Особенности голосоведения и голосоподачи у детей с дизартрией
консультация по логопедии

Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздух. Голос физиологически обеспечивает речь, посредством голоса мы можем передавать информацию, предать свое эмоциональное состояние, все это обеспечивает нормальную коммуникативную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздух. Голос физиологически обеспечивает речь, посредством голоса мы можем передавать информацию, предать свое эмоциональное состояние, все это обеспечивает нормальную коммуникативную деятельность.

Каждый голос может двигаться постепенно или скачком. Постепенное движение обеспечивает наибольшую плавность и связность созвучий; секундовые смещения всех голосов способны сделать естественным даже последование гармонически удалённых друг от друга созвучий. Особая плавность достигается при косвенном движении, когда выдерживается общий тон аккордов, прочие же голоса движутся на близкие расстояния [9]. Таким образом, голосоведение – это движение голосов в многоголосном музыкальном произведении. Этот термин применяется также в вокальной педагогике (ведение певческого голоса).

Способ подачи голоса имеет большое значение в речи. Голосоподача – это способ подачи звука, отражающий последовательность выдоха и смыкания голосовых связок. Атака – это скорость, с которой дыхательное положение гортани сменяется фонаторным. Бывает мягкая атака – выдох и смыкание связок происходит одновременно, и твердая атака – сначала смыкаются голосовые связки, а затем осуществляется выдох, звук голоса получается резким. Также бывает придыхательная атака, она отличается от твердой и мягкой атаки тем, что при ней выдох происходить раньше, чем смыкание связок.

Говоря о голосе, его звучности акустических характеристиках, стоит отметить важный аспект, как правильное дыхание. Сохранность правильного физиологического дыхания является обязательным условием осуществления процесса фонации.

Выделяют следующие типы дыхания:

поверхностное;

грудное;

нижнереберное.

Анатомические структуры голосового аппарата и голос ребенка меняются с возрастными периодами. Рефлекторный крик новорожденного – это первая фонация. Голос новорожденных различается по силе, но имеет одинаковую высоту и не различается по тембру. Он представлен в виде непрерывного звучания гласного. На второй-третьей неделе функциональное назначение и способ подачи голоса начинают изменяться. Ребенок выражает голосом свои потребности во внимании и наличие дискомфорта (голод, боль, холод и так далее). После одного-полутора месяцев жизни в криках, которые выражают недовольство, появляется твердое звучание голоса.

К концу второго месяца малооформленные гласные, приобретают эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. Во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки. У ребенка голос имеет глухое звучание.

– 9 -летнего ребенка начинается формирование голосовой мышцыГолосу детей данного возраста свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков, но нет тембральной насыщенности.

организации речевого высказывания, нарушения тембра, темпа речи, нозализованность, быстрое истощение голоса. Речь носит смазанный характер (Е. Н. Винарская, 1987).

У детей младшего школьного возраста нарушены голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса. Диапозон голоса сужен в пределах 3-4 тонов.

При дизартрии нарушения голоса очень разнообразны. Наиболее частые нарушения: недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д., слабо выражены или отсутствуют голосовые модуляции.

В зависимости от формы отмечаются следующие нарушения голоса.

При псевдобульбарной дизартрии отмечается медленная речь, голос характеризуется истощаемостью и хриплостью, вследствие нарушения вибрации голосовых связок. Тембр речи имеет носовой оттенок, особенно при произношении гласных заднего ряда и твердых согласных сложных по артикуляции. Акценты в высказывании расставляются ребенком неверно, часто встречается равноударность выделения ударения.

модуляцией.

При стертой дизартрии может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса. Голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный. Интонационная выразительность речи снижена.

Таким образом, голос человека проявляется с первых дней жизни. Изменение голоса в онтогенезе связаны с изменениями и ростом организма в целом, развитием голосового аппарата. При дизартрии нарушения голоса очень разнообразны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

Особенности подготовки руки к овладению письмом у детей с дизартрией.

Недоразвитие  моторной функции, особенно   мелкой  моторики  рук  у детей с дизартрией   становится препятствием для освоения базисных движений  необходимы...

Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Курсовая работа на тему "Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Особенности интонационной стороны речи у детей с дизартрией

В данной статье раскрывается вопрос о состоянии интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Рассматривается понятие интонационной стороны речи. Описывается э...

Особенности голосоведения и голосоподачи у лиц голосоречевых профессий

В данном материале описываются особенности голосоведения и голосоподачи у лиц голосоречевых профессий....