Криотерапия
проект по логопедии
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №10 «Снежинка»
ПРОЕКТ
«Криотерапии»
Подготовила учитель-логопед:
Будникова К.В.
г.Урай
Паспорт проекта:
Тема проекта: «Криотерапии»
Продолжительность: 9 месяцев.
Вид деятельности: познавательно-исследовательский; игровой.
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели группы №3.
Срок реализации: 02.09.2023 – 30.05.2024г.
В настоящее время проблема своевременного преодоления особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т.к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным М.М. Кольцовой, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.
На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.
Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в пакетах для замораживания льда, специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 7-10 секунд.
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Курс криотерапии проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. С интервалом 2-3 месяца. Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
Цель проекта: Развитие тонкой моторики пальцев рук посредством инновационной технологии «Криотерапия».
Задачи проекта:
1. Активизация мелкой моторики
2. Стимуляция речевой активности
3. Улучшение соматического состояния
Предполагаемый результат:
- Тонкие движения пальцев рук и артикуляционного аппарата стали более четкими;
- Улучшились произносительные навыки детей;
- Повысилась речевая активность;
- Улучшилось состояние эмоциональной сферы;
- Снизилась заболеваемость среди детей;
Планирование работы по реализации проекта
№ | Этапы работы | Сроки |
1 | Изучение литературы, статей в специализированных изданиях по теме проекта. | Сентябрь |
2 | Сбор и изготовление необходимых материалов для реализации проекта. | Сентябрь |
3 | Составление примерного перспективного планирования, картотеки игр со льдом | Сентябрь |
4 | 1 этап практической части проекта | Октябрь |
5 | 2 этап практической части проекта | Январь - февраль |
6 | 3 этап практической части проекта | Апрель |
7 | Подведение итогов проекта | Май |
Примерное перспективное планирование проектной деятельности
Дата | Игры, упражнения |
05.10 | Игра «Достань овощ» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски» |
07.10 | Игра «Достань овощ» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски» |
09.10 | Игра «Достань овощ» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски» |
12.10 | Игра «Достань фрукт» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Апельсин» |
14.10 | Игра «Достань фрукт» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Апельсин» |
16.10 | Игра «Достань фрукт» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Апельсин» |
19.10 | Игра «Мухомор» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «За ягодами» |
21.10 | Игра «Ягода» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «За ягодами» |
23.10 | Игра «Гусеница» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «За ягодами» |
26.10 | Игра «Растопи игрушку» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Игрушка» |
28.10 | Игра «Растопи игрушку» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Игрушка» |
30.10 | Игра «Растопи игрушку» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Игрушка» |
Дата | Игры, упражнения |
11.01 | Игра «Согрей птицу» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «Уточка» |
13.01 | Игра «Согрей птицу» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «Уточка» |
15.01 | Игра «Согрей птицу» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «Уточка» |
18.01 | Игра «Помоги маме найти детеныша» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» |
20.01 | Игра «Помоги маме найти детеныша» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» |
22.01 | Игра «Помоги маме найти детеныша» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» |
25.01 | Игра «Спасем медвежат» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» |
27.01 | Игра «Спасем медвежат» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» |
29.01 | Игра «Спасем медвежат» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» |
01.02 | Игра «Выложи по образцу» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Профессии» |
03.02 | Игра «Выложи по образцу» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Профессии» |
05.02 | Игра «Выложи по образцу» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Профессии» |
Дата | Игры, упражнения |
05.04 | Игра «Просыпаются ежи» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»» |
07.04 | Игра «Просыпаются медведи» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»» |
09.04 | Игра «Накорми животных» 7-10 секунд; Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»» |
12.04 | Игра «Проложи дорожку» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Дудочка» |
14.04 | Игра «Помоги детенышу найти маму» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Дудочка» |
16.04 | Игра «Где, чья тень?» 10-15 секунд; Пальчиковая гимнастика «Дудочка» |
19.04 | Игра «Весенняя капель» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «Ласточка» |
21.04 | Игра «Первоцветы» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «Ласточка» |
23.04 | Игра «Укрась скворечник» 25-30 секунд; Пальчиковая гимнастика «Ласточка» |
26.04 | Игра «Укрась бабочку» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Пчелка» |
28.04 | Игра «Цветы для пчелки» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Пчелка» |
30.04 | Игра «Построим улей» 30-60 секунд; Пальчиковая гимнастика «Пчелка» |
Литература:
- Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. М.: Апрель, 2000.
- Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2017.
- Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008.
Статьи:
- «Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи» - ped-kopilka.ru
- «Основы криотерапии для детей с ОВЗ» - infourok.ru
- «Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий» - www.adou.ru
- «Нетрадиционные методы активизации мелкой моторики и развитие речи у детей средства "Криотерапии"» - urok.1sept.ru
- «Игры со льдом» dcrr3-mogilev.schools.by
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Криотерапия"
"Криотерапия" - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающуюся в использовании игр со льдом.Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает бл...
НОД «Использование мнемотехники и криотерапии при обучении детей с ТНР»
Цель: продолжать развивать речь детей через применение различных технологийЗадачи: Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»- развитие сенсорных эталонов;- развитие речи;- развити...
Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"
Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"...
Применение аква- и криотерапии в коррекционной индивидуальной работе с детьми с ОВЗ
В статье обоснована актуальность применение нетрадиционных технологий в логопедической практике, представлена методика и картотека дидактических игр с водой и со льдом на логопедических занятиях...
Криотерапия
Криотерапия - это одна из нетрадиционных методик здоровье сберегающих технологий, заключается в использовании игр со льдом....
Мастер-класс "Иглотерапия и криотерапия, развиваем мелкую моторику"
Описываются нетрадиционные методы развития мелкой моторики...
Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом» с детьми первой младшей группы. (криотерапия).
Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом»с детьми первой младшей группы.(криотерапия).Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познават...