Логоритмика на логопедических занятиях.
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Логоритмика на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_logoritmika_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Логоритмика на логопедических занятиях

Каждый ребёнок развивается в своём уникальном темпе. Но бывают случаи, когда навыки прокачиваются совсем уж медленно или вообще стоят на месте. Тогда специалисты рекомендуют выполнять упражнения — в садике, дома и с врачом. Например, при задержке развития речи используют логопедические методики. Одна из них — логоритмика.

Логоритмика — это комплекс терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, который помогает детям исправить нарушения речи или стимулировать её развитие.

Но это не значит, что заниматься логоритмикой можно только тогда, когда есть проблемы с речью. Занятия также хороши в профилактических целях. Упражнения по этой методике будут помогать развивать речь и ряд других навыков. Например, мелкую моторику, социальные навыки и воображение. Также логоритмика влияет на общее физическое развитие малыша.

Это важно

Упражнения, которые входят в программу, легко адаптировать для детей разных возрастов. Особенно полезно заниматься в период, когда речь развивается активнее всего. Это 2–4 года. Но можно продолжить занятия и после — это точно не навредит.

Как понять, что нужно заниматься логоритмикой

Специалисты могут прописать занятия логоритмикой как часть коррекционной терапии для детей, когда уже есть расстройство речи. Например, логоритмику рекомендуют:

при дизартрии, когда ребёнок нечётко произносит слова или вообще избегает речи, потому что его артикуляционный аппарат недостаточно хорошо развит;

алалии, когда малыш не говорит, потому что не понимает смысла речи и различает только отдельные звуки;дислалии, когда ребёнок говорит, но не может произнести конкретные звуки.

Но не обязательно дожидаться диагноза, чтобы начать действовать. Вы можете и сами заметить тревожные звоночки и приступить к занятиям. Ребёнку нужна логоритмика, если он:

часто путает слова, говорит скупо, с трудом или вовсе односложно;

неправильно произносит звуки;

заикается;

говорит слишком быстро и прерывисто или, наоборот, растягивает речь;

проявляет признаки недостаточно развитой мелкой моторики для своего возраста;

чересчур замкнут и стеснителен.

Какие задания входят в логоритмику

В логопедической ритмике много упражнений в разных формах. Комплекс составляют индивидуально: он должен учитывать особенности конкретного ребёнка. Это делает логопед. Но в целом можно выделить несколько видов заданий, самые распространённые — в таблице ниже.

Виды заданий в логоритмике для детей

Вид

Чем полезен

Пальчиковая гимнастика

Помогает улучшать мелкую моторику и влияет на развитие речевого центра в мозге

Артикуляционная гимнастика

Прокачивает возможности речевого аппарата, делает артикуляционные органы более подвижными

Логопедическая гимнастика

Показывает, как нужно управлять дыханием во время речи, учит различать и произносить «проблемные» звуки

Ритмические, танцевальные и музыкальные упражнения

Учит чувствовать ритм, улучшает память и внимательность, развивает физически

Коммуникативные упражнения

Помогает улучшать социальные навыки, эмоциональный интеллект и развивать здоровую самооценку

Фонопедические упражнения

«Ставит» голос и прокачивает певческие навыки

Мимические упражнения

Учит выражать и распознавать эмоции, управлять лицевыми мышцами

В логоритмике много музыки — на ней завязаны почти все упражнения. Музыка учит чувствовать ритм и делает занятие веселее. Также считается, что многие задания логопедической ритмики стоит выполнять в группах. Это хорошо социализирует и помогает добиться лучших результатов.

Это важно

Заниматься логоритмикой можно и дома с родителями. Но если речь о серьёзных нарушениях, лучше доверить это специалистам. Профессионально логоритмикой занимаются педагоги и логопеды.

Логоритмические упражнения для дошкольников

Теперь разберём примеры заданий, которые можно выполнять дома. Мы разделили их по возрасту детей, но советуем опираться не только на это. Добавляйте или убирайте упражнения так, чтобы они отвечали потребностям ребёнка. С этим может помочь логопед.

Логоритмика для детей 1–2 лет

1 год — самый ранний возраст, когда можно начать заниматься логоритмикой. На этом этапе ребёнок ещё не понимает смысла упражнений, но уже может выполнять гимнастику и повторять звуки за взрослым.

Ниже оставляем несколько заданий из логоритмики для малышей. Такие занятия будут хороши в 1–2 года. Все они относятся к категории пассивных, поэтому родителю нужно будет помогать ребёнку выполнять движения.

Логоритмика для детей 3–4 лет

Это возраст активного развития речи. Трёхлетние дети уже могут говорить связно, но иногда «теряют» слова и окончания в речи. Средний размер предложений в этом возрасте — 5–6 слов.

Для детей 3 и 4 лет важно подбирать такую программу, которая сочетала бы задания на несколько навыков.

Логоритмические упражнения для детей 3–4 лет

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Подружились в нашей группе

Девочки и мальчики.

А ещё мы подружили

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

Руки сцеплены в замок, сжимаем и разжимаем.

Поочерёдно касаемся пальцами начиная с большого.

Загибаем пальцы на обеих руках начиная с большого.

Встряхиваем кисти рук.

Загибаем пальцы на обеих руках начиная с большого.

Встряхиваем кисти рук.

Дыхательное упражнение «Пора греться!»

Сильный мороз

Заморозил наш нос.

Носик погреем,

Подышим скорее.

Отогрели нос,

А подбородок замёрз.

Ладошки погреем —

Дышим веселее!

Мёрзнут ножки наши?

Весело попляшем!

Вдох через нос, шумный выдох в ладони, которые прикрывают лицо.

Глубокий вдох через нос, втягиваем нижнюю губу под верхнюю.

Бесшумно дуем вниз на подбородок.

Выдох на ладони, произнося слог «фа».

Приседаем, произнося слог «ух».

Логоритмическое упражнение «Мама»

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу!

Ш-ш-ш-ш!

Всё задание ребята ходят на цыпочках по кругу, руки на поясе. Вторую часть речовки произносят шёпотом, поднеся указательный палец к губам. В конце все издают длинный шипящий звук.

Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/preschool/logoritmika-dlya-detej


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе "Чем пахнет весна?" (учитель-логопед Добрынина Э.Г.)

Занятие по логоритмике с использованием инновационных технологий предназначено для детей подготовительной группы, посещающих логопедические занятия...

логопедическое занятие с элементами логоритмики для старшей группы

Занятие может быть использовано при показе совместной работы учителя-логопеда и музыкального работника....

Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....