Дети ТНР. Простыми словами о сложном диагнозе
консультация по логопедии

Красноперова Оксана Анатольевна

Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории. Ведь, как известно, вначале было слово… А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети ТНР.
Простыми словами о сложном диагнозе

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории. Ведь, как известно, вначале было слово… А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом.

Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир. И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность. Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии и проч. Они являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности. А оно, в свою очередь, влияет на психику. При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме.

Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве. Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком. Он учится произносить звуки. Запоминает слова и их формы. Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми. Осознает смысловую наполненность речи. Это в норме. Начинается процесс примерно в 1,5-3 года. К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование. К устной речи на уроках подключается письменная. Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет. На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома.

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности.

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким мальчикам и девочкам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Особенно это касается вербальной информации.

Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные. Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность.

Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений. При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость.

Как уже было отмечено выше, дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.

Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) в логопедии:
коррекционная работа и занятия

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга. 

ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.

ТНР (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) — Это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна — клинико-педагогическая, вторая — психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Левиной).

Названные классификации при различии в типологиии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Нарушения устной речи

1. Расстройства фонационного оформления высказывания

2. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

3. Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

4. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

5. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

6. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

7. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

8. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи (у детей школьного возраста)

Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности -расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Нарушение средств общения (ФФНР, ОНР)

– Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

– Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

2. Нарушение в применении средств общения (заикание)

Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Особенности речевого развития детей с ТНР:

  • Несовершенство артикуляционной моторики
  • Нарушение просодической стороны речи
  • Нарушение звукопроизношения
  • Недоразвитие фонематических процессов
  • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи
  • Нарушение формирования связной речи

Артикуляционная моторика:

  • Невозможность вытянуть губы вперед
  • Ассиметричность улыбки при растягивании губ
  • Невозможность распластать язык
  • Уклонение языка в сторону при высовывании его изо рта
  • Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу
  • Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней
  • Невозможность свободного отведения языка в правый (левый) угол рта
  • Невозможность спокойно удерживать высунутый язык изо рта (дрожание, подергивание)
  • Склонность к удержанию языка во рту комком.

Просодическая сторона речи (интонационно-выразительная окраска речи):

  • слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона), ослаблен речевой выдох;
  • голос монотонный, мало- или немодулированный;
  • иногда нозальный оттенок (при дизартрии, ринолалии);
  • нарушается темп речи (замедленный, реже – ускорение);
  • иногда имеет место нарушение ритма речи (скандированность – рубленая речь).

Нарушения звукопроизношения

Название

Фонетическое недоразвитие

Сигматизм

Дефекты произношения свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ]

Каппацизм

Дефект произношения звуков [к], [к’]

Гаммацизм

Дефект произношения звуков [г], [г’]

Хитизм

Дефект произношения звуков [х], [х’]

Йотацизм

Дефект произношения звука [й]

Ламбдацизм

Дефект произношения звуков [л], [л’]

Ротацизм

Дефект произношения звуков [р], [р’]

Нарушения твердости и смягчения

Замена мягких согласных парными твердыми и наоборот

Нарушения озвончения и оглушения

Замена глухих согласных твердыми и наоборот

Недоразвитие фонематических процессов

  • замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, р и л  звуком л’ и йот, с на ш или ф и т.п.). Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками (на тт’, д, д’);
  • несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш’ вместо ш и т.п.);
  • некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собакашуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
  • наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно;
  • затруднения детей при анализе звукового состава речи;
  • нарушения звуко-слогового анализа и синтеза;
  • нарушения звуко-слоговой структуры произносимых дошкольниками слов (ве-ло-си-пед  – ви-си-пед, си-ви-пед и т.д.).

Лексический строй речи

  • бедный активный словарь (особенно глагольный и словарь признаков). Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница);
  • неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает — шьет, широкий — большой, вырезает — рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: поливает в кастрюлю суп вместо наливает; чешет нож вместо точит нож, трет веником пол вместо подметает);
  • из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;
  • не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой);
  • плохо различают и форму предметов: круглый, овальный, квадратный, треугольный;
  • мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы;
  • редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.

Грамматический строй речи

  • дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (маленький — помалюскин стул; деревко, ведречко);
  • допускают ошибки при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает);
  • ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (синей мятей — синим мячом. Нет синей мяти Нет синего мяча);
  • смешение родовой принадлежности существительных (де веды — два ведра);
  • ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов (два рути — две руки, пять руках — пять рук).
  • ошибки в употреблении предлогов: их опускание (даю тетитькой — играю с сестричкой); замена (кубик упай и тая — кубик упал со стола); недоговаривание (полезя а дево — полезла на дерево).

Связная речь

  • При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
  • Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет: у ней колесы есть, кабина, матоль, люль, литяг (рычаг), педали, фали, кудов (кузов), чтоб глюз возить.

Общее недоразвитие речи ОНР у детей: уровни, коррекция

ОНР – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.

Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после четырех лет, если присутствуют симптомы, характерные для общего недоразвития речи, то это существенный повод для обращения к специалисту.

Признаки ОНР

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Тем не менее у таких детей присутствует «лепетная речь».
  • II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произношение и речевое развитие значительно остают от нормы.
  • III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
  • IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: 

1. Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, иногда к 5 годам; 

2. Отставание экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи; 

3. Недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко падает; 

4. Дети недостаточно критичны к своему дефекту; 

5. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; 

6. Неустойчивость внимания; 

7. Особенности внимания и памяти могут сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности; 

8. Специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением; 

9. Отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, недоразвитии мелкой моторики. 

В теории логопедии все уровни речевого развития детей при общем недоразвитии речи подробно описаны. Приведем более подробное описание каждого уровня, исходя из структурных компонентов языковой системы.

Первый уровень

Первый уровень общего недоразвития речи предполагает практически полное отсутствие речи у ребенка. Фразовая речь отсутствует, а средствами коммуникации с другими людьми выступают жесты, мимика, а также отдельные лепетные слова, звукоподражания. Простые предложения отсутствуют в речи, либо могут состоять из двух аморфных слов, которые объединены по смыслу.

Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ребенок не может отличить слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу.

Словарный запас заметно отстает от нормы. Как правило, речь идет о предметном обиходном словаре (глагольный почти отсутствует). Ребенок не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значения предлогов. При этом понимание речи носит ситуативный характер.

Второй уровень

Основным отличием от первого уровня является присутствие в речи  определенного количества общеупотребительных слов, хотя ребенок и произносит их некорректно. При этом грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Помимо мимики и жестов, ребенок использует простые конструкции предложений. Вот несколько характерных особенностей второго уровня ОНР:

  • Бедность активного словаря. Ребенок не знает слов, которые обозначают определенные признаки предмета.
  • Серьезные проблемы со звукопроизношением. Основная особенность – это наличие замен, искажений и смешений. Нарушено произношение разных групп звуков.
  • Отсутствие навыка объединения предметов в группы (футболка, майка, шорты – это одежда).
  • Грубо нарушена слоговая структура слов. Наблюдается замена слогов, а также сокращение звуков при стечении согласных.
  • При этом понимание речи развивается за счет различения некоторых грамматических форм.

Третий уровень

Характерен достаточно большой словарный запас. Ребенок пользуется всеми частями речи, но преобладают глаголы и существительные. Как правило, дети с ОНР третьего уровня пользуются простыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи. В большинстве случаев используются слова бытового значения, которые он часто слышит вокруг.

Родители хорошо понимают речь ребенка, но для окружающих она может быть непонятна, поэтому родители выступают в роли «переводчиков».

Понимание обращенной речи приближено к норме, но ребенок может испытывать проблемы в усвоении логико-грамматических структур, которые отражают временные, причинно-следственные и другие связи.

Звукопроизношение улучшено, но все равно могут присутствовать различные виды нарушений. Фонематический слух и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены.

Четвертый уровень

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). 

В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). 

Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Причём, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор. Еще  детям с ОНР 4 уровня  тяжело планировать свое повествование.

Основные причины развития ОНР

Возникновение ОНР может быть связано с различными негативными факторами. Выделим основные из них:

  • Тяжелое течение беременности. Негативное влияние на плод может оказать токсикоз, различные инфекции у матери, употребление алкоголя, неконтролируемый прием лекарственных средств и т.д.
  • Осложненные роды. Обвитие пуповиной, травмы плода во время родов, различные патологии и т.д.
  • Перенесенные заболевания в постнатальный период, а также травмы головы.
  • Неблагоприятные социальные условия. Постоянные конфликты в семье, педагогическая запущенность и т.д.

Психологические особенности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются наличием ряда психологических особенностей, вызванных имеющимися у них речевыми дефектами.

У таких встречаются различные нарушения:

  • Несформированность фонематической системы языка, что является основным препятствием в овладении чтением и письмом.
  • Нарушение слухового восприятия. Они проявляются при ринолалии, дизартрии, но наиболее грубые нарушения встречаются при сенсорной алалии. В особо тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на собственное имя и т.д.
  • Недостаточное развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстает от нормы. У детей наблюдаются сложности с узнаванием схожих графических букв, которые изображены пунктирно, и т.д.
  • Нарушение пространственных представлений. У детей нарушено понимание таких понятий, как «справа», «слева», «спереди», сзади».
  • Проблемы с памятью. Расстройство памяти встречается в разных проявлениях, в зависимости от конкретного расстройства у ребенка. 
  • Нарушение внимания. Оно характеризуется трудностью переключения, неустойчивостью и т.д.

Среди общих признаков можно отметить низкий уровень подвижности, застенчивость, замкнутость, нерешительность, а также чувство неполноценности, т.е. ребенок сам осознает, что у него есть серьезные проблемы с речью и другими функциями, поэтому он всячески старается избегать коммуникации с другими людьми.

Тяжелые нарушения речи у детей: какие принять меры

В первую очередь, родители такого ребенка должны осознать всю важность формирования полноценной речевой деятельности. Ведь именно она запускает множество процессов, происходящих в головном мозге, именно на ней строится общение человека с окружающими. Очень важно как можно раньше выявить все существующие речевые недостатки. И желательно начать принимать соответствующие меры не позже 5-летнего возраста. Зачастую основную ответственность по исправлению тяжелых речевых нарушений мамы и папы особенных детей возлагают на педагогов, психологов, дефектологов и логопедов.

Это не совсем верный путь. Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности. И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать врачам и педагогам. Официальная медицина умалчивает об этом, но в большинстве случаев немеханического повреждения органов речи огромную роль может сыграть специальная диета. Очищение детского организма от токсинов значительно ослабит нагрузку на мозг и улучшит его работу. Таким образом, основа лечения тяжелых речевых нарушений – это благоприятные условия для развития детского организма, которые включают в себя:

Правильное питание, подобранное индивидуально для конкретного ребенка.

Восполнение дефицита питательных веществ, необходимых растущему организму.

Формирование маленького человечка в экологически безопасной среде – качественные посуда, одежда, игрушки. Грамотно организованный режим питания и дня – полноценный завтрак, обед и ужин, дневной сон, посильные умственные и физические нагрузки. Активная социальная жизнь – позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники. Регулярные занятия по развитию речи. Восстановление процессов становления психики.

Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь. Очень важно проявлять тактичность по отношению к ребенку, не тыкать в его болезнь, не демонстрировать его отклонение других людям, не осуждать его за это.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов.

В коррекционном процессе участвует детский психолог, логопед, дефектолог, а также невролог, терапевт и педиатр, которые обеспечивают необходимое медицинское сопровождение.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа работы, которая учитывает конкретное расстройство и его специфику. Для дошкольников есть специальные игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые способствуют общему укреплению здоровья, развитию мелкой моторики, которая непосредственно влияет на речевую функцию, а также тренировке артикуляционного аппарата.

Логопедическая работа строиться с учетом дефекта:

1. системность;

2. доверительный контакт с ребенком;

3. окончание занятий на положительной ноте до момента отставания.

Работа ведется по развитию фонематического слуха, постановка речевого дыхания, развитие подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов постановка звуков, последующая их автоматизация и дифференциация, работа по развитию словаря и грамматического стоя речи.

Компоненты комплексного метода:

1. Благоприятная окружающая обстановка и хорошее отношение к ребенку. Обстановка должна отвлечь ребенка от мысли о дефекте речи. Нужно формировать уверенность в перевоспитании речи, в свои силы и душевное спокойствие ребенка.

2. Режим дня и рациональное питание. Нужно создать определенный вид жизни ребенка особое внимание уделяется правильному чередованию сна и бодрствованию.

3. Лечение медицинским воздействием.

4. Непосредственное логопедическое воздействие:

- нормализация речевой моторики, расслабление органов и артикуляции.

- нормализация темпа и плавности речи.

- нормализация психической деятельности ребенка.

- активизация процесса общения.

Родители, у которых растет ребенок с тяжелой речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению, помогая ему в осуществлении такого стремления.

Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка. Важно соблюдение режима дня, поддержание благоприятной обстановки внутри семьи. Прогноз коррекции во многом зависит от конкретного нарушения и его тяжести, поэтому каждый случай индивидуален.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния. В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

Коррекция ОНР

Коррекционная работа с детьми, у которых есть общее недоразвитие речи, зависит от степени выраженности имеющихся нарушений. При ОНР первого и второго уровня с ребенком работает логопед, нейропсихолог, невролог.

Коррекционный процесс ведется в нескольких направлениях:

  • Развитие подражательной деятельности на неречевом и речевом материале. 
  • Развитие ручного и пальчикового праксиса.
  • Развитие орального и артикуляционного праксиса. Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедические упражнения.

Коррекция ОНР первого уровня

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Коррекция ОНР второго уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Коррекция ОНР третьего уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Прогноз и профилактика

Коррекция общего недоразвития речи – это достаточно длительный процесс, успех которого напрямую зависит от степени тяжести имеющихся нарушений, а также наличия осложнений.

Важно начинать коррекцию как можно раньше – только так есть вероятность, что все имеющиеся речевые нарушения могут быть исправлены, либо в значительной степени уменьшены их проявления.

Профилактика сводится к соблюдению матери всех основных рекомендаций врача во время беременности. После рождения ребенка важно заниматься с ним в домашних условиях, вовремя обращаясь к специалисту, если замечены какие-либо отклонения от нормы (ребенок не говорит к 3-4 годам, не понимает обращенную к нему речь, предпочитает общаться жестами и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок плохо говорит (Простыми словами о сложных проблемах).

Моя попытка объяснить родителям причины речевых нарушений у детей....

Сертификат участника конкурса в рамках Недели психологии в номинации "Лучший конспект занятия. О сложном простыми словами" 2019 год

Приняла участие в рамках Недели психологии "Пусть всегда будет солнце!" в номинации лучший конспект занятия "О сложном простыми словами"...

Конспект занятия к конкурсу Неделя психологии в номинации "О сложном простыми словами" 2019 год

Провела занятие в старшей логопедической группе на тему "О сложном простыми словами"...

Комплексное занятие ко Дню Победы "О сложном простыми словами"

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Коммуникативное развитие. Речевое, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.Задачи:Познавательное развитие:• П...

До свидания, мой любимый дом! Выпускной праздник для детей со сложными диагнозами ( ОВЗ).

Сценарий выпускного праздника для детей со сложными диагнозами (ОВЗ)....

Педагогическая находка "Сложные вещи простыми словами" (Воспитатель года 2022)

laquo;Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого&he...

Краткий "Словарь офтальмологических терминов"(простыми словами-о сложном).

Краткий "Словарь офтальмологических терминов"(простыми словами-о сложном).Материал из Интернета....