Как правильно употреблять предлоги в речи?
консультация по логопедии (старшая группа)

Тихонова Алена Владимировна

комплекс игр для дошкольников по закреплению умения употреблять предлоги в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi_igry.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно употреблять предлоги в речи?

Чтобы речь ребенка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребенка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребенок попросту может не слышать их.

При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 2,5 - 3 лет, и к 6-7 годам ребенок должен использовать 21 предлог. К четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная, как правильно сказать). 

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Дети очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.

Игра «Где лежит игрушка?» - эта игра учит ребенка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО.

Берем коробку с крышкой, ставим ее на стол, а рядом кладем мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки.

Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.

После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

Игра «Куда села бабочка?» - игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА.

Держим в руке игрушечную бабочку или ее изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребенка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

Котёнок и собака

Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки. Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

Показываем указательный палец другой руки. Это котенок. Котенок маленький, он любит прыгать.

Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик).

Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка).

Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав». Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась).

Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

Игра с мячом - эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С.

Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребенок отвечает и бросает мяч обратно:

«С сахаром».

«С чем делают блинчики?» (С творогом).

«С кем ты дружишь?» (С Сашей).

«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

Игра «Прятки»

Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребенок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы-подсказки, в которых есть предлог: «Может я спрятала в шкаф?», «Может я спртала под стол?» и т.д.

Затем прячет ребенок и уже взрослый задает вопросы, содержащий предлог. Например, «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и т.д.

Загадки

Вариант 1.

Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки.

Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например, «Эта игрушка лежит в коробке. Она большая». «Это мячик!», — догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и маленький зайчик.

«А теперь ты мне загадай загадку», — просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок трех лет. Вы спрашиваете: «Он длинный?» «Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы. — «Оранжевый». – «Я догадалась. Это апельсин?»

В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог.

Чтобы усложнить отгадывание можно класть больше предметов, подбирая их разного цвета, формы, размера.

Ваш ребенок с удовольствием будет принимать участие в раскладывании предметов и загадывать Вам загадки – разрешите ему это сделать. Обучая Вас, ребенок учится сам! А еще ребенок 3 лет великолепно учится, загадывая загадки игрушке, особенно если игрушка «непонятливая» и часто ошибается. Исправляя ошибки игрушки, ребенок уже не допустит их сам!

Вариант 2.

Для речевой игры возьмите 5 предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом Ваши игрушки и коробку и спросите ребенка: «Где спрятался ёжик / белочка и т.д.» Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинным ушами. Где он сидит?» Уберите платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку. Преимущество занятий с детьми дома в отличие от занятий в группе детей в том, что мама всегда может подстроиться под интересы ребенка, подольше задержаться на том, что вызывает у него сложности. Если ребенок не ошибается в словах «под» и «около», но путается в предлогах «на» и «в» — то в нескольких играх используйте только эти два трудных для малыша слова, пока он не перестанет ошибаться. А затем уже введите в речевую игру все 4 слова.

«Найди ошибку»
Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая
предложения с ошибками. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи
употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку
нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,
Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
 Я сорвал яблоко над дерева. (я сорвал яблоко с дерева)
 Птенчики выпали от гнезда. (птенчики выпали из гнезда)
 Я возьму игрушку у шкафа. (я возьму игрушку из шкафа)
 Кошка прыгнула от стула. (кошка прыгнула со стула) и т. д.

Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему:» Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!!!»

Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего обихода. При выполнении заданий с предлогами произносить их нужно раздельно и внятно, выделяя при помощи интонации и силы голоса. Еще нужно следить за тем, чтобы ребенок тоже произносил предлоги отдельно от идущего за ним слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогов и родителей «Учим детей с ОВЗ правильно употреблять предлоги».

Для подготовки детей ЗПР и успешному обучению в школе, необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание»  немаловажную роль и...

Консультация для родителей "Учите детей правильно употреблять предлоги в речи"

Консультация учителя-логопеда поможет родителям в игровой форме закрепить правильное использование предлогов в речи....

Учим детей правильно употреблять предлоги в речи

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, пер...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

 Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги.                          ...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание.    ...

Перспективный тематический план занятий по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи

Планирование может быть использовано в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР 5-7 лет....

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"...