Развитие мимики старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mimiki.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мимики
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В последнее время резко увеличилось число детей с тяжёлыми нарушениями речи при дизартрии, когда искажается звукопроизношение вследствие нарушений иннервации мышц речевого аппарата. У них мышцы лица вялые и малоподвижные, вследствие чего лицо невыразительно, амимично. Этим детям трудно выразить свои эмоции, часто они не могут нахмурить брови или подмигнуть одним глазом, надуть или втянуть щёки поочерёдно. А между тем мимика играет важную роль: она является формой проявления определённых чувств, а также одной из вспомогательных форм общения людей – важным паралингвистическим средством. Сопутствуя речи, она придаёт ей большую выразительность и убедительность.
Практика показывает, что упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в мышцах лица, иннервируемых тройничным (жевательным, височным, крыловидным) и лицевым нервами (круговой мышцей рта, скуловой мышцей и другими). Мимические упражнения помогают создать основу, необходимую для полноценного звучания голоса и чёткой дикции, а также снять напряжение артикуляционных и мимических мышц. Кроме того, они учат мышцы тем действиям, которые необходимы для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. А ещё при выполнении мимической гимнастики дети учатся понимать состояние человека по экспрессии лица или в контекстной ситуации, воспроизводить мимические позы.
Учитывая эффективность мимических упражнений для развития речи, использую их в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи в комплексе с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастиками. Мимические упражнения разрабатываю сама: сочиняю короткие стихи в соответствии с лексической темой недели и подбираю к ним мимические движения для разных групп мышц лица. Это позволяет не только сделать мимическую гимнастику увлекательной для детей, но и закрепить соответствующую лексику.
В моей практике сложилась система работы с детьми над мимическими упражнениями:
- Чтение логопедом стихотворного текста
- Демонстрация логопедом мимических движений, соответствующих тексту
- Разучивание детьми мимических движений перед зеркалом
- Выполнение детьми мимических движений перед зеркалом в соответствии с текстом читаемого логопедом стихотворения
- Выполнение детьми мимических движений в парах в соответствии с текстом читаемого логопедом стихотворения
- Выполнение детьми мимических движений в соответствии с текстом стихотворения, читаемого одним из детей
Практический опыт деятельности по данной системе свидетельствует об её эффективности.
Предлагаю разработанный мною комплекс мимической гимнастики для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Лексическая тема | Текст упражнения | Мимические движения |
«Осень» | Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет капать, Разведёт повсюду слякоть. | Закрыть и открыть оба глаза (2 раза) Закрывать попеременно правый и левый глаз Закрыть 2 раза правый глаз, затем левый глаз Нахмуриться |
«Овощи. Фрукты» | И кислый лимон, И персик сладкий – Все фрукты вкусны И полезны, ребятки! | Сморщиться, напрягая мышцы лица Улыбнуться, расслабляя мышцы лица «Нарисовать» сомкнутыми вытянутыми губами круг |
«Лес – бесценная кладовая» | Белка в лесу дремучем живёт, Скачет по веткам, орешки грызёт. | Поднимать и опускать верхнюю губу (4 раза) Надувать поочерёдно правую и левую щёки |
«Кто я? Какой я?» | Засыпай, мой правый глаз! Засыпай, мой левый глаз! Просыпайтесь сразу оба глаза! | Закрыть правый глаз Закрыть левый глаз Открыть оба глаза |
«Моя семья» | Полный брат И брат худой Так дружны между собой. | Надуть обе щеки Втянуть обе щеки Надуть, затем втянуть обе щеки |
«В здоровом теле – здоровый дух» | Справа зуб болит И слева – Побежим к врачу мы смело! | Надуть правую щёку Надуть левую щёку Улыбнуться, обнажив зубы («Заборчик») |
«Земля – наш общий дом» | Огромная наша планета Земля, Моря здесь и реки, леса и поля. | Надуть обе щеки Втягивать поочерёдно правую и левую щёки (по 2 раза) |
«Моя Родина – Россия» | Посмотри вокруг себя: Вправо, влево, вниз и вверх. Это Родина твоя, Та, которой лучше нет! | Закрыть и открыть оба глаза 2 раза Не поворачивая головы, повести глазами вправо, влево, вниз, вверх «Нарисовать» глазами круг, начиная сверху Улыбнуться |
«Мой родной город» | Дружно смотрим мы с тобой Вправо, влево, вверх и вниз. Это город наш родной! Это наш Новосибирск! | Закрыть и открыть оба глаза 2 раза Не поворачивая головы, повести глазами вправо, влево, вниз, вверх «Нарисовать» глазами круг, начиная сверху Улыбнуться |
«Моя малая Родина» | Фонари на улице к ночи зажигают. Светят они ярко, иногда мигают. | Закрывать и открывать оба глаза (4 раза) Закрывать и открывать поочерёдно правый и левый глаза (по 2 раза) |
«День народного единства» | Слово МЫ сильней, чем Я: МЫ – семья и МЫ – друзья, МЫ – народ и МЫ едины. Вместе Мы непобедимы. | Втягивать поочерёдно правую и левую щёки (по 6 раз) Втянуть обе щеки одновременно |
«Домашние птицы» | Кот к цыплёнку подбирается, И цыплёнок так пугается! - Ну – ка, кот, уходи, Мы цыплёнка не дадим! | Поднять брови, раскрыть глаза, приоткрыть рот – изобразить испуг Нахмурить брови, сжать губы – рассердиться |
«Домашние животные и их детёныши» | Пёс живёт у нас – бульдог, Он красив и очень строг: Челюсть выдвигает, Будто угрожает. | Выдвигать вперёд нижнюю челюсть, затем возвращать её в исходное положение (Повторить 4 – 5 раз) |
«Дикие животные и их детёныши» | Ёж с утра по лесу ходит, Вправо – влево носом водит. Но еда всё не находится, Ёжик недовольно морщится. | Водить носом вправо – влево (4 – 6 раз) Морщить нос (4 – 6 раз) |
«Животные жарких стран» | Кривляется мартышка, Как озорной мальчишка. И дразниться ей не лень Целый день, целый день. | Морщить нос и одновременно поднимать верхнюю губу, обнажая верхние зубы Водить сомкнутыми губами вправо-влево |
«Продукты питания. Посуда» | Чашка – толстые бока Покачнулася слегка, Упала и разбилась, В осколки превратилась. | Надуть обе щеки Втянуть обе щеки Надувать попеременно правую и левую щёки |
«Одежда. Обувь» | Хмурит брови наша Катя: - Не хочу я это платье! Мне другое нравится, Буду в нём красавицей! | Нахмурить брови Поднять брови (Повторить 4 – 5 раз) |
«Готовимся к празднику» | Гирлянда сверкает огнями, Как будто мигает глазами. Потухнет она и зажжётся, Как будто заснёт и проснётся. | Закрывать попеременно правый и левый глаз (6 раз) Закрыть, затем открыть оба глаза (2 раза) |
«Новогодний праздник» | Мы встречаем Новый год, Водим вместе хоровод. Справа друг и слева друг – Веселятся все вокруг! | «Рисовать» круг сомкнутыми губами Водить сомкнутыми губами вправо-влево (по 4 раза) |
«Зима» | В очень сильный мороз Отморозить можно нос! Нос согреть быстрее надо – Поводи им влево – вправо. | Водить носом влево – вправо |
«Зимние забавы» | Накатаем мы комков, Чтоб слепить снеговиков. | Надувать попеременно правую и левую щёки (по 2 раза) Надуть обе щеки |
«Зимующие птицы» | В зубах у кошки воробей… - Отпусти его скорей! Кошка зубы разомкнула – Птица быстро упорхнула! | Изобразить испуг: рот открыть, брови поднять, глаза широко раскрыть Рассердиться: зубы сомкнуть, брови нахмурить Изобразить радость: зубы чуть разомкнуть, губы растянуть в улыбке, голову чуть приподнять |
«Все работы хороши» | Убирает дворник листья, Чтобы двор у нас был чистым. Вправо, влево их сметает, После в кучу собирает. | Двигать кончиком носа вправо – влево |
«Транспорт» | Чистят стёкла «дворники» - Тонкие работники. | Поднимать брови, широко раскрыв глаза, затем опускать брови (хмуриться), прикрыв глаза (4 раза) |
«Наша армия» | Десантник прыжок совершает, Летит, парашют раскрывает… Парашют раскрылся, Десантник приземлился. | Втянуть обе щеки Надуть обе щеки |
«Бытовая техника» | Как нам сок любимый дома получить? В соковыжималку фрукт положить. Он там весь сожмётся, И вкусный сок польётся! | Поднять брови, расширить глаза Сморщиться, сузить глаза Расслабить мышцы лица, улыбнуться |
«Опасности вокруг нас» | «Скорая помощь» сигнал свой включает – Машины дорогу ей уступают. | Закрывать попеременно правый и левый глаз (по 2 раза) Закрывать и открывать оба глаза (2 раза) |
«Мамочка любимая» | Если нету дома мамы, Мы грустим, тоскуем прямо. Мамочка вернулась – Мы ей улыбнулись! | Опустить брови и уголки рта Поднять брови и улыбнуться |
«Народные промыслы» | К народной игрушке вы присмотритесь И красотою её насладитесь: Простой, казалось бы, узор, А отвести нам трудно взор! | Опустить брови Поднять брови Опустить брови Поднять брови |
«Русская изба» | Закрыто ставнями окно, И в избе совсем темно. Ставни надо нам открыть И окно освободить. Вот открыли ставни две – Стало солнечно в избе! | Закрыть рот, сомкнуть губы Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы Широко раскрыть рот, обнажив верхние и нижние зубы |
«Библиотека. Сказки» | Бабушка читать не может – Её зрение подводит. Бабушка очки надела – Буквы в книге разглядела. | Опустить брови, нахмуриться Поднять брови, широко раскрыть глаза |
«Весна» | Зимой снеговика слепили: Комки круглые сложили. А весной он похудел: Таял, таял и осел. | Надуть обе щеки Втянуть обе щеки |
«Встречаем птиц» | Как крыльями в полёте птицы машут, Так мы поднимем и опустим брови наши. | Поднимать и опускать брови |
«День космонавтики» | К космической ракете уже подали трап, По трапу поднимается в ракету космонавт. | Выдвигать нижнюю челюсть вперёд (3 – 5 раз) |
«День Победы» | Левой – правой, левой – правой, На парад идёт отряд. На парад идёт отряд – Барабанщик очень рад! | Закрывать поочерёдно левый и правый глаза (8 раз) Надувать поочерёдно левую и правую щёки (8 раз) |
«Цветы» | Манит цветочный аромат, Цветок понюхать каждый рад. Пыльца осталась на носу, Скорей стряхнуть хочу пыльцу. | Водить носом вправо – влево |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Развитие творчества и развитие речи старших дошкольников через народное и декаративно-прикладное искусство».
Досуг "Мастера большой Руси"...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...
Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"
Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"...
Родительское собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками - речь становится основн...
Развитие мимики у дошкольников
Лицо детей невыразительно, амимично, им трудно выразить свои эмоции, часто они не могут нахмурить брови или подмигнуть одним глазом. Таким деткам необходим комплексный подход, включающий артикуляционн...
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...