я также использую различные изображения звукопроизношения, рисуем и показываем одновременно.
Именно комплекс мероприятий по повышению чувствительности кинестетических ощущений органов артикуляции дает ощутимые и достаточно быстрые результаты коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляторная диспраксия, опыт работы логопеда | 623.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Речевая или артикуляционная апраксия (диспраксия) развития» Многочисленная группа детей с избирательными, негрубыми, но стойкими нарушениями звукопроизношения, которые могут сопровождаться легкими проявлениями иннервационной недостаточности мышц органов артикуляции.
Изучение проблемы: Т.П. Калашникова, Г.В. Анисимова, 2015г. Б.М. Гриншпун 1989г.; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978г.; Э. Я.Сизова, Э. К. Макарова, 1979г.; И. И. Панченко 1975г.; Е. Ф. Собатович и а. Ф. Чернопольская 1981г.; Р. А. Белова – Давид 1969г.; Е. М. Мастюковой, 1985г.
Е. Ф. Собатович и А. Ф. Чернопольская: Выделили следующие виды дизартрии в зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов артикуляции : I . нарушение звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата; II . слабость, вялость артикуляции. эти две группы отнесли к стертой форме псевдобульбарной дизартрии. III . клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов. Эту группу авторы отнесли к корковой дизартрии. IV . дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности – отнесены к смешанным формам дизартрии.
Причины: Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с: внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде Мутации Недоношенность Наследственность. Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось . Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.
Симптомы: шаткость походки, сбивчивость очередности движений ног при ходьбе, нарушение серийности последовательных движений по заданию нарушение плавности, точности моторных движений в пространстве нарушение плавности, четкости мелкой моторики нарушение кинестетических ощущений, неточные проприоперцептивные ощущения раскоординированность зрительного анализатора и моторных движений (в особенности мелких движений пальцев, органов артикуляции) выраженные трудности автоматизации движений (чем мельче движения, тем более сложной становится автоматизация)
Особенности речи при артикуляционной диспраксии: замены фонем; трудности автоматизации звуков; пропуски согласных и гласных звуков, нарушение слоговой структуры; перестановки слогов; смешение освоенных фонем.
Формы дизартрии описанные Е. М. Мастюковой в разделе «корковая дизартрия»: кинетическая (затруднение переключения между артикуляционными позами) кинестетическая форма (оральная диспраксия)
Отличия от сходных состояний: Отличия от дизартрии: Ребенок постоянно ищет артикуляционную позу Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы (абсолютно освоены), то он произнесет его правильно с большей вероятностью (т.к. нет тонусных нарушений, синкинезии и прочего). Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. на фоне эмоциональной возбужденности ошибки в речи встречаются намного чаще. Отличия от моторной алалии : богатый словарный запас; правильное грамматическое оформление предложений, фраз; относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний; есть «чувство языка», способность играть со словами, например, составлять рифмы.
Лечение и коррекция Включает в себя точную диагностику неврологом, медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта учителя - логопеда МБДОУ "Детский сад № 3 "Солнышко" п. Адамовка
«Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста»....
Приказ от 06. 05.2013г. ст-ца Каневская О внесении в муниципальный банк передового педагогического опыта учителя - логопеда Мануиловой Т. А. "Нетрадиционные формы работы с родителями детей - логопатов".
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКАНЕВСКОЙ РАЙОН П р и к а з от 06.05.2013г. ...
Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны
Представление собственного инновационного опыта «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»
МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...
Обобщение опыта учителя-логопеда "ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содер...
Обобщение опыта учителя-логопеда (пособие в помощь родителям) "ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД"
В помошь родителям в работе с детьми дома по исправлению нарушений звукопроизношения.В данном пособии подобраны следующие материалы:-комплекс артикуляционной гимнастики;-комплекс дыхательной гим...
Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...