Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности для детей с ТНР как одна из форм преемственности
методическая разработка по логопедии

Гаткер Марина Львовна
Успешное преодоление имеющихся у воспитанников детского сада нарушений речевого развития и связанных с ними вторичных отклонений в развитии возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Это обусловлено тем, что речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера. Особую роль в логопедической работе играет сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей. В данном материале представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями в форме тетради рабочих контактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_rabochih_kontaktov.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда с воспитателями                                                                                         группы комбинированной направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

как одна из форм преемственности

     

      Успешное преодоление имеющихся у воспитанников детского сада нарушений речевого развития и связанных с ними вторичных отклонений в развитии возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Это обусловлено тем, что речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера. Особую роль в логопедической работе играет сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей.

     В основе этого сотрудничества лежат следующие принципы коррекционной педагогики:

  • комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;
  • единства диагностики и непосредственно коррекционно-педагогического процесса;
  • сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений;
  • учёта интересов всех участников образовательных отношений;
  • дифференцированного подхода к формированию правильной речи.

     Успех коррекционно-воспитательной работы в группе для детей с нарушениями речи определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в соблюдении единого речевого режима в ходе воспитательно-образовательной деятельности, в логопедизации всей жизни и деятельности детей: на занятиях, во время режимных моментов, самообслуживания, трудовых действий, на прогулках, на экскурсиях, в играх и развлечениях. Такая организация коррекционно-образовательного пространства предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей, закрепления речевых навыков в их повседневной жизни и деятельности. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы.

     В работе воспитателя группы для детей с нарушениями речи мы выделяем два направления: коррекционно-воспитательное и общеобразовательное. Коррекционно-воспитательное направление мы рассматриваем как ведущее, а общеобразовательное – как подчинённое. Коррекционная работа воспитателя осуществляется под руководством и с помощью учителя-логопеда. Ведущая роль учителя-логопеда объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень их отставания от возрастной нормы и отслеживает динамику развития речевых процессов. При этом важным условием взаимосвязи считаем распределение задач, стоящих перед учителем-логопедом и воспитателями, что позволяет осуществлять развитие речи детей в системе, связанной со всеми разделами программы.

       Система взаимодействия педагогов ДОУ на всех этапах коррекционно-развивающей деятельности отражена в соответствующем разделе адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

    I этап. Диагностический 

    Взаимодействие начинается с начала учебного года: первые две недели сентября учитель-логопед проводит диагностику общего и речевого развития детей, воспитатели обследуют общее развитие детей, уровень их знаний и навыков в соответствии с возрастной группой – определяют «зону актуального развития».  На этом этапе учитель-логопед создаёт условия для проявления речевой активности и преодоления речевого негативизма, воспитатели – для эмоционального благополучия детей в детском саду.

    II этап. Анализ результатов первичной диагностики 

    После проведения обследования, определения уровня речевого и общего развития, заполнения документов (учителем-логопедом – речевых карт, воспитателями – диагностических листов) мы обсуждаем результаты, с учётом которых разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты детей с целью определения «зоны ближайшего развития», а также рабочие программы учителя-логопеда и воспитателей Обязательно знакомим родителей воспитанников с результатами первичной диагностики и задачами коррекционно-развивающей деятельности: учитель-логопед – в форме индивидуальных собеседований, воспитатели – в форме родительского собрания.

     III этап. Реализация коррекционной программы 

    Данный этап – самый длительный. На нём решается комплекс коррекционных задач, многие из которых мы решаем совместно. Вместе с тем, чётко разграничиваем функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала.

1.Развивать осознанное восприятие речи                   и слуховое внимание

1.Воспитывать общее и речевое поведение детей, слуховое внимание

2.Развивать зрительную, слуховую, вербальную память

2.Расширять кругозор детей

3.Расширять активный словарь, формировать обобщающие понятия

3.Уточнить имеющийся словарь детей, расширять пассивный и активный словарь по лексико-тематическим циклам

4.Формировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения

4.Развивать представления о времени, пространстве, форме, величине, цвете предметов

5.Развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание и на этой основе осуществлять коррекцию звукопроизношения

5.Развивать общую, мелкую                                          и артикуляционную моторику

6.Развивать фонематический слух                               и фонематическое восприятие

6.Готовить детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение рекомендаций логопеда

7.Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа и синтеза предложения

7.Закреплять речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях

8.Развивать восприятие ритмико-слоговой структуры слова

8.Развивать слуховую память детей посредством заучивания различного речевого материала

9.Формировать навыки словоизменения                      и словообразования

9.Закреплять навыки словоизменения                      и словообразования в различных видах детской деятельности

10.Формировать предложения разных

типов в речи детей по моделям,                            

по демонстрации действий, по вопросам, по картинке и по ситуации

10.Контролировать речь детей                                      по рекомендациям логопеда, тактичное

исправление речевых ошибок

11.Развивать диалогическую речь

11.Развивать диалогическую речь в играх различного вида, в театрализованной деятельности, в процессе выполнения поручений

12.Формировать умение объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам и сериям картинок, пересказывать

12.Закреплять навыки связной речи

13.Автоматизировать поставленные                            и дифференцировать смешиваемые звуки

13.Закреплять артикуляционные уклады, автоматизировать поставленные                            и дифференцировать смешиваемые звуки

     Воспитатели, зная содержание не только тех разделов программы, по которым они проводят занятия, но и тех, над которыми работает учитель-логопед, обеспечивают необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

     Анализ деятельности по реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР

     В конце учебного года проводим обследование динамики речевого и общего развития детей, уровня их знаний и навыков на этапе завершения возрастной группы. Полученные результаты сравниваем с данными первичного обследования и на их основе осуществляем выбор дальнейшего индивидуального образовательного маршрута ребёнка, намечаем пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

     Реализация принципа комплексности невозможна без единого тематического плана и методического обеспечения. Это та основа, которая даёт возможность поддерживать устойчивые связи между учителем-логопедом и воспитателями. Благодаря единому комплексно-тематическому плану педагоги, работающие с детьми с нарушениями речи, отрабатывают определённые лексические циклы, лексико-грамматические категории и навыки связной речи. Работа воспитателей, таким образом, соотносится с содержанием и программой работы учителя-логопеда по развитию у детей основных компонентов речи. При этом материал для отработки, придавая ему форму конкретных упражнений, подбирает учитель-логопед. Формированию речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с беседы, экскурсии, рассматривания, экспериментирования. Дети знакомятся с изучаемыми предметами, учатся понимать словесные обозначения этих предметов, имеют возможность закрепить в речевой практике эти словесные обозначения. Таким образом, работа воспитателей обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений и предшествует логопедическим занятиям: в понедельник они проводят занятие по ознакомлению с окружающим, вводят детей в тему, а я провожу занятие по обучению элементам грамоты. В последующие дни недели воспитатели работают над закреплением результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

    Одной из эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и обязательной документацией считаю тетрадь рабочих контактов.

     В тетради рабочих контактов даю рекомендации воспитателям по следующим направлениям:

  1. «Индивидуальная работа»;
  2. «Развитие речевого дыхания»;
  3. «Развитие мимики»;
  4. «Развитие темпо-ритмической стороны речи»;
  5. «Развитие голосовых модуляций»;
  6. «Развитие моторики»;
  7. «Обучение элементам грамоты»;
  8. «Формирование лексического состава языка»;
  9. «Формирование грамматического строя речи»;
  10. «Формирование навыков связной речи»;
  11. «Развитие психических процессов»;
  12. «Развитие графо-моторных навыков»;
  13. «Заучивание наизусть».

     Заполняю все разделы тетради еженедельно.

 I. Индивидуальная работа

     В данном разделе предлагаю комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. На начальном этапе коррекционно-развивающей деятельности индивидуальную работу планирую, исходя из результатов первичной диагностики, а затем в индивидуальной работе закрепляются навыки, которые с трудом формируются у ребёнка. Все задания хорошо знакомы детям и подробно объясняются воспитателям. Воспитатели при планировании индивидуальной работы на неделю в календарном плане учитывают рекомендации логопеда.

   II. Развитие речевого дыхания

   В разделе «Развитие речевого дыхания» предлагаю упражнения для развития силы и длительности ротового выдоха, для развития речевого дыхания и речи на выдохе.

    III. Развитие мимики

    Уделяю внимание развитию мимики как паралингвистического средства общения. Мимические упражнения разработала сама: сочинила двустишья и четверостишья в соответствии с лексической темой недели и подобрала к ним мимические движения для разных групп мышц лица. Это позволяет не только сделать увлекательной для детей мимическую гимнастику, но и закрепить соответствующую лексику. Опыт моей деятельности по развитию мимики у старших дошкольников с ОНР опубликован в журнале «Дошкольная педагогика» № 3 за 2019 год.

     IV. Развитие темпо-ритмической стороны речи

     В разделе «Развитие темпо-ритмической стороны речи» содержатся упражнения на воспроизведение ритмических рядов, на проговаривание с одновременным отхлопыванием, на деление слов на слоги.

    V. Развитие голосовых модуляций 

    В разделе «Развитие голосовых модуляций» представлены упражнения на развитие модуляций голоса по силе и высоте, на развитие интонационной выразительности речи.

   VI. Развитие моторики

Подбираю упражнения для развития общей и мелкой моторики в соответствии с лексической темой, что позволяет не только развивать крупные и пальцевые движения, координацию речи с движением, реципрокную координацию, но и закреплять лексику с помощью формообразующих движений.

     VII. Обучение элементам грамоты 

     В разделе «Обучение элементам грамоты» размещаю информацию о характеристике звука, упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, слова для звуко-слогового анализа. Знакомство с буквой провожу на полианализаторной основе и предлагаю воспитателям игры на ассоциации буквы со знакомыми детям предметами; на тактильное восприятие буквы; на конструирование буквы из счётных палочек, проволоки, мозаики; на нахождение её среди других и неправильно написанных букв. Многие стихи о буквах переделала с точки зрения расположения их элементов в пространстве. Размещаю в этом разделе материал для чтения и печатания.

    VIII. Формирование лексического состава языка

  При изучении каждой темы в разделе «Формирование лексического состава языка» намечаю тот словарный минимум, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи и предлагаю речевые игры для активизации номинативного, предикативного и атрибутивного словаря.

     IX. Формирование грамматического строя речи

    Далее в разделе «Формирование грамматического строя речи» определяю, какие типы грамматических конструкций формируются и закрепляются на данном лексическом материале, а также даю рекомендации по проведению соответствующих грамматических игр с детьми.

      X. Формирование навыков связной речи

      В разделе «Формирование навыков связной речи» знакомлю воспитателей с тем, какими навыками связной речи должны овладеть дети и размещаю типы предложений, тексты для пересказа, мнемотаблицы для составления рассказов различных типов, серии сюжетных картинок для составления рассказов.

      XI. Формирование психических процессов

      Обязательным при планировании каждой лексической темы является раздел «Развитие психических процессов», содержащий игры и упражнения для развития разных видов внимания, восприятия и памяти, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, сукцессивных способностей, а также мыслительных операций.

      XII. Развитие графо-моторных навыков

      В разделе «Развитие графо-моторных навыков» размещаю графические упражнения, которые также стараюсь сопроводить стихотворными строчками для повышения интереса детей к данной не лёгкой для них деятельности.  

       XIII. Заучивание наизусть

      Предлагаю стихотворение по лексической теме в разделе «Заучивание наизусть». Как правило, советуюсь с воспитателями при отборе стихотворного материала.

     Все задания, размещённые в тетради рабочих контактов, обсуждаем с воспитателями еженедельно во время, отведённое в циклограмме учителя-логопеда для консультаций родителей и педагогов.    

     Задания учителя-логопеда воспитатели выполняют с детьми в индивидуальной работе, в рамках ежедневного коррекционного часа, в режимных моментах, в играх и развлечениях, а также включают их в занятия по различным образовательным областям.

      Для организации работы развивающая предметно-пространственная среда группы насыщается дидактическим и игровым материалом в соответствии с лексической темой

недели, который подбирается в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.  

     Опыт показывает, что соблюдение системности и преемственности обеспечивает единство действий всех педагогов. Это то необходимое условие, без которого невозможно успешное устранение общего недоразвития речи. Вместе с тем, такая система взаимодействия позволяет нам успешно формировать функциональный базис письменной речи, который невозможен без достаточного уровня сформированности речевых и неречевых процессов, над развитием которых мы целенаправленно совместно работаем. Таким образом, мы обеспечиваем преемственность дошкольного и начального общего образования, а также профилактику школьной дезадаптации.  

Подготовила М.Л. Гаткер, учитель-логопед,

 высшая квалификационная категория

МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 447 «Семицветик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕТРАДЬ РАБОЧИХ КОНТАКТОВ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Только совместная  работа учителя-логопеда и воспитателя дает возможность добиваться положительных результатов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Рабочая программа учителя-логопеда (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности) на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда(для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности)на 2015-2016 учебный год...

Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда  разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...

АОП учителя-логопеда с детьми в группе комбинированной направленности для детей 6- 7 лет с ТНР

Рабочая программа учителя – логопеда интегрирует содержание основной общеобразовательной программы ДОУ и содержание коррекционной работы учителя – логопеда. Настоящая программа носит корре...