Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием приемов нейростимуляции на тему: «Игры с мышонком Шук-шук»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием приемов нейростимуляции на тему:
«Игры с мышонком Шук-шук»
Цель: закрепление и автоматизация звука «Ш» в прямых слогах, словах с прямым слогом, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в умении правильно произносить звук [ш] в прямых слогах, словах с прямым слогом, предложениях.
- закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш].
- совершенствовать артикуляционный уклад звука [ш].
- активизировать словарь.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие речевое дыхание;
- развитие фонематические процессы.
- формирование умения согласовывать существительные с числительными;
- формирование умения образовывать относительные прилагательные;
- развитие мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
- воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений, картинки к заданиям.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
-Посмотри, к нам сегодня пришел мышонок Шук-шук и не с пустыми руками.
Он принес шарик.
-Какой первый звук в слове шарик? [ш].
Сегодня мышонок будет помогать тебе правильно произносить звук [ш].
Давай для начала немного разомнемся вместе с ним.
2. Развитие мелкой моторики (с мячиком ежиком).
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой
Меж ладошкками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1,2,3,4,5 –
Всем пора нам отдыхать
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить звук [ш], выполним гимнастику, а мышонок Шук-шук будет наблюдать за нами.
Артикуляционную гимнастику выполняем с элементами биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это один из приемов нейростимуляции.
Биоэнергопластика это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями рук. В коре головного мозга зоны движения руки и речевая находятся так близко, что опираясь на пальчиковую моторику можно помочь ребёнку сделать прорыв, часто значительный, в воспитании правильных звуков и в развитии речи в целом.
Так выполняя упражнение «Улыбка»мы прогибаем тыльную сторону кистей рук.
При выполнении упражнения «Заборчик» сопровождаем подниманием кистей рук вверх.
При упражнение «Трубочка»пальцы рук собираем в пучок.
Упражнение «Почистим верхние зубки» сопровождаем движением кистей рук влево,вправо.
При выполнение упражнения «Маляр» сопровождаем движение кистей рук вперед, назад.
Упражнение «Лошадка»- постукиванием правой кисти об левую.
Упражнение «Грибок» -сопровождаем накладыванием ладони на кулак.
Также следующие упражнения сопровождаются движениями кистей рук. Так при упражнение «Чашечка» положение языка сопровождаем кистью руки в форме «чашечки»
Для развития сильной воздушной струи выполняем упражнение «Фокус»
4. Постановка целей. Уточнение артикуляции звука, его изолированное произношение с последующей характеристикой.
- Вика, удивим мышонка,пош-ш-шумим как он умеет это делать.
Игра на двуручной доскепо заданной траектории с одновременным длительным произнесением звука Ш.
-Мышонок любит узнавать новое, расскажем о звуке –Ш-
- В каком положении находятся язык, губы и зубы при произношении звука «Ш»? (Язык в форме «чашечки» поднят вверх, губы в форме «рупора», между зубами маленькая щёлочка.)- Какой воздух выходит из ротика, когда говорим звук «Ш»? (Тёплый.)- Голосовой моторчик работает? (Не работает, значит, звук «Ш» - глухой.)- Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].- Глухой. - Этот звук твёрдый или мягкий?- Твёрдый. - Какой фишкой мы его обозначим?- Фишкой синего цвета. - Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.
5. Игра «Поймай звук [ш]»
- Мышонок шук-шук любит делать запасы на зиму. Поможем ему собрать зернышки вот в этот мешочек. Только есть правило: берешь и кладешь зернышко только тогда когда услышишь звук -ш-, на другие звуки не собираем зернышки
Логопед : ш, с, х, б, ш, м, ш, ш, с; со, су, ша, шо, бо, ху, ши, сы, аш, ам, ас, уш, ах, ис, ош; шум, сок, шипы, нож, укус, каша, суп, носок, кошка.
6. Автоматизация звука [ш] в слогах.
Игра с использованиемтренажера разработанного Архиповой Е. Ф. ,
Слитно и утрированно произносится [Ш] в сочетании с гласными. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к тренажёру одновременно обеими руками.
- Мышонок Шук-шук очень любит петь песенки, а мы ему поможем:
ша-ша-ша шу-шу-шу шо-шо-шо ши-ши-ши шэ-шэ-шэ
(Необходимо объяснить ребёнку про одновременное выполнение артикуляционных движений с работой кистей рук, про их ритмичность и чёткость. Ребенку предлагается при произнесении гласного звука одновременно пальцами обеих рук поочередно прижимать к поверхности тренажера (колючего коврика). Напомнить ребенку, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Каждому пальцу и ладони присваивают гласный звук.
1. А – большой палец
2. О – указательный палец
3. У – средний палец
4. И – безымянный палец
5. Ы – мизинец
6. Э – вся ладонь.
Звук «Ш» тянем длительно с акцентом на гласном звуке. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности тренажера. Губы работают активно при произнесении гласных звуков)
7. Автоматизация звука [ш] в словах.
Игра «Попробуй повтори»
Одновременно изображает движения пальцами и проговаривает слова (шапка, шишка, шахматы, шар, шоколад, шлем, штаны, шайба, шатёр, шёпот, шов, шорты, шёлк, шуба, шум, шутка, шипы, шины, шкаф)
Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори»
предполагает, что участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке (в данном занятии) с четким произношением звука –Ш- в словах. Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
8. Физ. минутка.
Игра «Умные шаги» Ребенок должен прошагать по моделям ступней, расположенных заранее в разных позициях.
9. Согласование существительных с числительными.
На листке бумаги нарисованы груши, шапки, машинки, шарфы.
- Найди и зачеркни левой рукой все груши, а правой рукой обведи в круг все шапки.
Сосчитай.
Н: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
10. Автоматизация звука [ш] в предложениях
Игра с мячом. Игра проводится в нескольких вариантах. Самый простой-это перекладывание мяча из правой руки в левую руку. При этом проговариваем предложения, делая акцент на звук –Ш- в словах. Более сложным являются крестообразное перекладывание двух мячей из рук в руки и движение двух мячей по кругу с педагогом или с другим ребенком.
--Малыши шумят. Шапка на шкафу. На вешалке шуба. Дедушка нашёл мешок. Даша купила шампунь. Кошка поймала мышку. Я ношу тёплую шубу. У Маши шёлковый платок. Миша надел шапку. У Наташи шары.
11 Игра «Рисуй двумя руками»
- Нарисуем мышке шапки, как мы с тобой умеем это делать, двумя рукам, и подарим мышонку.
12. Итог занятия
Нам пора прощаться с мышкой.
Ты сегодня очень хорошо с ней поиграла!
– А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (ш-ш-ш).
Молодец, сегодня ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук [ш]. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")
Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....
Авторский конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: "Автоматизация звука Ш"
конспет содержит занятие в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического раз...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)
Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи: · коррекционные:ü закре...
Конспект логопедического занятия с использованием оборудования mimio по теме "Зимние виды спорта"
Коррекционно-образовательные. Закрепить навыки акустико – артикуляционной характеристики и правильного произношения звука [С]; Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зим...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)
Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:коррекционные:закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях...
План – конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники на тему "Космос"
В конспекте предсавлена интересная работа по новой технологии - мнемотехника....
- Мне нравится (1)