"Секреты красивых звуков"
консультация по логопедии

Петрович Ирина Владимировна

Чтобы звукопроизношение было четким и правильным, необходима работа по развитию подвижности и координированности органов артикуляционного аппарата. Их, как и мышцы рук, ног, спины, обязательно нужно укреплять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_krasivyh_zvukov.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты красивых звуков»

Чтобы звукопроизношение было четким и правильным, необходима работа по развитию подвижности и координированности органов артикуляционного аппарата. Их, как и мышцы рук, ног, спины, обязательно нужно укреплять.

Если речь ребенка 3,5–4 лет недостаточно четкая и внятная, ему помогут специальные упражнения: они подготовят речевой аппарат к правильному и четкому произношению. Эти упражнения интересные, простые и эффективные. К тому же они очень нравятся детям!

Упражнение №1: «Волшебные ложки»

Цель: нормализовать тонус лицевых мышц.

Вам понадобятся две чистые чайные ложки. Обязательно металлические (алюминиевые, железные или серебряные).

Посадите ребенка на стул со спинкой так, чтобы ему было удобно. Спина и голова опираются на спинку стула, плечи расслаблены. В каждую руку возьмите по одной чайной ложке и встаньте сзади. Выпуклой стороной ложек выполняйте поглаживающие, плавные движения сначала по бровям (от центра к периферии), затем по лбу (от середины лба и до висков), далее от переносицы до середины щек. Следующий шаг – круговые движения по щекам в одном, а потом и в другом направлении. Далее – от крыльев носа до уголков рта (сверху вниз), вокруг губ (от носогубной части до подбородка), затем от подбородка до ушей и от уголков рта до висков. Каждое движение повторяйте по 3–5 раз.

В процессе упражнения не молчите. Сопровождайте свои действия спокойной речью. Рассказывайте ребенку о том, что вы делаете (глажу твои бровки, лобик и т.д.), ласково называйте части лица, которых касаетесь.

Упражнение №2: «Удержи палочку»

Цель: укрепить мышцы губ и языка.

Возьмите обычные ватные палочки и настольное зеркало.

Выполнение этого и последующих упражнений можно сначала показать на себе.

Предложите ребенку улыбнуться и посмотреть на свою улыбку в зеркало. Затем попросите улыбнуться так, чтобы губы были сомкнуты, а зубы не видны. Поднесите к его губам ватную палочку в горизонтальном положении (взявшись за один кончик) и попросите зажать ее так, чтобы она удержалась и не упала, а улыбка по-прежнему оставалась на лице. Обязательно обращайте внимание ребенка на отражение в зеркале. Ему нужно видеть, что происходит: так он учится себя контролировать.

Для начала достаточно удерживать палочку губами, растянутыми в улыбку в течение 5 секунд. В следующий раз можно попробовать и подольше.

Теперь предложите сложить губки трубочкой и посмотреть на свое отражение. Снова возьмите ватную палочку и попросите ребенка удержать ее сложенными в трубочку губами.

Попросите ребенка вытянуть язык вперед. Положите на него ватную палочку. Пусть попытается удержать ее на языке несколько секунд. Когда начнет получаться, можно положить еще одну палочку, а потом и еще одну. Главное, удерживать их на языке, как можно дольше.

Упражнение №3: «Сильный язычок»

Цель: укрепить мышцы языка.

Потребуется зубная щетка с плоским черенком и настольное зеркало.

Это упражнение нужно выполнять, когда ребенок уже легко справляется с упражнением №2. Вместо ватных палочек берем зубную щетку и выполняем те же действия:

- держим губами (растянутыми в улыбке, вытянутыми в трубочку);

- удерживаем на языке.

Можно засечь время или поставить перед ребенком цель, например: удержать зубную щетку, пока вы считаете до 10. Интересно использовать песочные или гелиевые часы.

Упражнение №4: «Прогони щетку»

Цель: укрепить мышцы языка, развить подвижность речевого аппарата.

Снова понадобится зубная щетка.

Попросите ребенка широко открыть рот и дотрагивайтесь черенком зубной щетки до кончика языка. Предложите вытолкнуть щетку изо рта именно язычком. Затем дотрагивайтесь до верхних зубов, потом до нижних, далее до внутренних сторон щек, до нижней и верхней губы, до уголков губ. Каждый раз ребенок должен выталкивать щетку языком. Главное, не погружать щетку глубоко в полость рта и следить за тем, чтобы голова и шея ребенка оставались неподвижными.

Упражнение №5: «Фокус»

Цель: укрепить мышцы языка.

Приготовьте маленький ватный комочек или кусочек бумаги.

Договоритесь с ребенком, чтобы он сидел ровно и не поднимал голову. Положите кусочек ваты или бумаги на кончик его носа и попросите сдуть, высунув и приподняв язык. Именно язык направляет струю воздуха вверх, и кусочек ваты или бумаги взлетает очень высоко.

Выполняя упражнения, следите, чтобы ребенок сидел ровно, не запрокидывал голову назад и не сутулился. Хорошо сопровождать занятия веселой детской музыкой, например песнями Шаинского.

Ну, а для того чтобы органы артикуляционного аппарата развивались еще и естественным образом, необходимо жевать. Некоторые родители не отучают даже трехлетних детей от жидкой, протертой пищи, превращают в пюре фрукты, овощи и многое другое. Из-за этого жевательные движения ребенка оказываются слабыми и неразвитыми, а органы речевого аппарата малоподвижными. Обязательно приучайте детей разжевывать твердую пищу: кусочки мяса, свежие фрукты и овощи. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Книга - секрет красивой речи"

КОНСПЕКТ образовательной деятельности программы дополнительного образования «АБВГДейка» лля детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

Памятка для родителей "Секреты красивой осанки"

Памятка для родителей "Секреты красивой осанки"...

Проект "Секреты красивой речи"

Проект посвящен развитию связной речи детей дошкольного  возраста....

Несколько секретов красивого почерка

В статье-консультации родители найдут ответ на вопросы: почему письмо так сложно дается, что такое подготовка руки к письму, почему готовить руку к письму нужно начинать в дошкольном возрасте, по каки...

статья "Секреты красивого пения"

В статье представлены  методы и приемы развития вокальных способностей дошкольника. Способы проведения занятия с использованием игровых упражнений....