Народное творчество для развития речи детей
консультация по логопедии

Развитие речи детей через народный фольклор:потешки, прибаутки, колыбельные песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Потешки, прибаутки и народные песни.

        Несмотря на современный ритм жизни народное творчество играет большую роль в развитии речи детей. Народное наследие в игровой форме помогает познавать мир, благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние, стимулирует речевую активность детей. Потешки, прибаутки, народные песни по-прежнему востребованы родителями, бабушками и дедушками, педагогами.

        Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

       Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

       Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

                                        Потешки                            

Сорока – белобока

Летела издалёка

К малым птенчикам,

К своим детушкам.

Детки малые пищат,

Есть хотят, пить хотят.

              ***

Лисонька – лисичка,

Ты где была?

В деревне.

Лисонька – лисичка,

Что ты там делала?

Стерегла уточек,

Стерегла курочек.

          ***

 Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Сидит грызёт.

Ай, кто-то идёт!

                ***                            

Баю, баю, баю, бай

Ты собачка не лай.

Бело лапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.

          ***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

               ***

Свети, свети, солнышко,

Красное ведрышко!

Рано-рано вставай,

Своих деток согревай!

              ***

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

                ***

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

- Как живешь?

              ***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

         

             ***

Идет коза рогатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю!

            ***

Мыши водят хоровод: ля-ля-ля!

На печурке дремлет кот: ля-ля-ля!

Тише, мыши, не шумите,

Кота-Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет наш хоровод!

Прибаутки

На улице

Две курицы

С петухом дерутся.

Две девушки-красавицы

Смотрят и смеются:

— Ха-ха-ха. Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

        ***

Ай, лады-лады-лады,

 Начерпал медведь воды

 Целое корытце,

 Захотел помыться!

 Надо, надо чистым быть,

 Чистым по лесу ходить!

                ***

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

     

                  ***

Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухаpи толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

                ***

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

            ***

Как на Ванькины именины

Испекли пирог былинный –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Кушай, Ванечка-дружок,

Именинный пирожок –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Кушай-кушай хорошо,

Скоро вырастешь большой –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

           ***

Прилетели птички,

Принесли водички.

Надо просыпаться,

 Надо умываться,

Чтобы глазки блестели,

 Чтобы щечки горели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок!

         ***

Ты вода-водица,

Всех морей царица,

Пузыри пускай,

Мой и полоскай!

Моем глазки, моем щечки,

Моем сына, моем дочку,

Моем кошку, моем мышку,

Моем серого зайчишку!

Моем, моем наугад,

Перемоем всех подряд!

С гуся-лебедя вода –

С нашей детки худоба!

         ***        

Баю, баюшки-баю

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

Да утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Наших деток не буди!                            

             ***

Я коза-дереза,

Всему свету гроза!

Кто Ваню будет бить,

Тому худо будет жить!

Дождь из тучи выжимать,

Огород наш поливать!

Вырастай большой,

Да не будь лапшой!

Кашу кушай,

Маму слушай!

                  ***

Рева-корова

Разревелась снова.

Вот как слезки льются –

Можно захлебнуться.

Тихо, ревушка, не плачь,

Подарю тебе калач!

Хватит плакать, ревушка,

Ревушка-коровушка!

                                     Песни

Как на (имя именинника) день рожденья

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины.

Вот такой нижины.

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай!

Кого любишь - выбирай!

Я люблю, конечно, всех,

А вот (имя участника) больше всех!

              ***

Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один - серый, другой - белый,

Два весёлых гуся.

Один - серый, другой - белый,

Два весёлых гуся!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки,

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке.

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке!

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе,

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе.

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе!

                  ***

Во поле береза стояла

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Люли, люли стояла.

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати.

Люли, люли, заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю.

Люли, люли, заломаю.

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка.

Люли, люли, три гудочка.

Четвертую балалайку.

Четвертую балалайку.

Люли, люли, балалайку.

Люли, люли, балалайку…»

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Влияние русского народного творчество на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описывается роль сказок,  потешек, пословиц и поговорок на развитие связной речи и ее звукопроизношения....