Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
Младшая группа
№ | Название | Цель | Материалы | Ход |
1 | «Чей? Чья? Чьё?» | Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. | - | воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает. Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) - дедушкин, Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин. |
2 | «Родственники?» | Упражнение в подборе однокоренных слов. | - | Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка … Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий … Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька … |
3 | «Улетели птицы» | Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. | - | Нет (кого?) – нет лебедя, утки … Нет (кого?) – нет лебедей, уток … |
4 | «Кто что услышит?» | Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи. | Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан | Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки вышеперечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать |
5 | «Суп – компот» | Обучение группировке на овощи и фрукты, закрепление их названий. | Изображение банки из-под компота и кастрюли (на доске) | Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Дети выполняют задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повторите, куда вы положите этот фрукт? |
Средняя группа
№ | Название | Цель | Материалы | Ход |
1 | «Чудесный мешок» | Уточнение и активизация словаря по теме. | Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке. | Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с детьми рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. |
2 | «Кто как разговаривает?» | Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | Мяч | Воспитатель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит, Змея шипит, Комар пищит, Собака лает, Волк воет, Утка крякает, Свинья хрюкает Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д. |
3 | «Время года» | Обучение временам года, их последовательности и основным признакам. | Картинка с сезонными изменениями | На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Дети выбирает картинки, где изображены явления только названного воспитателем времени года и называет их. |
4 | «Один – много» | Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. | Мяч | Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. |
5 | «Животные и их детёныши» | Закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | - | Воспитатель говорит детям названия животных, а дети называют их детёнышей. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. |
Старшая группа
№ | Название | Цель | Материалы | Ход |
1 | «Назови ласково» | Закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. | - | Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая). |
2 | «Магазин посуды» | Расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания | Муляжи посуды | Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. |
3 | «Найди по цвету» | Закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. | Картинки с изображением предметов разного цвета | Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш. |
4 | «Похожие слова» | Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. | Мяч | Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий – пугливый. И т.д.. |
5 | «Составь описание» | Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. | - | — Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».) |
Подготовительная группа
№ | Название | Цель | Материалы | Ход |
1 | «Укрась слово» | Развитие воображения и речи, расширение словарного запаса | - | Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять каждому слову. |
2 | «Что, где, когда» | Способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения | Мяч | Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например: Где растут листья? (На ветках или на деревьях.) Где живут рыбы? (В реке, в море.) Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.) Когда снег тает? (Весной.) и т.д. |
3 | «Скажи наоборот» | Расширение словаря антонимов | Мяч | Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь, наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ - ВРАГ ДЕНЬ – НОЧЬ и т.д. |
4 | «Кто может совершать эти действия?» | Активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. | Мяч | Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Идёт – человек; Плывёт – рыба, и т.д. |
5 | «Из чего сделано?» | Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. | Мяч | Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Рукавички из меха - меховые Таз из меди - медный Ваза из хрусталя - хрустальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601103-1425130026.jpg)
Картотека игр и упражнений по развитию речи (для всех возрастных групп)
Картотека помогает в работе с детьми по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-627283-1429877188.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи в старше – подготовительной группе.
Составила воспитатель: Азарскова Ирина Александровна. 2014 год. «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, на...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/23/picture-1018282-1527099307.jpg)
Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп
Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-1398083-1648727661.jpg)
Картотеки дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
Игра «Бабочка, лети!»Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-136739-1354518728.jpg)
Картотека игр по грамматическому строю речи во всех возрастных группах
Подборка игр по грамматическому строю речи...
Содержание работы по развитию речи во всех возрастных группах д/с
В данном материале указана практическая работа по всем разделам развития речи по всем возрастным группам в соответствии с ФОП ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/13/picture-222974-1715580606.jpg)
Картотека игр и упражнений по развитию речи для всех возрастных групп
В работе с детьми младшего дошкольного возраста словарная работа, в целом, направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное ...