Особенности интонационной стороны речи у детей с дизартрией
статья по логопедии

Ровнова Ксения Эдуардовна

В данной статье раскрывается вопрос о состоянии интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Рассматривается понятие интонационной стороны речи. Описывается экспериментальное изучение интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и нормой речевого развития. Проводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rovnova_ke_statya.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ровнова К.Э.

Научный руководитель: Малярчук Н. Н., доктор педагогических наук,

кандидат медицинских наук

Тюменский государственный университет,

г. Тюмень, Россия

ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. В данной статье раскрывается вопрос о состоянии интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Рассматривается понятие интонационной стороны речи. Описывается экспериментальное изучение интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и нормой речевого развития. Проводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

Ключевые слова: интонация, псевдобульбарная дизартрия, дети дошкольного возраста.

Rovnova K. A.
Supervisor: Malyarchuk N. N., doctor of education Science,
candidate of medical Sciences

Tyumen State University,
Tyumen, Russia


PECULIARITIES OF THE INTONATION PART OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTRY

Annotation. This article looks at the status of the intonation side of speech in preschool children with pseudobulbar dysarthria. We consider the concept of intonation side of speech. The article describes an experimental study of the intonation side of speech in preschool children with pseudobulbar dysarthria and the norm of speech development. Qualitative and quantitative analysis of the results is performed.

Key words: intonation, pseudobulbar dysarthria, preschool children.

Одно из главных средств общения человека – речь. Интонационная сторона речи является важным компонентом  речевой системы, так как речь человека является полностью сформированной, если она не только полна содержательно, правильна по звучанию, но и наполнена интонационно.  

Интонационная сторона речи – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства [5. с.7].

Целью нашей исследовательской работы стало выявление особенностей интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и нормой речевого развития. Данная цель достигалась посредствам решения следующих задач:

  1. Изучить теоретические аспекты феномена и его компонентов посредствам литературных источников различных научных направлений;
  2. Подобрать диагностические методики для проведения обследования интонационной стороны речи;
  3. Провести обследование детей дошкольного возраста;
  4. Проанализировать полученные результаты и выделить особенности.

Развитие  интонационной стороны речи выполняет важную роль в речевом развитии ребенка в целом, так как для детей с патологией речи, интонация – это не только способ правильно выражать свои мысли в устной форме, но и средство компенсации речевого дефекта.

Интонационная сторона речи, как структурный компонент, начинает формироваться уже на первом этапе жизни, и отвечает за разборчивость, выразительность и эмоциональность оформления высказывания в процессе коммуникации.

Нарушения формирования интонационных компонентов на любом этапе онтогенеза ведут к дальнейшему нарушению всей интонационной системы. Нарушения интонационной стороны речи часто являются вторичными в структуре дефекта речевых нарушений, в том числе и дизартрии. Без целенаправленной коррекционной работы, со временем данные нарушения могут привести к вторичным и третичным нарушениям, а именно к стойким типологическим функционально-значимым просодико-интонационным ошибкам, которые будут проявляться в нарушениях письма, чтения, трудностях овладения математическими навыками и многое другое.

Дизартрия – это  нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Одна из самых распространенных форм дизартрии – псевдобульбарной дизартрия.

Псевдобульбарная дизартрия является  следствием перенесенного в пренатальный, натальный или ранний постнатальный периоды органического поражения  проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов, что проявляется в нарушении мимической и артикуляционной мускулатуры [4 с. 77]. В структуру дефекта псевдобульбарной дизартрии входят нарушения интонационной стороны речи.

В настоящее время вопрос о нарушениях интонационной стороны речи является недостаточно изученным, но достаточно актуален, так как уровень сформированности интонационной стороны речи влияет на коммуникативную деятельность ребенка и дальнейшую успешность усвоения детьми школьных знаний.

Экспериментальная работа по изучению интонационной стороны речи старших дошкольников проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Тюменского муниципального района Боровского детского сада «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

В эксперименте принимало участие 20 детей (11 девочек и 9 мальчиков), 10 из которых имеют норму речевого развития и 10 детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. В группу обследуемых детей вошли дети старшего дошкольного возраста, обучающиеся в старших, в подготовительных и старших подготовительных группах.

Для исследования интонационной стороны речи дошкольников были  использованы методика Е.Е.Шевцовой и Е.Ф. Архиповой «Обследование интонационной стороны речи», которая включает обследование силы и высоты голоса, мелодики, словесного и логического ударения, паузирования, ритма, тембра.

Результаты исследования показали, что у большинства обследуемых детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения  интонационных компонентов речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Дошкольники с речевой патологией воспроизводят речевой материал достаточно монотонно, не всегда изменяют логическое ударение, высоту тона и силу голоса.

По  результатам исследования, 60 % детей с нормальным речевым развитием и 10 % детей с дизартрией обладают высоким  уровнем развития интонационных элементов речи. Для этих детей характерно умение моделировать высоту голоса, адекватно воспроизводить интонацию фразы, темп речи, логическое ударение, правильно воспроизводить ритмические структуры услышанного. Детям доступны повествовательные, вопросительные и восклицательные интонационные структуры. Задания дети выполняют самостоятельно, без помощи логопеда. Сосредоточены и внимательны при выполнении.

Большая часть старших дошкольников, принимавших участие в исследовании: 30 % нормально говорящих детей и 50 % детей с дизартрией, обладают средним уровнем развития интонационной стороны речи. Для детей данной группы характерны: затруднения в  воспроизведении фраз с соответствующей интонацией: преобладание интонации сообщения; замедленный темп воспроизведения фраз; речь недостаточно выразительная, эмоционально окрашенная; логическое ударение употребляет не всегда правильно; единичные ошибки при воспроизведении ритмического рисунка  услышанного.

По результатам исследования было выявлено, что  40 % старших дошкольников с дизартрией и только 10% детей с нормальным речевым развитием имеют низкий уровень развития интонационной стороны речи. Было установлено, что у детей: речь неразборчивая, маловыразительная, недостаточно внятная; плохо различают интонационные структуры в импрессивной речи, трудности переключения с одного типа интонации на другой; при этом стоить отметить, что части детей, имеющих низкий уровень, доступны для воспроизведения повествовательная и вопросительная интонация, но дифференцировать данные структуры на слух дети не могут; голос глухой, сдавленный; темп высказываний замедленный; логическое ударение употребляет неправильно; Задание на воспроизведение силы голоса выполняют с трудом. Для выполнения заданий детям требуется повтор инструкций или помощь логопеда. Дети рассеяны, неусидчивы, невнимательны.

Таким образом, проведя исследовательскую работу, целью которой было выявление особенностей интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и нормой речевого развития, мы пришли к выводу о том, что у дошкольников с дизартрией обнаруживаются нарушения большинства интонационных характеристик речи: мелодики, логического ударения, темпа, ритма. Эмоциональность и выразительность в речи отсутствует, фраза формулируется нечетко, беспорядочно расставляются логические ударения. Уровни сформированности интонационной стороны речи у большинства детей с речевой патологией ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.

Литература

1. Артёмова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова,2008. 123с.

2.Мастюкова,Е.М., Ипполитова,М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. –М.: Просвещение, 1995. –192 с.

3.Репина,З.А., Ларина, Е.А «К вопросу об особенностях интонационной выразительности речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и их сверстников с нормальным психоречевым развитием» [Текст] / З.А.Репина, Е.А.Ларина //Журнал «Специальное образование»–No 3 –2009 –С.74-75.

4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989.—223 с.

5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длит...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

    Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

«Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Речевое общение - это сложный и многосторонний процесс. Развитие детской речи - одна из важнейших проблем в общей и специальной психологии и педагогике. В данных программах не выделены разд...

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выр...