Содержание работы по развитию речи во всех возрастных группах д/с
методическая разработка по логопедии
В данном материале указана практическая работа по всем разделам развития речи по всем возрастным группам в соответствии с ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы по развитию речи во всех возрастных группах детского сада в соответствии с ФОП ДО
Копцева Марина Вениаминовна
Учитель-логопед
МБДОУ «ДС № 354 г. Челябинска»
Первая младшая группа
(возраст от 2 до 3 лет).
Формирование словаря.
#1056;азвивать понимание речи у детей:
- Нахождение предметов по словесной инструкции воспитателя.
- Различение предметов по внешним признакам: цвет, размер.
-Выполнять определенные действия по заданию воспитателя: умываться, одеваться, раздеваться, складывать свою одежду, убрать игрушки.
- Выполнение действий с предметами по словесной инструкции воспитателя.
- Имитировать действия людей и движения животных.
- Откликаться на просьбы воспитателя и детей.
- Учить понимать причинно- следственные связи.
- Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.
#1040;ктивный и пассивный словарь детей.
- Учить ребенка называть своё имя, имена близких людей, имена детей группы, имя и отчество воспитателя и помощника воспитателя.
- Называть части своего тела и детали лица,
- Называть предметы ближайшего окружения и их детали.
- Знать и правильно называть предметы домашнего обихода: одежда, игрушки, посуда, обувь, мебель.
- Знать и называть назначения предметов.
- Обогащение словаря, связанного с природой, окружающим миром: овощи (морковь, помидор, огурец, картофель), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), называть их характерный цвет, форму, вкус,
- цветы, трава, деревья, земля, небо, облака, солнце, ветер, дождь, снег, вода, лужи,
- птицы: курица, петух, цыплята, воробьи, их внешний вид,
- животные: кошка, собака и их детёныши, заяц, медведь – характерные особенности внешнего вида,
- транспортные средства: машина, автобус, детали машины ( кабина, руль, колеса).
- Глагольный словарь, обозначающий бытовые, трудовые и собственные действия: мыть, прыгать, вытирать, бегать, сидеть, слушать, петь, играть, стирать, одевать, снимать, убирать, положить, взять, бросать, катать, кушать, пить, смеяться, плакать…
-Прилагательные, обозначающие цвет (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный), величину (большой, маленький, узкий, короткий, длинный, широкий), вкус (сладкий, соленый, кислый), настроение (веселый, грустный.
- Наречия: сейчас, близко, далеко, быстро, медленно, темно, тихо, громко.
#1047;вуковая культура речи.
- Учить говорить внятно, не торопясь.
- Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, которые есть у детей.
- Использование в речи звукоподражаний: тик-так, пи-пи-пи, ко-ко- ко, мяу, гав, и-го-го и т.д; произносить из быстро, медленно, тихо, громко.
-Формировать умение произносить слова без пропусков звуков, слогов.
4. Развитие грамматического строя речи.
- Правильно использовать в речи окончания существительных.
- Учить образованию уменьшительно - ласкательной формы существительных.
- Учить согласовывать слова при составлении небольшой фразы.
5. Развитие физического и фонематического слуха.
Использование различных игр по тематикам «Кто что слышит?», «Угадай, кто так говорит?», «Что так звучит?», «Повтори за мной» и т.д.
6. Формирование первоначальных навыков связной речи.
Развивать у детей интерес, потребность к речевому общению со взрослыми и сверстниками.
Вступая в контакт с окружающими, выражать словами свои мысли, чувства, впечатления.
Отвечать на вопросы педагога простой фразой, а не одним словом.
Продолжать учить детей понимать обращенную к ним речь взрослого и сверстника.
К концу года научить рассказывать в 2-4 предложения о нарисованном на картинке, увиденном на прогулке.
Учить воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.
Вторая младшая группа.
(от 3 до 4 лет).
#1056;абота над накоплением пассивного и активного словаря, усвоением слов, связанных с названием предметов, их качеств и действий с ними, расположения данных предметов в окружающем пространстве.
2. Обогащение и активизация словаря.
- Работа над словарными темами «Части тела и лица», «Игрушки», «Семья», «Туалетные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Насекомые», «Растения», «Времена года».
- Знакомство с обобщающими понятиями на основе словарных тем.
-Учить правильно различать и называть предметы и их детали ( у стула сидение, ножки и спинка, у рубашки рукава, воротник, пуговицы…)
- Правильно давать характеристику окружающим предметам (величина, цвет, форма, материал).
- Расширение глагольного словаря за счет выполнения разнообразных действий.
- Уточнение понимания личностных местоимений : я, мы, ты, вы, он, она, они.
- Использование притяжательных местоимений: мой, твой, мне, тебе, вам.
- Понимание и использование наречий: внизу, вверху, впереди, сзади, много, мало, высоко, низко, далеко, близко, тепло, холодно, вкусно, туда, сюда, больше, меньше.
- Работа с числительными: 1,2,3,4,5.
- Обучение различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению: одеваться – раздеваться, завязывать – развязывать, ходить – лежать, большой – маленький, веселый – грустный…
#1047;вуковая культура речи.
- Продолжать закреплять умения детей внятно произносить в словах все гласные звуки и имеющиеся согласные звуки ( звуки раннего онтогенеза «м, н, т, п, г, д, ф, в, б, х, к и их мягкие пары), свистящие звуки (с сь,з, зь, ц).
Шипящие и сонорные звуки у детей в этом возрасте чаще всего отсутствуют.
- Вырабатывать правильный темп и ритм речи, интонационную выразительность.
4. Формирование фонематической системы языка.
- Развитие правильного дыхания: спокойный вдох носом и говорение на выдохе. Воздушная струя должна быть непрерывной, ровной, сильной.
- Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.
- Формирование умение различать гласные звуки: А, У, О, И, Э, У-А, И-У, И-О, У-О.
- Учить слышать звуки раннего онтогенеза и различать их: Б-Н, М-Т, П-Г.
- Учить различать слова, близки по звучанию: кот – кит, дом – ком, миска -
киска, маска – каска, ком – сом…
5. Слоговая структура слов.
- Правильное проговаривание слов, состоящих из двух слогов без стечения согласных (нога, Ваня, сама, мама…)
- Четкое проговаривание двуслоговых слов со стечением согласных (мошка, вышка, сушка, почта…).
- Правильное произношение слов , состоящих из одного слога (дом, ком, ом, дым, сын, дочь, печь…).
- Учить прохлопывать, протопывать, простукивать слоговой рисунок слова.
6. Грамматический строй речи.
- Образование единственного и множественного числа существительных.
- Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.
- Единственное и множественное число прилагательных.
- Единственное и множественное число глаголов.
- Падежные окончания существительных.
- Образование родительного падежа существительных со значением отсутствия (Чего нет у машины? У машины нет колеса).
- Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, другу, собаке), творительном падеже (куклой, карандашом, лопаткой), родительном падеже с предлогом «у» ( у Вани, у собаки, у мамы), предложном падеже с предлогами «на», «в» ( на столе, на улице, в сумке, в коляске).
- Образование и использование в речи глаголов настоящего времени: я иду, мы идем, вы идете.
- Дифференциация рода и числа глаголов прошедшего времени ( упал, упала, упали).
- Образование повелительного наклонения глаголов (иди, сиди, пой, беги…)
- Согласование притяжательных местоимений с существительными (моя книга, мой мяч, твоя кофта, мои сандалии…)
- Согласование существительных с прилагательными.
- Согласование существительных с числительными.
- Правильное использование в речи предлогов: в, на, под, у.
#1060;ормирование навыков связной речи.
-Воспитание потребностей речевого общения у детей. Формирование речи, как средства общения.
- Воспитание умения выполнять двухступенчатые словесные инструкции педагогов.
- Учить договариваться со сверстниками в процессе совместных действий, в игровых ситуациях
- Учить заканчивать нужным по смыслу словом незаконченную фразу педагога.
- Учить отвечать на вопросы : «Кто (что) это?», «Кто что делает?»
с опорой на окружающую действительность, картинки, иллюстрации.
- Воспитывать умение слушать и запоминать небольшой художественный текст.
- Формировать навыки рассматривания иллюстраций книг и соотносить их текстом.
- Передавать с помощью педагога содержание знакомой сказки с опорой на наглядность.
- Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
- Заучивание четверостиший, потешек с опорой на картинки.
- Развивать у детей навыки диалога.
- Вырабатывать у детей дружелюбный спокойный тон, вежливое общение со взрослыми и сверстниками.
- Составлять рассказ по картинке по вопросам педагога из 3-4 предложений.
8. Подготовка к обучению грамоте.
Формировать у детей умение вслушиваться в звучащие слова. Познакомить с понятиями «слова», «звуки».
Средняя группа
( 4 – 5 лет).
#1056;асширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных, наречий по всем изучаемым словарным темам.
«Осень», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда», « Мебель», « Зима», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Звери», «Транспорт», «День защитников Отечества», «Профессии», «Весна», «Женский праздник», «Перелетные птицы», «Жизнь животного мира весной», «Правила дорожного движения», «Лето», «весенние и летние цветы», «Насекомые», «Родной город», «Детский сад».
#1057;ловарная работа.
- Называть предметы ближайшего окружения и их детали; материалы, из которого они изготовлены: у кофты есть рукава, воротник, пуговицы, карманы, петли, замок; у машины есть кузов, кабина, колеса, руль, фары; у стула есть сиденье, спинка, ножки …
- Введение в речь детей существительных, обозначающих профессии.
- Знать и называть части суток, месяцы, дни недели.
- Правильно называть природные и погодные явления:
Осень. На улице похолодало, идут дожди, листья меняют свой цвет и опадают, исчезают насекомые, птицы улетают в теплые края, в садах и огородах убирают урожай фруктов и овощей.
Зима. Морозы, снегопады, реки и озера покрылись льдом, снег белый холодный, блестит на солнце, красивые резные снежинки , сугробы, из рыхлого снега можно лепить снеговика, лед холодный, прозрачный, твердый.
Весна. Солнце греет сильнее, становится теплее, снег и лед начинают таять, бегут ручьи, появляется трава, цветы, листья на деревьях и кустарниках, появляются насекомые, просыпаются в лесу звери, прилетают птицы, вьют гнезда, выводят птенцов. Люди работают на огородах в садах, высаживают семена будущих растений.
Лето. Жарко, ярко светит и греет солнце, идут теплые дожди, много разных насекомых, растет трава, цветет много разных цветов, спеют ягоды, растут овощи, фрукты, люди ухаживают за будущим урожаем.
- Учить различать по листьям и коре 3-4 дерева, один цветущий кустарник, 3-4 травянистых растения, два вида лесных ягод и два вида грибов.
- Уметь характеризовать состояние и настроение людей:
-веселый, радостный, грустный, добрый, злой…
- Введение в речь обобщающих понятий.
- Знакомство с антонимами, обозначающими противоположные действия и признаки ( надеть – снять, открыть – закрыть, сухой – мокрый, быстро – медленно, высокий – низкий).
- Обогащение глагольного словаря, обозначающего трудовые действия людей разных профессий, действия различных объектов.
- Расширение объема прилагательных, обозначающих признаки предметов, природные явления.
- Правильное употребление в речи личных местоимений: я, ты, он, она, они, мы, вы.
- Использование в речи притяжательных прилагательных: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, Олин, Ванин.
- Активное использование в речи наречий : тут, там, здесь, впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа, высоко, низко, далеко, близко, между, около.
- Использование в речи количественных числительных: один, два, три, четыре, пять.
- Порядковые числительные : первый, второй, третий, четвёртый, пятый.
#1047;вуковая культура речи.
- Отработка правильного произношения всех гласных звуков.
- Формировать умения четко произносить согласные звуки в твердом и мягком вариантах: б-бь, п-пь, м-мь, н-нь, д-дь, т-ть, г-гь, к-кь, х-хь, в-вь, ф-фь, с-сь, з-зь, ц) в звукоподражаниях, словах, простых фразах.
#1060;онетико –фонематическое развитие.
- Закрепить понятие «звук» , он может быть гласным и согласным.
- Выделять на слух из ряда звуков гласные (а, о, у, и).
- Упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков: ау, уа, уо, оу, иа, аи, уи, иу, ао, оа (какой звук слышится первый, какой второй звук).
- Учить выделять первый ударный гласный звук в слове (а, о, у, и).
- Учить выделять на слух изолированно, в слогах и словах согласные звуки (м, н, д, г,б).
- Формировать умение выделять на слух в начале и конце слова согласные звуки (м, н, б, д, г).
- Формировать навыки анализа и синтеза сначала обратных, а потом прямых слогов (ам, он, ду, ба…)
5. Развитие просодической стороны речи.
- Развитие речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
- Воспитание правильного умеренного темпа речи.
- Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, правильной модуляции голоса.
- Стимулирование употребления выразительных речевых средств в свободной речевой деятельности.
6 .Работа над слоговой структурой слова.
- Овладение словами 2 -3х слоговой структуры без стечения согласных
( вода, ваза, коза, муха, панама, корова, ворона, собака…)
-Овладение словами 2 -3х слоговой структуры со стечением согласных звуков (кошка, кофта, шорты, картощка…).
- Закреплять умения прохлопывать, простукивать, протопывать ритмический рисунок слов.
- Определять количество слогов в слове : один слог, два слога.
7. Грамматический строй речи.
- Правильное образование единственного и множественного числа существительных.
- Образование родительного падежа существительных множественного числа (яблок, собак, пальцев, столов…)
- Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (яблочко, ножка, кружечка, кошечка, тарелочка…)
- Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода.
- Учить понимать вопросы косвенных падежей: Кого?, Чего? Кому?,Чему? Кем? Чем? правильное употребление существительных в родительном, дательном, винительном падежах.
- Использование в речи глаголов повелительного наклонения (дай, иди, сиди, пой, пей, лей…)
- Использование в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет – идут, сидит – сидят, поёт –поют, ест – едят…).
- Обучение пониманию возвратных глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (умывается, одевается, катается…)
- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий мяч, красное яблоко, синяя шапка…)
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями (моя рубашка, мой шарф, моё пальто…).
- Согласование существительных с числительными.
- Правильное употребление в речи простых предлогов: в, на, у, под, по, за, с.
- Согласование слов во фразах и простых предложениях.
8. Связная речь.
- Стимулировать речевую активность детей в повседневной жизни, в играх, на занятиях.
- Совершенствовать фразовую речь.
- Учить отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
- Овладение навыками составления предложений по вопросам, картинкам, демонстрации действий.
- Учить слушать, запоминать и повторять за взрослым короткие рассказы-описания в 2-4 предложения об игрушках, овощах, фруктах, животных.
- Упражнять в согласовании слов в предложении.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию небольшого художественного текста.
- Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
- Составлять по образцу небольшие рассказы по содержанию картины.
- Учить использовать формы речевого этикета в повседневной жизни.
- Пересказывать небольшие сказки и художественные произведения с помощью взрослого.
- Упражнять в навыках диалога.
- Чтение наизусть четверостиший, потешек, загадок.
9. Обучение элементам грамоты.
- Формирование представлений детей о букве. Чем буква отличается от звука.
- Ознакомление с гласными буквами «А», «У», «О», «И».
- Ознакомление с согласными буквами «М», «П», «Н», «Т».
-Выкладывание букв с помощью счетных палочек, шнурков, ленточек, различных круп.
- Формировать навыки составления и чтения слияний гласных букв «АУ», «УИ», «АИ», «ОУ», «УИ» и т.д.
- Формировать умения составлять и читать обратные и прямые слоги с изучаемыми гласными и согласными буквами: «АМ», «УН», «ПА», «ТО»…
Старшая группа
(5 – 6 лет).
Уточнение и расширение полученных знаний, обеспечение перехода от накопленного пассивного словарного запаса к активному использованию речевых средств детьми.
Учить характеризовать личность человека, его состояние, настроение, внутренние переживания.
#1047;акрепление и обогащение словаря детей по следующим словарным темам:
- «Детский сад», «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Кустарники», «Семья», «Части тела», «Части лица», «Одежда по временам года», «Обувь», «Игрушки», «Продукты питания», «Посуда столовая, чайная », « Мебель», «Комнатные растения», « Зима», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Звери», «День защитников Отечества, рода войск», «Транспорт пассажирский и грузовой», «Профессии», «Орудия труда», «Весна», «Праздник 8 марта», «Перелетные птицы», «Жизнь животного мира весной», «День Победы 9 мая», «Правила дорожного движения», «Лето», «Весенние и летние цветы», «Насекомые», «Родной город».
2. Расширение и правильное использование словаря.
- Закрепление навыков правильного названия окружающих предметов, их деталей; описание внешнего вида и различные способы их использования в жизни.
- Введение в словарь детей существительных, связанных с профессиями: каменщик, маляр, плотник, швея, закройщик, слесарь, парикмахер, инженер...
- Обогащение словаря, связанного с названием техники: экскаватор, подъёмный кран, трактор, комбайн, самосвал, грейдер…
-электромясорубка, кофемолка, пылесос, самовар, кофеварка, миксер, блендер, овощерезка, микроволновая печь…
-Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки субъектов, предметов, явлений ( весёлый, соленый, светлый, умный, добрый, высокий, кислый, сладкий, прочный, зелёный, белый…).
- Закрепление использования наречий, обозначающих отношение людей к труду: старательно, ответственно, надёжно, качественно, бережно…
- Обобщающие понятия по всем словарным темам.
- Дальнейшее знакомство с синонимами и антонимами.
- Многозначные слова (ручка, спинка, коса, лук, поле, конь, идёт, стоит, скачет, плывёт, бежит…)
- Формировать внимание к слову, более точному пониманию его назначения. Учить подбирать слова, наиболее подходящие в данной ситуации ( чашка разбилась, а не сломалась; папа поднял, а не взял, упавшую книгу; мама пришила, а не зашила пуговицу и т.д.)
- Учить замечать называть погодные и природные явления.
#1047;вуковая культура речи.
- Четкое и правильное произношение всех гласных звуков: а,у,о,и,э,ы.
- Правильное произношение всех согласных звуков раннего онтогенеза в твердом и мягком вариантах (м,н,т,д,б,п,,в,ф,к,г,х).
- Закрепление правильного произношения свистящих звуков (с,ссь,з,зь,ц)
- Уточнение произношения шипящих звуков (ш,ж,щ,ч) и соноров (ль,л).
- Дифференциация и правильное произношение часто смешиваемых звуков (с-з), (с-ц), (ш-ж), (ч-щ), (с-ш), (з-ж).
4. Фонетико - фонематическое развитие.
- Закрепление понятий «гласный и согласный звук», их характеристики.
-Ознакомление с понятиями «звонкий» или «глухой» согласный звук.
- Выделение гласных и согласных звуков на слух изолированно, в слогах, словах, фразах.
- Выделение первого ударного звука гласного или согласного в слове.
- Выделение последнего согласного, гласного звука в слове.
- Выделение ударного звука в слове.
- Звуковой анализ обратных и прямых слогов (ам, ум, до, бы, го, ав…)
- Различать на слух парные звуки по звонкости- глухости (п-б, т-д, к-г, в-ф, с-з, ш-ж).
#1056;азвитие просодической стороны речи.
- Работа со слоговыми дорожками: ПА-ПА-ПА-ПА – произносить с разной скоростью, разной интонацией, разным положением ударения, разной силой голоса.
- Отработка длительной воздушной струи на выдохе.
- Отработка интонационной выразительности речи в процессе драматизации сказок, пересказе коротких литературных произведений, чтении потешек и стихотворений.
6. Слоговая структура слова.
- Совершенствовать умение различать длинные и короткие слова.
- Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения, интонации; цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Усвоение двусложных слов:
- с одним закрытым слогом (бидон, батон, вагон, загон, погон),
- с двумя закрытыми слогами (кувшин, кафтан, фонтан),
- трёхсложные слова с открытыми слогами (машина, кабина, малина).
- Закрепление понятия «слог». Выполнять слоговой анализ слов с одним, двумя, тремя слогами.
- Правильно использовать в речи сложные слова : самокат, самовар, самолет, пароход, паровоз, пылесос. Пояснить, что данные слова состоят из двух слов.
#1043;рамматический строй речи.
- Закреплять навыки правильного изменения окончаний существительных в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных.
- Образование приставочных глаголов : лить-налить- вылить-залить-перелить-отлить-полить-отлить.
- Образование однокоренных родственных слов сначала на базе имени ребенка: Ваня- Ванюша-Ванечка-Ванька; затем на базе других слов : сад- садить-садовод-садовник-садик—посадки…
-Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности: продукты питания ( яблочный, сливовый, масляный, хлебный, молочный…), растения (берёзовый, дубовый, липовый, луковый, гранатовый, ивовый…), материалы (деревянный, стеклянный, кожаный, шёлковый, пуховый…).
- Названия детенышей животных в уменьшительно-ласкательной форме: зайчишка, лисёночек, щеночек, котёночек, тигрёночек, козлёночек…)
- Изменение формы глаголов: идёт –иду –идём, поёт – пою – поём.
- Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк-, - еньк- :берёзонька, лёгонький, светленький, умненький, тоненький…
- Образование притяжательных прилагательных от существительных: волк- волчий, собака – собачий, лиса – лисья, лев- львиный, коза – козья…
- Образование наречий от прилагательных: быстрый – быстро, медленный- медленно, высокий – высоко, темный –темно, сладкий – сладко…
- Изменение глаголов:
-а) по временам - рисую – рисовал,
б) совершенный – несовершенный вид - рисую – нарисую, рисовал –нарисо-
вал, пою – спою,
-в) единственное и множественное число – иду –идем, несу – несем.
- Изменение существительных по падежам с предлогами и без предлогов:
мяча, к мячу, на мяче, мячом, по мячу.
- Согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе и падеже.
- Учить изменять существительные и прилагательные по числам, родам и падежам.
- Правильное использование в речи предлогов: с, со, на, по, к, за, под, у, в,
из-за, из–под, около.
- Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино, эскимо, какао, пианино, суфле, желе, жалюзи.
#1057;вязная речь.
- Учить составлять предложения по схемам:
а ) существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение «Мама пьёт кофе»,
б ) существительное в именительном падеже + согласованный глагол + 2 существительных в косвенных падежах «Таня режет торт ножом».
- Составлять предложения:
а) по демонстрации действий,
б) по вопросам педагога,
в) по картине.
- Расширение предложения путём введения однородных членов.
Папа, мама и Оля пили чай. Мама испекла вкусный, ароматный, рыбный пирог.
- Познакомить детей с образованием сложносочинённых предложений с союзом «а».
У Тани светлые волосы, а у Димы тёмные. Зимой люди ходят в тёплой одежде, а летом в лёгкой.
- Отработка предложений, включающих в себя слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Аня катается на санках. Аню катают на санках.
- Объединение 2-3-х коротких предложений в рассказ.
- Работа по обучению ведения диалога между взрослым и ребенком, между детьми.
- Развивать умение самостоятельно задавать вопросы окружающим.
- Составление предложений по картине и объединение их в короткий рассказ.
- Составление небольшого рассказа-описания игрушки, овоща, фрукта по предложенному алгоритму.
- Учить детей внимательно слушать короткий рассказ и уметь пересказать его близко к тексту.
- Заучивать наизусть небольшие стихотворения, чистоговорки, скороговорки.
- Использование различных видов наглядности для драматизации знакомых сказок. Вызывать у детей интерес к русскому народному творчеству, умение ярко, эмоционально, передавать содержание произведений. Учить начинать сказку, продолжить текст за товарищем и завершить повествование.
- Учить детей давать характеристики героям художественных произведений, правильно оценивать их слова, поведение, поступки.
9. Обучение грамоте.
- Закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук звонкий и глухой», «буква», слог, слово, предложение.
- Осуществлять звуковой анализ прямых и обратных слогов, определяя последовательность. звуков в слоге.
- Упражнять в анализе слов из трех букв, определяя гласные и согласные звуки.
- Познакомить с понятием «ударение» в слове, что такое «ударный слог».
-Ознакомление с буквами «Б», «Д», «К», «Г», «Ф», «В», «Х», «Ы», «С», «З»,»Ц», «Ш», «Ж».
- Профилактика дисграфии:
а) обучение узнаванию и нахождению букв в любых печатных текстах,
б) узнавании букв, наложенных друг га друга ( «зашумленные»),
в) нахождение и называние букв без отдельных элементов,
г) исключать зеркальное изображение букв.
- Ознакомление с понятием «предложение».
Оно состоит из слов, связанных между собой по смыслу. Предложение несет смысловую информацию, которая должна быть понятна окружающим. Учить определять количество слов в предложении (3 - 4 слова на начальном этапе), их последовательность.
Подготовительная к школе группа
( возраст 6 – 7 лет).
Закрепление правильного произношения всех групп звуков.
Обогащение словаря, грамотное выстраивание высказываний, дальнейшее формирование навыков связной речи, овладение навыками чтения и звуко – слогового анализа.
#1056;абота над словарным запасом.
- Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем при изучении словарных тем «Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Труд людей осенью по уборке урожая», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды садовые и лесные», «Грибы», «Деревья и кустарники осенью», «Подготовка животного мира к осени», «Перелетные птицы», «Погода и природа осенью», «Одежда, обувь и головные уборы людей в осенний период», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», «Зима», «Зимующие птицы», «Жизнь зверей зимой», «»Новый год», «Животный мир Севера», «Мебель», «Посуда и ее виды», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Труд людей зимой на селе», «Орудия труда», «День защитников Отечества», «Животные жарких стран»», «Животный мир морей и океанов», «Весна. Погода, природа, жизнь животных весной, труд людей в весенний период, весенняя одежда », «Женский день 8 марта», «Перелетные птицы», «День Победы 9 мая», «Музыкальные инструменты», «Скоро в школу. Школьные принадлежности», «Наша Родина – Россия», «Родной город». «Лето».
2. Словарная работа.
-Обогащение словаря за счет введения в речь числительных, местоимений, наречий, причастий.
- Введение слов сложного слогового состава: садовод, овощевод, картофелекопалка, снегоуборочная машина, шуруповерт, газонокосилка…
- Многозначность слова: идёт снег, человек, время, собака…
- Подбор к существительному однородных определений: зима морозная, снежная, суровая…
Подбор к существительному однородных глаголов: снег идет, падает, летает, засыпает, кружится, ложится…
- Подбор существительных к прилагательным:
весёлый: смех, человек, день, рассказ, спектакль,
весёлая: девочка, мама, сказка, песня,
весёлое: настроение, солнце,
весёлые: друзья, люди, песни, истории, стихи.
- Использование в речи антонимов:быстрый-медленный…
- Работа с синонимами: смелый-храбрый-отважный…
- Однокоренные родственные слова: снег-снежок-снеговик-снегирь-снега…
- Познакомить детей со словами, имеющими переносный смысл: золотые руки, розовые очки, работать спустя рукава, сгореть со стыда…
- Сложные составные прилагательные :ярко-красный, тёмно-зелёный…
#1047;вуковая культура речи.
- Отработка правильного произношения шипящих звуков (ч, щ) и соноров: (ль, л, р, рь).
- Совершенствовать умения правильно произносить все звуки родного языка и четко различать их на слух.
-Закреплять правильное произношение звуков в слога, словах, предложениях, текстах и в свободной речи.
#1060;онетико – фонематическое развитие.
-Дальнейшая работа по формированию умений дифференцировать на слух все звуки родного языка по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий, свистщий-шипящий.
- Выделять положение заданного звука в любой части слова : начало, середина, конец; первый в слове, второй, третий …
- Закреплять умение подбирать слова на заданный звук.
- Нахождение слова с заданным звуком в ряду других слов, в предложении, коротком тексте.
- Использование разнообразных игр с заменой звуков в слове и получение новых слов: кит-кот, сын-сыр, сам-сом, дом-ком-сом-том…
#1057;логовая структура слова.
- Образование и введение в речь слов со сложной слоговой структурой:
бетономешалка, газонокосилка, электробритва, электронагреватель.
- Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных: листопад, апельсин, двусложные слов со стечением согласных: грядка, грудка, брюшко, брошка.
- Совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из 1-2-3х слогов.
- Учить подбирать слова с заданным количеством слогов.
#1043;рамматический строй речи.
- Согласование существительных с прилагательными, глаголами, местоимениями в роде, числе и падеже.
- Образование и использование глаголов в форме будущего сложного и простого времени: покатаюсь-буду кататься, поиграю-буду играть.
- Образование существительных с ласкательными и увеличительными оттенками: яблочко, ботиночки, блюдечко, волчище, сапожище, лапища…
- Образование и использование прилагательных в сравнительной степени: высокий – выше, сладкий – слаще, чистый – чище…
- Образование существительных от глаголов: продавать – продавец, летать – лётчик, писать – писатель, читать – читатель…
- Работа по образованию приставочных глаголов и использование их в речи: бежать-забежать-выбежать-отбежать-сбежать…
- Дальнейшая работа по образованию относительных прилагательных и введение их в речь.
- Образование однокоренных родственных слов и использование их в речи.
- Закрепление в речи правильного использования простых и сложных предлогов: под, над, из, из-за, из-под, между, через, возле, около.
7. Связная речь.
-Закреплять навыки образования любых простых предложений с разной наполняемостью слов по образцу логопеда, самостоятельно.
- Учить изменять наполняемость предложения, добавляя другие второстепенные члены предложения .
- Учить составлять предложения по демонстрации действий, по картине, по опорным словам, по заданному обороту речи, по нескольким предметным картинкам.
- Совершенствовать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы окружающих.
-Дальнейшее обучение составлению сложных предложений и использование их в самостоятельной речи:
а) с союзом «а»: Сначала нарисую дом, а потом раскрашу его.
б) с союзом «или»: Мы будем играть или читать книгу?
в) «потому, что»: Я беру зонт, потому что на улице идёт дождь.
г) использование дополнительного придаточного, выражающего желание: Я хочу, чтобы завтра мы пошли в зоопарк.
- Развивать навыки ведения диалога и монолога.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Продолжать учить самостоятельно, последовательно, грамматически правильно, выразительно , без повторов передавать содержание небольшого художественного текста.
- Использовать в пересказе выразительные средства из текста.
- Составление детьми рассказов:
а) рассказ-описание по заданному алгоритму, плану,
б) рассказ по сюжетной картине,
в) рассказ по серии картин,
г) рассказ по определённой тематике,
д) рассказ по памяти,
е) творческий рассказ,
ж) совместный рассказ с товарищем,
з) закончи начатый текст, придумай ему свой конец (или начало).
- Драматизация сказок и литературных произведений.
- Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений.
8. Обучение грамоте.
- Ознакомление с буквами «Ч», «Щ», «Л», «Р», «Ь», «Ъ».
- Закреплять навыки узнавания букв в различных шрифтах.
- Различать правильное и неправильное написание букв.
- Совершенствовать навыки слияния звуков – букв и осмысленное чтение слов, предложений.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-274903-1543855007.jpg)
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Планирование развитие речи в разных возрастных группах....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-405529-1415951855.jpg)
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601103-1425130026.jpg)
Картотека игр и упражнений по развитию речи (для всех возрастных групп)
Картотека помогает в работе с детьми по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/23/picture-1018282-1527099307.jpg)
Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп
Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-1398083-1648727661.jpg)
Картотеки дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
Игра «Бабочка, лети!»Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/18/picture-1428755-1666092626.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/13/picture-222974-1715580606.jpg)
Картотека игр и упражнений по развитию речи для всех возрастных групп
В работе с детьми младшего дошкольного возраста словарная работа, в целом, направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное ...