Несколько секретов красивого почерка
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Лобашова Наталья Юрьевна

В статье-консультации родители найдут ответ на вопросы: почему письмо так сложно дается, что такое подготовка руки к письму, почему готовить руку к письму нужно начинать в дошкольном возрасте, по каким направлениям должна осуществляться  работа по подготовке руки к письму, какие игрушки помогут ребенку научиться правильно держать ручку. В статье описаны некоторые игровые приемы, которые будут интересны ребенку дошкольного возраста, повысят его мотивацию к занятиям и дадут положительный настрой на успех

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_podgotovke_ruki_k_pismu.odt30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько секретов красивого почерка.

        Знаете ли вы, уважаемые родители, что подготовку к обучению письму нужно начинать еще до школы? Не учить ребенка писать письменными буквами, а именно готовить к письму?

        

        Сначала ответим на вопрос: почему же письмо так сложно дается?

        На начальном этапе обучения письму ребенок должен выполнить ряд операций:

  • проанализировать звуковой состав слова, которое нужно записать. Для этого нужно выполнить следующие условия: определить последовательность звуков в слове и уточнить звуки (т.е. превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в четкие обобщенные речевые звуки — фонемы.);
  • перевести фонемы в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
  • перевести графемы в кинемы, т.е. в систему последовательных движений, необходимых для записи.

        Как видим, письмо не может рассматриваться только как двигательное действие, хотя немаловажную роль играют степень развития мелких движений руки (кисти, пальцев), тонкая и совершенная координация движений, длительная фиксация суставов в определенном положении, а также степень сформированности графических навыков.

        

        Основные требования к каллиграфическому письму:

  • Соблюдение размеров рабочей строки.
  • Соблюдение правильного и единообразного угла наклона при письме.
  • Соблюдение одинаковых интервалов между письменными знаками.
  • Письмо соединений букв должно быть плавным и связным.
  • Писать надо без напряжения.

        Основные направления подготовки ребенка дошкольника к письму можно сформулировать следующим образом:

        1. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.

        Работать в этом направлении можно начинать уже в раннем дошкольном возрасте через различные виды деятельности (игры с различными предметами: пуговицами, мозаикой, прищепками; шнуровки и застежки, лепка, аппликация, упражнения пальчиковой гимнастики, конструкторы и др.).

        В работе в этом направлении могут помочь детские игрушки:

Юла — раскручивая юлу тремя пальцами, дети осваивают методику захвата ручки, карандаша.

Волчок (схож с юлой, но для его запуска необходимо совершить резкое круговое движение кистью руки, держа ручку тремя пальцами) — тренируется методика захвата, мышечная сила.

Барабан — тренируются сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук.

Клавишные музыкальные инструменты — тренируется подвижность, точность и дифференцированность движений пальцев рук.

        2. Подготовка к технике письма.

        Необходимо учить правильно инструмент (кисть, карандаш), свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, соблюдение правильного положения руки при выполнении изобразительной задачи, умение регулировать движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности.

        У ребенка-дошкольника может вызвать интерес такой прием, как каплетерапия. Суть этого приема состоит в том, что ребенок стеклянной пипеткой с резиновым наконечником набирает цветную воду (акварельные краски, разведенные в воде) и с помощью капель рисует на пластиковой доске или бумаге.

        3. Аналитико-синтетическая деятельность.

        Анализ графического образа букв — называние элементов печатных букв, определение количества элементов, пространственного расположения элементов.

        Синтез букв — конструирование и реконструирование.

        Дифференциация образов печатных букв — сравнение букв по количеству и пространственному расположению элементов

        4. Формирование графических умений.

        В дошкольном возрасте это изобразительная деятельность — раскрашивание, штриховки, рисование.

        Раскроем основные секреты подготовки к обучению письму ребенка-дошкольника.

        

        Секрет первый - правильная посадка. Важным условием для успешного формирования графического навыка является, во-первых, правильный подбор детской мебели; во-вторых, соблюдение требований к правильной позе при письме.

Вот эти требования:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной о спинку стула;
  • не опираться грудью на стол, между грудью и столом расстояние должно составлять 1,5-2 см;
  • ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

        Соблюдение этих требований не только делает письмо удобным, но и предотвращает быстрое  утомление мышц шеи и спины, способствует сохранению зрения и правильной осанки.        

        

        Секрет второй — правильное положение тетради. При письме очень важно, как лежит тетрадь. Тетрадь на столе должна занимать наклонное положение, ее нижний левый край должен быть направлен на середину груди. Такое положение тетради позволяет более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Ручка должна лежать на среднем пальце, слева должна быть прижата большим пальцем. Указательный палец свободно поднимается и опускается на ручку.

        Упражнение для указательного пальчика, которое дает ребенку положительный настрой на успех: перед письменными упражнениями мягко поглаживать ручку указательным пальцем и шепотом попросить ее быть умницей и писать красиво.

        

        Секрет третий — умение рисовать прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Сначала следует научить ребенка ставить точки, поскольку с них начинается любое движение. Начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении совсем не просто. На этом этапе важно, чтобы ребенок научился чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях. Можно использовать готовые прописи, содержащие игровые приемы типа: «Нарисуй дождик», «Проводи медвежонка к его маме» и под.

        Секрет четвертый — умение рисовать параллельные линии. Именно параллельность штрихов придает почерку четкость и аккуратность. Одним из эффективных способов тренировки умения чертить ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга является штриховка. Вертикальные и наклонные линии пишутся сверху вниз, а горизонтальные слева направо.

        Секрет пятый — умение рисовать полуовалы. Полуовал — составная часть некоторых букв. Задания типа: «Нарисуй рыбке чешуйки».

        

        Секрет шестой — умение рисовать круги и овалы. Это действие представляет немалую сложность, поскольку нужно выдержать точную траекторию движений. Задания типа: «Нарисуй рыбке глазик».

        

        Секрет седьмой — умение не отрывая руки от бумаги рисовать зигзаги и прямые линии. Выполнение такого рода заданий учит ребенка свободно передвигать руку по строке. Игровые задания: «Нарисуй рыбку, не отрывая руки», «Нарисуй пружинку, спиральку», «Закрути/раскрути клубочек»

        

        Секрет восьмой — умение писать элементы печатных букв. Важно научить ребенка вычленять элементы, из которых конструируются буквы, видеть сходство и различие букв в деталях, закрепить зрительный образ букв. Важным компонентом является понятие о верхней и нижней границе строки, в которой располагаются буквы.

        

        Секрет девятый — умение писать печатные буквы в строке.

Основные правила печатания:

  • Буквы должны быть одинаковой высоты и ширины.
  • Все прямые линии должны быть прямыми, ровными и параллельными.
  • Овалы должны быть вписаны в строку, при этом должны быть правильной формы, высоты и ширины.

         При условии овладения вышеперечисленными навыками в старшем дошкольном возрасте ребенок спокойно перейдет к написанию письменных букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красивый почерк - это просто!

Что же делать и когда начинать работу по развитию мелкой моторики. Картотека игр  игр и упражнений....

КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК У РЕБЁНКА – ЭТО ТАК ПРОСТО

Упражнения для пальчиков. Формируем красивый почерк у ребенка при помощи очень простых игр....

красивый почерк у ребенка-это так просто

Выпускники монтессори-групп славятся своим хорошим почерком и развитыми пальчиками. В этом материале предложены игры по методу М.Монтессори для детей от года до шести лет, с использованием подручных с...

красивый почерк - это из детства)))

как помощь ребенку красиво писать...

«Красивый почерк. Как подготовить руку к письму»

Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Многие родители не уделяют этому аспекту достаточно внимания или не знают, как начать двигаться в этом направлении...

Практикум для родителей « Красивый почерк. Как подготовить руку дошкольника к письму».

Детям старшего дошкольного и начального школьного возраста правописание даётся с большим трудом. Часто родителям бывает сложно понять, с какими трудностями встречается их ребёнок на нелёгком пути овла...

М. А. Жукова Тренажёр красивого почерка Прописи Пишем печатные буквы ФГОС

Рабочая тетрадь дошкольника.М. А. Жукова - логопед с многолетним опытом работы.Её авторская методика позволяет подготовить руку к письму быстро и эффективно.Сначала малыш знакомится с буквой, потом уч...