Обобщение педагогического опыта учителя - логопеда МБДОУ "Детский сад № 3 "Солнышко" п. Адамовка
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Смалий Наталья Викторовна

«Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx77.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад    № 3 п. Адамовка

передовой педагогический опыт работы учителя - логопе да

I квалификационной категории

Макаровой Натальи Викторовны

 «Радоваться даже маленьким достижениям,

 стремиться к совершенству,

 потому что у него нет предела».  

        Макарова Наталья Викторовна работает учителем-логопедом 9 лет, име ет первую квалификационную категорию. С 2005 года является постоянным участником районной психолого-медико-педагогической комиссии, организованной с целью  выявления детей и подростков с отклонениями в развитии, проведения диагностического обследования несовершеннолетних и разработки рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского  обслуживания.

      В 2009 году обобщила свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».  В течение трех последних лет активно внедряю его  в свою практическую деятельность.

                 В.А. Сухомлинский справедли во утверждал, что «ум ребенка на ходится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ре бенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой мо торики как бы подготавливает по чву для последующего формирова ния устной и письменной речи. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систе матически с 6 месяцев до самой школы, и рекомендуют малышам упражне ния, доступные их возрасту.

             Мы часто заме чаем, что у значительного большин ства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботин ки. Недостаточность развития двига тельного анализатора и мелкой мото рики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

          Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

            И, конечно, в старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

            Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.  Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

         И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уро вень речевого развития детей всег да находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» дви жений пальцев рук. А при поступле нии ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной коор динацией.

       Целью данной работы явля ется раскрытие актуальности использования различных ме тодов и приемов для совершен ствования развития пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, показать значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

      В результате достижения заявленной цели решается ряд задач:

  1. Укрепление психологической базы ребенка.
  2. Расширение и обогащение речевого опыта ребенка.
  3. Развитие переключаемости с одного движения на другое.
  4. Развитие и  совершенствование общей  и мелкой моторики.
  5. Развитие сенсорно - перцептивной сферы.
  6. Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики.
  7. Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.
  8. Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.

       Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических игр  на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и родители дома. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по замыслу. Некоторые задания сопровождаются стихами (запомни, повтори…) и загадками (отгадай…).

          Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

        Работа по обобщению педагогического опыта позволила заинтересовать не только педагогов, но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а впоследствии, в школьном возрасте, с появлением дисграфии.

           Инновационность данного опыта состоит в том, что введение наглядных моделей в процесс обучения  позволит логопеду  более целенаправленно  развивать импрессивную речь детей,  обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования,  формировать и совершенствовать  умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, развивать общую и мелкую моторику рук, составлять рассказ. При работе с  данным материалом учитывается степень и тяжесть речевого дефекта, уровень индивидуального развития каждого ребенка-логопата, возрастные особенности детей дошкольного возраста, учет речевого окружения.

Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста мною была проведена диагностика среди детей на определение предрасположенности к дисграфии, тест на выявление уровня выносливости и быстроты мышц кисти рук, диагностика оценки уровня развития речи; тест на определение рукости ребенка, диагностика пространственного восприятия и конструктивного праксиса с использованием кубиков Кооса, анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей. По результатам вышеперечисленной работы были разработаны  игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов ДОУ, педагогов школ и родителей.

Основные пути развития и совершенствования мелкой мо торики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

  1. Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж)
  2. Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуров ки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки).
  3. Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения.     Цель сопряжен ной гимнастики - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц паль цев и губ; научить управлению эти ми движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка).
  4. Пальчи ковый театр и пальчиковый театр теней (Речь только начинает форми роваться, а упражнения для паль чиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой ап парат).
  5. Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами (Выполнение графических упражнений в дошкольном воз расте очень важно для успешного овладения письмом. Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование).
  6. Физкультминутки в соче тании с пальчиковой гимнастикой (Традиционно физкультминутки про водятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновре менно с движениями обладает ря дом преимуществ: речь ритмизиру ется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое   восприятие.   Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наиболь шего обучающего эффекта).
  7. Логоритмика (Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Движе ние выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром).
  8. Подготовка руки к письму.  Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тон ких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Тест на развитие графического навыка.
  9.  Развитие графического навыка (графический диктант, рисование линий: прямые и фигурные дорожки, рисование: по точкам, по контурам, по клеточ кам, выполнение штриховок с различным направ лением движения руки, силуэтных штриховок.

          В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы.

       Представленный опыт рабо ты, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей старшего дошкольного возраста.

        Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики как одного из направлений профилактики письменной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. У детей:

- формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;

- развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;

- у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;

- развивается мышечная активность;

- развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга

           Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

         Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».

Совет родителям и педагогам, работающим с ребенком:

Старайтесь учитывать его индивидуальные  особенности, быть терпеливыми и добрыми,  помогайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая из них трагедии, то есть просто  научитесь его понимать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя-логопеда "ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содер...

Обобщение педагогического опыта работы учителя - дефектолога с детьми с нарушением зрения.

В статье обобщается педагогический опыт работы учителя-дефектолога  с детьми с нарушением зрения по всем разделам программы....

Обобщение опыта учителя-логопеда (пособие в помощь родителям) "ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД"

В помошь родителям в работе с детьми дома по исправлению нарушений звукопроизношения.В данном пособии подобраны следующие  материалы:-комплекс артикуляционной гимнастики;-комплекс дыхательной гим...

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Справка о распространении педагогического опыта учителя-логопеда Василенко Г.А. в разных формах работы

Справка о распространении педагогического опыта учителя-логопеда Василенко Г.А. в разных формах работы...