Содержание работы по развитию речи во всех возрастных группах д/с
методическая разработка по логопедии
В данном материале указана практическая работа по всем разделам развития речи по всем возрастным группам в соответствии с ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty_po_razvitiyu_rechi_v_gruppah_detskogo_sada.docx | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы по развитию речи во всех возрастных группах детского сада в соответствии с ФОП ДО
Копцева Марина Вениаминовна
Учитель-логопед
МБДОУ «ДС № 354 г. Челябинска»
Первая младшая группа
(возраст от 2 до 3 лет).
Формирование словаря.
#1056;азвивать понимание речи у детей:
- Нахождение предметов по словесной инструкции воспитателя.
- Различение предметов по внешним признакам: цвет, размер.
-Выполнять определенные действия по заданию воспитателя: умываться, одеваться, раздеваться, складывать свою одежду, убрать игрушки.
- Выполнение действий с предметами по словесной инструкции воспитателя.
- Имитировать действия людей и движения животных.
- Откликаться на просьбы воспитателя и детей.
- Учить понимать причинно- следственные связи.
- Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.
#1040;ктивный и пассивный словарь детей.
- Учить ребенка называть своё имя, имена близких людей, имена детей группы, имя и отчество воспитателя и помощника воспитателя.
- Называть части своего тела и детали лица,
- Называть предметы ближайшего окружения и их детали.
- Знать и правильно называть предметы домашнего обихода: одежда, игрушки, посуда, обувь, мебель.
- Знать и называть назначения предметов.
- Обогащение словаря, связанного с природой, окружающим миром: овощи (морковь, помидор, огурец, картофель), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), называть их характерный цвет, форму, вкус,
- цветы, трава, деревья, земля, небо, облака, солнце, ветер, дождь, снег, вода, лужи,
- птицы: курица, петух, цыплята, воробьи, их внешний вид,
- животные: кошка, собака и их детёныши, заяц, медведь – характерные особенности внешнего вида,
- транспортные средства: машина, автобус, детали машины ( кабина, руль, колеса).
- Глагольный словарь, обозначающий бытовые, трудовые и собственные действия: мыть, прыгать, вытирать, бегать, сидеть, слушать, петь, играть, стирать, одевать, снимать, убирать, положить, взять, бросать, катать, кушать, пить, смеяться, плакать…
-Прилагательные, обозначающие цвет (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный), величину (большой, маленький, узкий, короткий, длинный, широкий), вкус (сладкий, соленый, кислый), настроение (веселый, грустный.
- Наречия: сейчас, близко, далеко, быстро, медленно, темно, тихо, громко.
#1047;вуковая культура речи.
- Учить говорить внятно, не торопясь.
- Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, которые есть у детей.
- Использование в речи звукоподражаний: тик-так, пи-пи-пи, ко-ко- ко, мяу, гав, и-го-го и т.д; произносить из быстро, медленно, тихо, громко.
-Формировать умение произносить слова без пропусков звуков, слогов.
4. Развитие грамматического строя речи.
- Правильно использовать в речи окончания существительных.
- Учить образованию уменьшительно - ласкательной формы существительных.
- Учить согласовывать слова при составлении небольшой фразы.
5. Развитие физического и фонематического слуха.
Использование различных игр по тематикам «Кто что слышит?», «Угадай, кто так говорит?», «Что так звучит?», «Повтори за мной» и т.д.
6. Формирование первоначальных навыков связной речи.
Развивать у детей интерес, потребность к речевому общению со взрослыми и сверстниками.
Вступая в контакт с окружающими, выражать словами свои мысли, чувства, впечатления.
Отвечать на вопросы педагога простой фразой, а не одним словом.
Продолжать учить детей понимать обращенную к ним речь взрослого и сверстника.
К концу года научить рассказывать в 2-4 предложения о нарисованном на картинке, увиденном на прогулке.
Учить воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.
Вторая младшая группа.
(от 3 до 4 лет).
#1056;абота над накоплением пассивного и активного словаря, усвоением слов, связанных с названием предметов, их качеств и действий с ними, расположения данных предметов в окружающем пространстве.
2. Обогащение и активизация словаря.
- Работа над словарными темами «Части тела и лица», «Игрушки», «Семья», «Туалетные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Насекомые», «Растения», «Времена года».
- Знакомство с обобщающими понятиями на основе словарных тем.
-Учить правильно различать и называть предметы и их детали ( у стула сидение, ножки и спинка, у рубашки рукава, воротник, пуговицы…)
- Правильно давать характеристику окружающим предметам (величина, цвет, форма, материал).
- Расширение глагольного словаря за счет выполнения разнообразных действий.
- Уточнение понимания личностных местоимений : я, мы, ты, вы, он, она, они.
- Использование притяжательных местоимений: мой, твой, мне, тебе, вам.
- Понимание и использование наречий: внизу, вверху, впереди, сзади, много, мало, высоко, низко, далеко, близко, тепло, холодно, вкусно, туда, сюда, больше, меньше.
- Работа с числительными: 1,2,3,4,5.
- Обучение различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению: одеваться – раздеваться, завязывать – развязывать, ходить – лежать, большой – маленький, веселый – грустный…
#1047;вуковая культура речи.
- Продолжать закреплять умения детей внятно произносить в словах все гласные звуки и имеющиеся согласные звуки ( звуки раннего онтогенеза «м, н, т, п, г, д, ф, в, б, х, к и их мягкие пары), свистящие звуки (с сь,з, зь, ц).
Шипящие и сонорные звуки у детей в этом возрасте чаще всего отсутствуют.
- Вырабатывать правильный темп и ритм речи, интонационную выразительность.
4. Формирование фонематической системы языка.
- Развитие правильного дыхания: спокойный вдох носом и говорение на выдохе. Воздушная струя должна быть непрерывной, ровной, сильной.
- Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.
- Формирование умение различать гласные звуки: А, У, О, И, Э, У-А, И-У, И-О, У-О.
- Учить слышать звуки раннего онтогенеза и различать их: Б-Н, М-Т, П-Г.
- Учить различать слова, близки по звучанию: кот – кит, дом – ком, миска -
киска, маска – каска, ком – сом…
5. Слоговая структура слов.
- Правильное проговаривание слов, состоящих из двух слогов без стечения согласных (нога, Ваня, сама, мама…)
- Четкое проговаривание двуслоговых слов со стечением согласных (мошка, вышка, сушка, почта…).
- Правильное произношение слов , состоящих из одного слога (дом, ком, ом, дым, сын, дочь, печь…).
- Учить прохлопывать, протопывать, простукивать слоговой рисунок слова.
6. Грамматический строй речи.
- Образование единственного и множественного числа существительных.
- Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.
- Единственное и множественное число прилагательных.
- Единственное и множественное число глаголов.
- Падежные окончания существительных.
- Образование родительного падежа существительных со значением отсутствия (Чего нет у машины? У машины нет колеса).
- Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, другу, собаке), творительном падеже (куклой, карандашом, лопаткой), родительном падеже с предлогом «у» ( у Вани, у собаки, у мамы), предложном падеже с предлогами «на», «в» ( на столе, на улице, в сумке, в коляске).
- Образование и использование в речи глаголов настоящего времени: я иду, мы идем, вы идете.
- Дифференциация рода и числа глаголов прошедшего времени ( упал, упала, упали).
- Образование повелительного наклонения глаголов (иди, сиди, пой, беги…)
- Согласование притяжательных местоимений с существительными (моя книга, мой мяч, твоя кофта, мои сандалии…)
- Согласование существительных с прилагательными.
- Согласование существительных с числительными.
- Правильное использование в речи предлогов: в, на, под, у.
#1060;ормирование навыков связной речи.
-Воспитание потребностей речевого общения у детей. Формирование речи, как средства общения.
- Воспитание умения выполнять двухступенчатые словесные инструкции педагогов.
- Учить договариваться со сверстниками в процессе совместных действий, в игровых ситуациях
- Учить заканчивать нужным по смыслу словом незаконченную фразу педагога.
- Учить отвечать на вопросы : «Кто (что) это?», «Кто что делает?»
с опорой на окружающую действительность, картинки, иллюстрации.
- Воспитывать умение слушать и запоминать небольшой художественный текст.
- Формировать навыки рассматривания иллюстраций книг и соотносить их текстом.
- Передавать с помощью педагога содержание знакомой сказки с опорой на наглядность.
- Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
- Заучивание четверостиший, потешек с опорой на картинки.
- Развивать у детей навыки диалога.
- Вырабатывать у детей дружелюбный спокойный тон, вежливое общение со взрослыми и сверстниками.
- Составлять рассказ по картинке по вопросам педагога из 3-4 предложений.
8. Подготовка к обучению грамоте.
Формировать у детей умение вслушиваться в звучащие слова. Познакомить с понятиями «слова», «звуки».
Средняя группа
( 4 – 5 лет).
#1056;асширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных, наречий по всем изучаемым словарным темам.
«Осень», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда», « Мебель», « Зима», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Звери», «Транспорт», «День защитников Отечества», «Профессии», «Весна», «Женский праздник», «Перелетные птицы», «Жизнь животного мира весной», «Правила дорожного движения», «Лето», «весенние и летние цветы», «Насекомые», «Родной город», «Детский сад».
#1057;ловарная работа.
- Называть предметы ближайшего окружения и их детали; материалы, из которого они изготовлены: у кофты есть рукава, воротник, пуговицы, карманы, петли, замок; у машины есть кузов, кабина, колеса, руль, фары; у стула есть сиденье, спинка, ножки …
- Введение в речь детей существительных, обозначающих профессии.
- Знать и называть части суток, месяцы, дни недели.
- Правильно называть природные и погодные явления:
Осень. На улице похолодало, идут дожди, листья меняют свой цвет и опадают, исчезают насекомые, птицы улетают в теплые края, в садах и огородах убирают урожай фруктов и овощей.
Зима. Морозы, снегопады, реки и озера покрылись льдом, снег белый холодный, блестит на солнце, красивые резные снежинки , сугробы, из рыхлого снега можно лепить снеговика, лед холодный, прозрачный, твердый.
Весна. Солнце греет сильнее, становится теплее, снег и лед начинают таять, бегут ручьи, появляется трава, цветы, листья на деревьях и кустарниках, появляются насекомые, просыпаются в лесу звери, прилетают птицы, вьют гнезда, выводят птенцов. Люди работают на огородах в садах, высаживают семена будущих растений.
Лето. Жарко, ярко светит и греет солнце, идут теплые дожди, много разных насекомых, растет трава, цветет много разных цветов, спеют ягоды, растут овощи, фрукты, люди ухаживают за будущим урожаем.
- Учить различать по листьям и коре 3-4 дерева, один цветущий кустарник, 3-4 травянистых растения, два вида лесных ягод и два вида грибов.
- Уметь характеризовать состояние и настроение людей:
-веселый, радостный, грустный, добрый, злой…
- Введение в речь обобщающих понятий.
- Знакомство с антонимами, обозначающими противоположные действия и признаки ( надеть – снять, открыть – закрыть, сухой – мокрый, быстро – медленно, высокий – низкий).
- Обогащение глагольного словаря, обозначающего трудовые действия людей разных профессий, действия различных объектов.
- Расширение объема прилагательных, обозначающих признаки предметов, природные явления.
- Правильное употребление в речи личных местоимений: я, ты, он, она, они, мы, вы.
- Использование в речи притяжательных прилагательных: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, Олин, Ванин.
- Активное использование в речи наречий : тут, там, здесь, впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа, высоко, низко, далеко, близко, между, около.
- Использование в речи количественных числительных: один, два, три, четыре, пять.
- Порядковые числительные : первый, второй, третий, четвёртый, пятый.
#1047;вуковая культура речи.
- Отработка правильного произношения всех гласных звуков.
- Формировать умения четко произносить согласные звуки в твердом и мягком вариантах: б-бь, п-пь, м-мь, н-нь, д-дь, т-ть, г-гь, к-кь, х-хь, в-вь, ф-фь, с-сь, з-зь, ц) в звукоподражаниях, словах, простых фразах.
#1060;онетико –фонематическое развитие.
- Закрепить понятие «звук» , он может быть гласным и согласным.
- Выделять на слух из ряда звуков гласные (а, о, у, и).
- Упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков: ау, уа, уо, оу, иа, аи, уи, иу, ао, оа (какой звук слышится первый, какой второй звук).
- Учить выделять первый ударный гласный звук в слове (а, о, у, и).
- Учить выделять на слух изолированно, в слогах и словах согласные звуки (м, н, д, г,б).
- Формировать умение выделять на слух в начале и конце слова согласные звуки (м, н, б, д, г).
- Формировать навыки анализа и синтеза сначала обратных, а потом прямых слогов (ам, он, ду, ба…)
5. Развитие просодической стороны речи.
- Развитие речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
- Воспитание правильного умеренного темпа речи.
- Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, правильной модуляции голоса.
- Стимулирование употребления выразительных речевых средств в свободной речевой деятельности.
6 .Работа над слоговой структурой слова.
- Овладение словами 2 -3х слоговой структуры без стечения согласных
( вода, ваза, коза, муха, панама, корова, ворона, собака…)
-Овладение словами 2 -3х слоговой структуры со стечением согласных звуков (кошка, кофта, шорты, картощка…).
- Закреплять умения прохлопывать, простукивать, протопывать ритмический рисунок слов.
- Определять количество слогов в слове : один слог, два слога.
7. Грамматический строй речи.
- Правильное образование единственного и множественного числа существительных.
- Образование родительного падежа существительных множественного числа (яблок, собак, пальцев, столов…)
- Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (яблочко, ножка, кружечка, кошечка, тарелочка…)
- Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода.
- Учить понимать вопросы косвенных падежей: Кого?, Чего? Кому?,Чему? Кем? Чем? правильное употребление существительных в родительном, дательном, винительном падежах.
- Использование в речи глаголов повелительного наклонения (дай, иди, сиди, пой, пей, лей…)
- Использование в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет – идут, сидит – сидят, поёт –поют, ест – едят…).
- Обучение пониманию возвратных глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (умывается, одевается, катается…)
- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий мяч, красное яблоко, синяя шапка…)
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями (моя рубашка, мой шарф, моё пальто…).
- Согласование существительных с числительными.
- Правильное употребление в речи простых предлогов: в, на, у, под, по, за, с.
- Согласование слов во фразах и простых предложениях.
8. Связная речь.
- Стимулировать речевую активность детей в повседневной жизни, в играх, на занятиях.
- Совершенствовать фразовую речь.
- Учить отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
- Овладение навыками составления предложений по вопросам, картинкам, демонстрации действий.
- Учить слушать, запоминать и повторять за взрослым короткие рассказы-описания в 2-4 предложения об игрушках, овощах, фруктах, животных.
- Упражнять в согласовании слов в предложении.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию небольшого художественного текста.
- Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
- Составлять по образцу небольшие рассказы по содержанию картины.
- Учить использовать формы речевого этикета в повседневной жизни.
- Пересказывать небольшие сказки и художественные произведения с помощью взрослого.
- Упражнять в навыках диалога.
- Чтение наизусть четверостиший, потешек, загадок.
9. Обучение элементам грамоты.
- Формирование представлений детей о букве. Чем буква отличается от звука.
- Ознакомление с гласными буквами «А», «У», «О», «И».
- Ознакомление с согласными буквами «М», «П», «Н», «Т».
-Выкладывание букв с помощью счетных палочек, шнурков, ленточек, различных круп.
- Формировать навыки составления и чтения слияний гласных букв «АУ», «УИ», «АИ», «ОУ», «УИ» и т.д.
- Формировать умения составлять и читать обратные и прямые слоги с изучаемыми гласными и согласными буквами: «АМ», «УН», «ПА», «ТО»…
Старшая группа
(5 – 6 лет).
Уточнение и расширение полученных знаний, обеспечение перехода от накопленного пассивного словарного запаса к активному использованию речевых средств детьми.
Учить характеризовать личность человека, его состояние, настроение, внутренние переживания.
#1047;акрепление и обогащение словаря детей по следующим словарным темам:
- «Детский сад», «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Кустарники», «Семья», «Части тела», «Части лица», «Одежда по временам года», «Обувь», «Игрушки», «Продукты питания», «Посуда столовая, чайная », « Мебель», «Комнатные растения», « Зима», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Звери», «День защитников Отечества, рода войск», «Транспорт пассажирский и грузовой», «Профессии», «Орудия труда», «Весна», «Праздник 8 марта», «Перелетные птицы», «Жизнь животного мира весной», «День Победы 9 мая», «Правила дорожного движения», «Лето», «Весенние и летние цветы», «Насекомые», «Родной город».
2. Расширение и правильное использование словаря.
- Закрепление навыков правильного названия окружающих предметов, их деталей; описание внешнего вида и различные способы их использования в жизни.
- Введение в словарь детей существительных, связанных с профессиями: каменщик, маляр, плотник, швея, закройщик, слесарь, парикмахер, инженер...
- Обогащение словаря, связанного с названием техники: экскаватор, подъёмный кран, трактор, комбайн, самосвал, грейдер…
-электромясорубка, кофемолка, пылесос, самовар, кофеварка, миксер, блендер, овощерезка, микроволновая печь…
-Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки субъектов, предметов, явлений ( весёлый, соленый, светлый, умный, добрый, высокий, кислый, сладкий, прочный, зелёный, белый…).
- Закрепление использования наречий, обозначающих отношение людей к труду: старательно, ответственно, надёжно, качественно, бережно…
- Обобщающие понятия по всем словарным темам.
- Дальнейшее знакомство с синонимами и антонимами.
- Многозначные слова (ручка, спинка, коса, лук, поле, конь, идёт, стоит, скачет, плывёт, бежит…)
- Формировать внимание к слову, более точному пониманию его назначения. Учить подбирать слова, наиболее подходящие в данной ситуации ( чашка разбилась, а не сломалась; папа поднял, а не взял, упавшую книгу; мама пришила, а не зашила пуговицу и т.д.)
- Учить замечать называть погодные и природные явления.
#1047;вуковая культура речи.
- Четкое и правильное произношение всех гласных звуков: а,у,о,и,э,ы.
- Правильное произношение всех согласных звуков раннего онтогенеза в твердом и мягком вариантах (м,н,т,д,б,п,,в,ф,к,г,х).
- Закрепление правильного произношения свистящих звуков (с,ссь,з,зь,ц)
- Уточнение произношения шипящих звуков (ш,ж,щ,ч) и соноров (ль,л).
- Дифференциация и правильное произношение часто смешиваемых звуков (с-з), (с-ц), (ш-ж), (ч-щ), (с-ш), (з-ж).
4. Фонетико - фонематическое развитие.
- Закрепление понятий «гласный и согласный звук», их характеристики.
-Ознакомление с понятиями «звонкий» или «глухой» согласный звук.
- Выделение гласных и согласных звуков на слух изолированно, в слогах, словах, фразах.
- Выделение первого ударного звука гласного или согласного в слове.
- Выделение последнего согласного, гласного звука в слове.
- Выделение ударного звука в слове.
- Звуковой анализ обратных и прямых слогов (ам, ум, до, бы, го, ав…)
- Различать на слух парные звуки по звонкости- глухости (п-б, т-д, к-г, в-ф, с-з, ш-ж).
#1056;азвитие просодической стороны речи.
- Работа со слоговыми дорожками: ПА-ПА-ПА-ПА – произносить с разной скоростью, разной интонацией, разным положением ударения, разной силой голоса.
- Отработка длительной воздушной струи на выдохе.
- Отработка интонационной выразительности речи в процессе драматизации сказок, пересказе коротких литературных произведений, чтении потешек и стихотворений.
6. Слоговая структура слова.
- Совершенствовать умение различать длинные и короткие слова.
- Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения, интонации; цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Усвоение двусложных слов:
- с одним закрытым слогом (бидон, батон, вагон, загон, погон),
- с двумя закрытыми слогами (кувшин, кафтан, фонтан),
- трёхсложные слова с открытыми слогами (машина, кабина, малина).
- Закрепление понятия «слог». Выполнять слоговой анализ слов с одним, двумя, тремя слогами.
- Правильно использовать в речи сложные слова : самокат, самовар, самолет, пароход, паровоз, пылесос. Пояснить, что данные слова состоят из двух слов.
#1043;рамматический строй речи.
- Закреплять навыки правильного изменения окончаний существительных в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных.
- Образование приставочных глаголов : лить-налить- вылить-залить-перелить-отлить-полить-отлить.
- Образование однокоренных родственных слов сначала на базе имени ребенка: Ваня- Ванюша-Ванечка-Ванька; затем на базе других слов : сад- садить-садовод-садовник-садик—посадки…
-Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности: продукты питания ( яблочный, сливовый, масляный, хлебный, молочный…), растения (берёзовый, дубовый, липовый, луковый, гранатовый, ивовый…), материалы (деревянный, стеклянный, кожаный, шёлковый, пуховый…).
- Названия детенышей животных в уменьшительно-ласкательной форме: зайчишка, лисёночек, щеночек, котёночек, тигрёночек, козлёночек…)
- Изменение формы глаголов: идёт –иду –идём, поёт – пою – поём.
- Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк-, - еньк- :берёзонька, лёгонький, светленький, умненький, тоненький…
- Образование притяжательных прилагательных от существительных: волк- волчий, собака – собачий, лиса – лисья, лев- львиный, коза – козья…
- Образование наречий от прилагательных: быстрый – быстро, медленный- медленно, высокий – высоко, темный –темно, сладкий – сладко…
- Изменение глаголов:
-а) по временам - рисую – рисовал,
б) совершенный – несовершенный вид - рисую – нарисую, рисовал –нарисо-
вал, пою – спою,
-в) единственное и множественное число – иду –идем, несу – несем.
- Изменение существительных по падежам с предлогами и без предлогов:
мяча, к мячу, на мяче, мячом, по мячу.
- Согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе и падеже.
- Учить изменять существительные и прилагательные по числам, родам и падежам.
- Правильное использование в речи предлогов: с, со, на, по, к, за, под, у, в,
из-за, из–под, около.
- Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино, эскимо, какао, пианино, суфле, желе, жалюзи.
#1057;вязная речь.
- Учить составлять предложения по схемам:
а ) существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение «Мама пьёт кофе»,
б ) существительное в именительном падеже + согласованный глагол + 2 существительных в косвенных падежах «Таня режет торт ножом».
- Составлять предложения:
а) по демонстрации действий,
б) по вопросам педагога,
в) по картине.
- Расширение предложения путём введения однородных членов.
Папа, мама и Оля пили чай. Мама испекла вкусный, ароматный, рыбный пирог.
- Познакомить детей с образованием сложносочинённых предложений с союзом «а».
У Тани светлые волосы, а у Димы тёмные. Зимой люди ходят в тёплой одежде, а летом в лёгкой.
- Отработка предложений, включающих в себя слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Аня катается на санках. Аню катают на санках.
- Объединение 2-3-х коротких предложений в рассказ.
- Работа по обучению ведения диалога между взрослым и ребенком, между детьми.
- Развивать умение самостоятельно задавать вопросы окружающим.
- Составление предложений по картине и объединение их в короткий рассказ.
- Составление небольшого рассказа-описания игрушки, овоща, фрукта по предложенному алгоритму.
- Учить детей внимательно слушать короткий рассказ и уметь пересказать его близко к тексту.
- Заучивать наизусть небольшие стихотворения, чистоговорки, скороговорки.
- Использование различных видов наглядности для драматизации знакомых сказок. Вызывать у детей интерес к русскому народному творчеству, умение ярко, эмоционально, передавать содержание произведений. Учить начинать сказку, продолжить текст за товарищем и завершить повествование.
- Учить детей давать характеристики героям художественных произведений, правильно оценивать их слова, поведение, поступки.
9. Обучение грамоте.
- Закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук звонкий и глухой», «буква», слог, слово, предложение.
- Осуществлять звуковой анализ прямых и обратных слогов, определяя последовательность. звуков в слоге.
- Упражнять в анализе слов из трех букв, определяя гласные и согласные звуки.
- Познакомить с понятием «ударение» в слове, что такое «ударный слог».
-Ознакомление с буквами «Б», «Д», «К», «Г», «Ф», «В», «Х», «Ы», «С», «З»,»Ц», «Ш», «Ж».
- Профилактика дисграфии:
а) обучение узнаванию и нахождению букв в любых печатных текстах,
б) узнавании букв, наложенных друг га друга ( «зашумленные»),
в) нахождение и называние букв без отдельных элементов,
г) исключать зеркальное изображение букв.
- Ознакомление с понятием «предложение».
Оно состоит из слов, связанных между собой по смыслу. Предложение несет смысловую информацию, которая должна быть понятна окружающим. Учить определять количество слов в предложении (3 - 4 слова на начальном этапе), их последовательность.
Подготовительная к школе группа
( возраст 6 – 7 лет).
Закрепление правильного произношения всех групп звуков.
Обогащение словаря, грамотное выстраивание высказываний, дальнейшее формирование навыков связной речи, овладение навыками чтения и звуко – слогового анализа.
#1056;абота над словарным запасом.
- Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем при изучении словарных тем «Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Труд людей осенью по уборке урожая», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды садовые и лесные», «Грибы», «Деревья и кустарники осенью», «Подготовка животного мира к осени», «Перелетные птицы», «Погода и природа осенью», «Одежда, обувь и головные уборы людей в осенний период», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», «Зима», «Зимующие птицы», «Жизнь зверей зимой», «»Новый год», «Животный мир Севера», «Мебель», «Посуда и ее виды», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Труд людей зимой на селе», «Орудия труда», «День защитников Отечества», «Животные жарких стран»», «Животный мир морей и океанов», «Весна. Погода, природа, жизнь животных весной, труд людей в весенний период, весенняя одежда », «Женский день 8 марта», «Перелетные птицы», «День Победы 9 мая», «Музыкальные инструменты», «Скоро в школу. Школьные принадлежности», «Наша Родина – Россия», «Родной город». «Лето».
2. Словарная работа.
-Обогащение словаря за счет введения в речь числительных, местоимений, наречий, причастий.
- Введение слов сложного слогового состава: садовод, овощевод, картофелекопалка, снегоуборочная машина, шуруповерт, газонокосилка…
- Многозначность слова: идёт снег, человек, время, собака…
- Подбор к существительному однородных определений: зима морозная, снежная, суровая…
Подбор к существительному однородных глаголов: снег идет, падает, летает, засыпает, кружится, ложится…
- Подбор существительных к прилагательным:
весёлый: смех, человек, день, рассказ, спектакль,
весёлая: девочка, мама, сказка, песня,
весёлое: настроение, солнце,
весёлые: друзья, люди, песни, истории, стихи.
- Использование в речи антонимов:быстрый-медленный…
- Работа с синонимами: смелый-храбрый-отважный…
- Однокоренные родственные слова: снег-снежок-снеговик-снегирь-снега…
- Познакомить детей со словами, имеющими переносный смысл: золотые руки, розовые очки, работать спустя рукава, сгореть со стыда…
- Сложные составные прилагательные :ярко-красный, тёмно-зелёный…
#1047;вуковая культура речи.
- Отработка правильного произношения шипящих звуков (ч, щ) и соноров: (ль, л, р, рь).
- Совершенствовать умения правильно произносить все звуки родного языка и четко различать их на слух.
-Закреплять правильное произношение звуков в слога, словах, предложениях, текстах и в свободной речи.
#1060;онетико – фонематическое развитие.
-Дальнейшая работа по формированию умений дифференцировать на слух все звуки родного языка по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий, свистщий-шипящий.
- Выделять положение заданного звука в любой части слова : начало, середина, конец; первый в слове, второй, третий …
- Закреплять умение подбирать слова на заданный звук.
- Нахождение слова с заданным звуком в ряду других слов, в предложении, коротком тексте.
- Использование разнообразных игр с заменой звуков в слове и получение новых слов: кит-кот, сын-сыр, сам-сом, дом-ком-сом-том…
#1057;логовая структура слова.
- Образование и введение в речь слов со сложной слоговой структурой:
бетономешалка, газонокосилка, электробритва, электронагреватель.
- Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных: листопад, апельсин, двусложные слов со стечением согласных: грядка, грудка, брюшко, брошка.
- Совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из 1-2-3х слогов.
- Учить подбирать слова с заданным количеством слогов.
#1043;рамматический строй речи.
- Согласование существительных с прилагательными, глаголами, местоимениями в роде, числе и падеже.
- Образование и использование глаголов в форме будущего сложного и простого времени: покатаюсь-буду кататься, поиграю-буду играть.
- Образование существительных с ласкательными и увеличительными оттенками: яблочко, ботиночки, блюдечко, волчище, сапожище, лапища…
- Образование и использование прилагательных в сравнительной степени: высокий – выше, сладкий – слаще, чистый – чище…
- Образование существительных от глаголов: продавать – продавец, летать – лётчик, писать – писатель, читать – читатель…
- Работа по образованию приставочных глаголов и использование их в речи: бежать-забежать-выбежать-отбежать-сбежать…
- Дальнейшая работа по образованию относительных прилагательных и введение их в речь.
- Образование однокоренных родственных слов и использование их в речи.
- Закрепление в речи правильного использования простых и сложных предлогов: под, над, из, из-за, из-под, между, через, возле, около.
7. Связная речь.
-Закреплять навыки образования любых простых предложений с разной наполняемостью слов по образцу логопеда, самостоятельно.
- Учить изменять наполняемость предложения, добавляя другие второстепенные члены предложения .
- Учить составлять предложения по демонстрации действий, по картине, по опорным словам, по заданному обороту речи, по нескольким предметным картинкам.
- Совершенствовать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы окружающих.
-Дальнейшее обучение составлению сложных предложений и использование их в самостоятельной речи:
а) с союзом «а»: Сначала нарисую дом, а потом раскрашу его.
б) с союзом «или»: Мы будем играть или читать книгу?
в) «потому, что»: Я беру зонт, потому что на улице идёт дождь.
г) использование дополнительного придаточного, выражающего желание: Я хочу, чтобы завтра мы пошли в зоопарк.
- Развивать навыки ведения диалога и монолога.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Продолжать учить самостоятельно, последовательно, грамматически правильно, выразительно , без повторов передавать содержание небольшого художественного текста.
- Использовать в пересказе выразительные средства из текста.
- Составление детьми рассказов:
а) рассказ-описание по заданному алгоритму, плану,
б) рассказ по сюжетной картине,
в) рассказ по серии картин,
г) рассказ по определённой тематике,
д) рассказ по памяти,
е) творческий рассказ,
ж) совместный рассказ с товарищем,
з) закончи начатый текст, придумай ему свой конец (или начало).
- Драматизация сказок и литературных произведений.
- Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений.
8. Обучение грамоте.
- Ознакомление с буквами «Ч», «Щ», «Л», «Р», «Ь», «Ъ».
- Закреплять навыки узнавания букв в различных шрифтах.
- Различать правильное и неправильное написание букв.
- Совершенствовать навыки слияния звуков – букв и осмысленное чтение слов, предложений.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Планирование развитие речи в разных возрастных группах....
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....
Картотека игр и упражнений по развитию речи (для всех возрастных групп)
Картотека помогает в работе с детьми по развитию речи...
Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп
Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп...
Картотеки дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
Игра «Бабочка, лети!»Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 ...
Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп...
Картотека игр и упражнений по развитию речи для всех возрастных групп
В работе с детьми младшего дошкольного возраста словарная работа, в целом, направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное ...