Комплексы артикуляционных упражнений
консультация по логопедии

Лесанова Евгения Николаевна

В материале представлены комплексы артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-l.docx15.26 КБ
Файл r-r.docx17.37 КБ
Файл s-z-ts.docx20.02 КБ
Файл sh-zh-shch-ch.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

№ 2

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

[Л], [ЛЬ]

Упражнение «Наказать непослушный язычок».

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание:
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Упражнение «Иголочка».

Цель: Укрепление мышц передней и средней части языка

Описание:

Широко открыть рот, язык сделать узким (напрячь). Узкий язык высунуть далеко вперед, а затем убрать вглубь рта.

Методические рекомендации:

1. При выполнении упражнения нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен оставаться узким.

Упражнение «Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика.

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты и облизнуть верхнюю губу. Выполнять под счет от 1 до 5-10

Методические указания:

  • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение «Лошадки».

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания:
- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

Упражнение «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания:
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными

Упражнение: «Пароход гудит»

Описание:

 Приоткрыть рот, язык между зубами и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания:
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Упражнение: «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание:

 Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится

бл – бл (как индюк болбочет).

Методические указания:
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.



Предварительный просмотр:

№ 4

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [Р], [РЬ]

Упражнение «Почистить верхние зубки».

Цель: Выработка подъема языка вверх и умения владеть языком

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка находился у корней верхних зубов.
  3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 Упражнение «Маляр».

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад.

Методические указания:

  1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Упражнение «Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика.

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты и облизнуть верхнюю губу. Выполнять под счет от 1 до 5-10

Методические указания:

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение «Лошадки».

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания:
- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

Упражнение «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания:
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными

Упражнение «Грибок».

Цель: Выработка подъёма языка вверх, растяжка подъязычной связки (уздечки)

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 

Методические указания:

 Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

 Боковые края языка должны быть прижаты одинаков плотно - ни одна половина не должна опускаться.

При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Упражнение «Гармошка».

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. 

Методические указания:

Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.

Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнение «Барабанщики».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умения делать кончик языка напряженным.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д..д…д

Методические указания:

Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Следить, чтобы звук [Д] носил характер четкого удара.

Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.



Предварительный просмотр:

№ 1

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

[С], [З], [Ц].

Упражнение «Заборчик».

Цель:  Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание:

-Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук И.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

  • Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
  • Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 Упражнение «Накажем непослушный язычок».

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

  • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Упражнение « Лопатка».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край я
зыка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

  • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться углов рта.
  • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык ".

   Упражнение: «Трубочка».

Цель: Выработать движение губ вперед.

Описание.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

  • Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
  • Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ, и взять её губами.

 

Упражнение «Почистим нижние зубки».

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. 

Описание:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. 

Методические указания.

  • Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  • Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  • Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнение «Загони мяч в ворота».

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание:
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу я, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку, пытаясь попасть в ворота.

Методические указания:

  • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  • Нельзя надувать щеки.
  • Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не X, т, е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 



Предварительный просмотр:

Комплекс 3

МИРОСЛАВ Х.

Выполнять отмеченные артикуляционные упражнения. При условии, если отмеченные артик.упр. получаются хорошо, можно переходить на следующие.

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков

[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Упражнение «Накажем непослушный язычок».

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание:
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

  • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

 Упражнение «Лопаточка».

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. 

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться углов рта.
  • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык ".

Упражнение «Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика.

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты и облизнуть верхнюю губу. Выполнять под счет от 1 до 5-10

Методические указания:

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 Упражнение «Фокус».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх

Методические указания:

  • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 Упражнение «Чашечка».

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх. 

Описание:
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, поднять широкий язык к верхним зубам и удерживать под счет от 1 до 5 – 10.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • Рот открывать не шире чем на 1,5 -2 см.
  • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот)
  • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Упражнение «Лошадки».

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания:
- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Упражнение «Грибок».

Цель: Выработка подъёма языка вверх, растяжка подъязычной связки (уздечки)

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 

Методические указания:

 Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

 Боковые края языка должны быть прижаты одинаков плотно - ни одна половина не должна опускаться.

При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Упражнение «Гармошка».

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. 

Методические указания:

Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.

Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

комплекс артикуляционных упражнений

шпаргалка для родителей...

Комплекс артикуляционных упражнений

Техника выполнения упражнений:-  воздух набирать через нос-  плечи не поднимать-  выдох должен быть длительным и плавным-  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...

Комплексы артикуляционных упражнений

Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и  постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...